Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

Принцип “подразумеваемых”  полномочий наделяет конгресс “правом издавать все законы, которые необходимы и уместны для приведения в действие полномочий, предоставленных Конституцией правительству Соединенных Штатов”.

В процессе развития федеративных отношений данная норма сыграла едва ли не решающую роль в расширении прав конгресса. Свободное ее толкование Верховным судом США утвердило за ним исключительные права в области финансов и авторского права, позволило создать целостный свод уголовного законодательства, карающего за нарушения федерального права.

Принцип “подразумеваемых”  полномочий позволил утвердить верховенство федерации и федерального законодательства во многих областях социально-экономической и политической жизни. Но пределы его применения не безграничны. В конечном счете он должен опираться на “букву” Конституции, иметь хотя бы отдаленное отношение к тем полномочиям, которые перечислены в самом тексте Основного закона.

 

35. Субъекты американской федерации.

Штаты - это государственные  образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США, однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США. Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством, их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы или договоры, без согласия Конгресса облагать пошлинами экспорт и импорт, заключать соглашение с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска. Штаты могут заключать с другими государствами экономические соглашения по вопросам торговли, охраны окружающей среды и т.д.

Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные  собрания, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Название этих палат также одинаковы : палата представителей и сенат.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору. Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица - казначей и др. - могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими. В подавляющем большинстве штатов губернаторы и другие гражданские чиновники могут быть подвергнуты импичменту.

Слияние штатов в один возможно только при  согласии Конгресса и законодательных  собраний штатов.

США как федеративное государство включает ныне 50 штатов — субъектов федерации, а также не являющиеся субъектами федерации федеральный округ Колумбия, федеральные территории Виргинские острова и острова Восточное Самоа, «свободно присоединившиеся государства» Пуэрто-Рико и др.

Как у суверенного субъекта в рамках федеральной системы США, у каждого  штата есть своя Конституция, выборные должностные лица и система органов  власти. Штаты обладают полномочиями принимать законы и обеспечивать их соблюдение, взимать налоги, а также вести свои дела в основном без вмешательства со стороны федерального правительства или других штатов.

На  правительства штатов возложена  главная ответственность за обеспечение  многих важных услуг и функций, которые влияют на повседневную жизнь жителей этих штатов. Эти услуги и функции включают следующее:

определение стандартов в  области образования и методов  финансирования народного образования; строительство и поддержание  транспортной инфраструктуры; выдача лицензий бизнесам и специалистам и  регламентирование их деятельности; создание судов и системы уголовного правосудия, не относящихся к федеральному уровню, а также надзор за ними; и т.д.

 

36. Особенности Индийской федерации

Современная Индия — крупнейшее по численности  населения и самое полиэтничное федеративное государство, построенное с учетом этнолингвистических факторов. По своей структуре индийская федерация включает 26 штатов и 6 союзных территорий, пользующихся меньшей автономией по сравнению со штатами. Большинство из них построено на монолингвистической или билингвистической основе. Штаты не являются государствами, не обладают суверенитетом и правом выхода из федерации, хотя имеют свои законодательные органы и законодательство, правительства, представительство в верхней палате парламента страны. Вместе с тем, в отличие от многих других федераций, штаты здесь не имеют собственных конституций и своего гражданства (за исключением штата Джамму и Кашмир). Индия — асимметричная федерация не только потому, что имеет в своем составе как штаты, так и союзные территории с иным статусом, но и потому, что в составе индии имеются субъекты с особым статусом. Кроме того, хотя формально, по Конституции штаты имеют общий, единый статус, в действительности ряд штатов, помимо указанного, находятся в неравном положении, обладая разными полномочиями. Представительство штатов в верхней палате парламента страны также существенно различается в зависимости от численности их населения — от 1 до 34 представителей.

Индия —  централизованная федерация, в которой  федеральный центр обладает большими полномочиями. В штатах имеется назначаемый Президентом страны губернатор, представляющий интересы центра в штате и обладающий немалыми правами. Он созывает и закрывает сессии законодательного собрания штата, подписывает законы, обладает правом отлагательного вето, назначает судей окружных судов. Исполнительные и судебные органы федерации и штатов составляют единую систему, в рамках которой правительство страны имеет право давать правительствам штатов любые обязательные указания по исполнению федеральных законов. В случае неподчинения Президент страны может по предложению губернатора или федерального правительства отстранить правительство штата и ввести президентское правление, т.е. непосредственное управление штатом федеральными органами.

Исключительная  компетенция федерации достаточно широка и включает иностранные дела, оборону, внешнюю торговлю, банковскую систему, денежное обращение, железнодорожное, водное и воздушное сообщения, торговлю между штатами и др. Исключительная компетенция штатов охватывает вопросы общественного порядка, полиции, тюрем, местного самоуправления, отдельных сторон организации судебных органов, просвещения, здравоохранения, санитарии, культуры и др. В сферу совместной компетенции включаются в основном вопросы гражданского и уголовного законодательства, законодательства о труде, семье, браке, печати, социального страхования и др. При этом Конституция Индии устанавливает, что все вопросы, не входящие в состоящий из более чем 200 пунктов перечень указанных 3 видов компетенции, также относятся к исключительной компетенции федерации.

 

37. Автономия: понятие, сущность, виды

Автономия – широкое внутреннее самоуправление региона (территории) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам.

Основными видами автономии являются:

Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Ее суть — во внутреннем самоуправлении определенного региона (территории), отличающегося существенными социокультурными, бытовыми, историческими, лингвистическими, реже — национальными особенностями. Территориальная автономия существует и закреплена в законодательстве таких государств, как Великобритания, Италия, Испания. Представительные органы государственной власти имеют, как правило, ограниченные полномочия. Принимаемые ими акты должны соответствовать общенациональному законодательству. Исполнительные органы власти автономии контролируются в той или иной степени центральным правительством.

Национально-культурная автономия — это предоставление особых прав национальным меньшинствам, проживающим разрозненно, для развития и сохранения языка, национальной культуры, традиций, обычаев. Например, проживающие в государствах Запада армяне, курды, турки активно используют эту форму автономии для удовлетворения своих этнокультурных потребностей. Формы национально-культурной автономии — создание и деятельность разнообразных национальных обществ, ассоциаций, фондов, клубов, библиотек, воскресных школ и др.

 

38. Избирательное право. Выборы

В юридической литературе термин ≪избирