Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным (форма гос.устройства, при которой территория государства не имеет в составе федеративных единиц) государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.

Японцы обладают широким кругом основных прав и свобод. Упразднены привилегированные сословия, провозгласив принцип равенства (равенство всех перед законом,  недопустимость дискриминации, равенство полов). Характерным здесь является закрепление в основных нормах положения, что любые награды действуют только при жизни лица, их получившего. Детально регулируются вопросы брака.

Органом конституционного контроля является Верховный суд, которому, как и в США, принадлежит право окончательного решения по вопросу о неконституционности нормативного акта. Однако в Японии подается специальный иск в суд первой инстанции о неконституционности акта, и дело в иерархическом порядке может быть доведено до Верховного суда.

По способу изменения Конституция Японии является жесткой. Ее изменение возможно только по инициативе Парламента. Для внесения в нее поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация поправки осуществляется либо референдумом, либо новым составом Парламента, образованным после проведения общенациональных выборов. Способ ратификации определяется Парламентом. Утвержденные поправки немедленно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До сих пор в Конституцию не было внесено ни одной поправки.

 

10. Основной закон ФРГ.

В 1949т. на территории западных оккупационных зон была образована Федеративная Республика Германия. Новому государству потребовалась новая конституция, которая разрабатывалась в 1948—1949 гг. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, регулирующем основы государственного строя в период до полного воссоединения Германии, было выбрано название ≪Основной закон≫, а не ≪Конституция≫. Проект был принят Парламентским советом, в состав которого входили представители политических партий, избранные ландтагами (парламентами) 11 западногерманских земель (кроме Баварии), и вступил в силу 23 мая 1949 г. В последствие стал обязательным и для западно-германских земель..

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей. Особенностью данного акта, отличающей его от других конституций, является то, что первый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.

Второй раздел регулирует отношения между Федерацией и землями, а также основы политического строя страны. По форме правления Германия является парламентской республикой с сильными позициями главы Федерального правительства — Канцлера. Остальные разделы детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему федерального законодательства и исполнение федеральных законов, а также общие задачи Федерации и ее субъектов.

По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к Основному закону нуждается в одобрении квалифицированного большинства в 2/3 членов верхней и нижней палаты Федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки начиная с 1951 г. В наибольшей степени на содержании

Основного закона отразилось воссоединение Восточной и Западной Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступление ФРГ в Европейские Сообщества.

 

11. Правовая охрана Конституции

Правовая охрана Конституции - деятельность гос. органов и их должностных лиц, направленная в целом на применение НПА, в процессе которой происходит выяснение их соответствия конституции. Однако для большинства из этих оганов эта деятельность не является специфичной.

К. Контроль:

1) в широком смысле - понимается деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная в целом на применение нормативно-правовых актов, в процессе которой происходит выяснение их соответствия конституции. Отождествляется с правовой охраной коституции.

2) в узком смысле - деяельность не судебных органов, судов общей и специальной юрисдикций, главной задачей которых является проверка конституционности правовых актов.

Отличие контроля от надзора – орган КК имеет  полномочия по отмене неконституционных  НПА.

Модели КК

Европейская. В 1795г. Сейес предложил создание специализированного органа для охраны конституции, который проверял бы акты Парламента. Основной идеолог – Кельзен, который обосновал иерархию правовых норм, сделал вывод, что раз К является главным законом страны, для обеспечения ее верховенства нужна отдельная система контроля, которую бы возглавляла высшая инстанция. Сущесивует единого орган конст. юрисдикции, за исключение федеративных государств, в которых могут создаваться конст. суды субъекта федерации. К полномочиям относятся вопросы о конституционности законов, НПА Правительства, Главы государства, индивидуально-правовых акт. Рассмотрение споров о компетенции м/у Ф и S, м/у законодательной и исполнительной властью, м/у органами власти в S. Конст. Суд во многих странах рассматривает вопросы о конституционности выборов, референдумов, деятельности политических партий, участвовавших в процедуре импичмента.

Американская. Предположение о толковании Конституции судами высказал Гамильтон. КК осуществляется судами общей юрисдикции.  Процедура проверки сводится к анализу правового акта на предмет конституционности при рассмотрении конкретного дела. Решения суда о неконституционности признаются обязательными в пределах территории юрисдикции данного органа. Акт признается неконституционным, однако формально продолжает действовать. Такой закон лишается юридической защиты, но продолжает существовать юр. сила. Роль судов общей юрисдикции высока. .

 

12. Формы и виды КК

По содержанию

  • формальный  - проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов;
  • материальный - выясняется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции.

По форме:

  • Абстрактный - осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода;
  • Конкретный  - осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом.

По времени проведения

  • Последующий - проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу.
  • Предварительный - проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т. е. обнародования, опубликования главой государства (в Швеции, Франции, Финляндии).

По объему:

  • Полный – проверяются все области ОО
  • Частичный – конкретная область ОО

С (.) зр. применения решения:

  • Решение имеет обратную силу
  • Не имеет обратной силы

В зависимости от субъекта:

  • Внутренний – органом, издавшим акт
  • Внешний – иным органом

С (.) зр. Правовых последствий

  • Консультативный – не обладает юрид. силой
  • Постановляющий – обязательное для исполнения решение

По обязательности проведения:

  • Обязательный – для актов, для которых предусмотрен обязательный КК
  • Факультативный – по обращению субъектов

 

13. Субъекты, объекты КК, виды органов, его осуществляющих

Объекты – НПА, которые по юридической силе слабее К.

  • Конституционные (органические) законы – если принят на референдуме, то не подлежит проверке
  • Законы
  • Поправки к конституции
  • Акты ОИВ
  • Акты ОМС
  • Частноправовые акты: судебные решения, действия должностных лиц, создание и деятельность общ. объединений, их акты и выполнение этими объединениями определенных функций Гва.
  • Внутригосударственные договоры и соглашения + международные договоры,.

Субъекты - государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса в органы, осуществляющие КК о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федеративных государствах этим правом обладают органы государственной власти соответствующего субъекта.

Обязанность органов КК — не допускать принятия, издания законов и иных актов, противоречащих конституционным предписаниям, а также предотвращать применение законов и иных актов, договоров, нарушающих основные нормы, если таковые уже вступили в законную силу.

Классификация органов, осуществляющих КК:

1. по органу  формирования КК:

а) формируемые законодательной властью (Польша, Венгрия);

б) формируемые законодательной и  исполнительной властью (Франция, Германия);

в) формируемые закнодательной, исполнительной и судебной властью (Италия);

г) формируемые главой государства, по представлению различных ветвей власти (австрия, Бельгия, Испания);

д) кооптация - введение в состав выборного  органа новых членов либо кандидатов собственным решением данного органа без проведения дополнительных выборов (Португалия);

е) лингвистический принцип (Бельгия).

2. по порядку  формирования внутреннего руководящего  органа (чаще всего Председатель, либо председательствующий орган КК):

а) избираемый самим органом КК;

б) назначаются из вне руководящим  органом.

Виды органов, осуществляющих КК:

а) судами общей юрисдикции. В США, Мексике, Японии вопрос о конституционности того или иного закона, на основании которого возникло судебное дело, может быть поставлен судом любой инстанции. Однако окончательное решение по этому вопросу принимает только высшая судебная инстанция.

б) специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль — главная или даже единственная функция. Такие специальные судебные органы не входят в систему судов. Они могут формироваться как с участием, так и без участия парламента (Австрия, ФРГ, Италия, Испания, Турция, Кипр, Болгария). Впервые система появилась в Австрии в 1920 г

в) особым органом несудебного характера (Конституционный совет во Франции). Аналогичная система утвердилась в некоторых африканских государствах — бывших французских колониях. Они располагают ограниченными полномочиями и не могут самостоятельно отменить неконституционный акт. Конституционные советы (комитеты) не являются судебными органами и не входят в судебную систему государства.

В исламских государствах конституционный контроль отличается своеобразием. Так, в Пакистане наряду с Верховным судом, который призван осуществлять конституционный контроль, есть еще два органа: исламский совет и суд шариата.

 

14. Конституционный Совет Франции

Конституционный Совет начал действовать  в 1958г. после учреждения Пятой Республики.

В 2008г. была проведена конституционная реформа, первая попытка которая была осуществлена еще в начале 90-х гг. – был создан специальный комитет (предложение ввести последующий КК)

КС  состоит из 9 человек, назначаемых  сроком на 9 лет, без права переназначения, Президентом и Спикером национального  собрания и Сенатором (согласно реформе 2008 года – с одобрением со стороны  Парламента).

Совет обновляется  на 1\3 каждые 3 года. Президент , председатель Сената и председатель национального  собрания назначают по 1 члену КС. + дополнительяная квота по праву в составе Совета  состоят ex-президенты. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в Парламенте, с должностями в гос. аппарате, а также с руководящей деятельностью в гос. или частном секторе экономики или с руководством полит. партии.

Членом может  быть назначено любое лицо, пользующееся правом, достигшее 18л. Единственный критерий- «мудрость» назначающих их лиц.  Важно то, что никто из членов Конституционного совета не может заниматься политической деятельностью, а также публично высказывать мнение по вопросам которые рассматриваются, рассматривались или будут рассматриваться в Совете. Председателя Конституционного совета назначает Президент. Председатель руководит работой, представляет КС на официальных церемониях, назначает докладчиков по рассматриваемым делам, определяет дату и порядок дня заседания.

Субъекты конституционной инициативы – Президент, председатель Прав-ва, председатели обеих палат Парламента, группы депутатов и сенаторов (не менее 60 человек).

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»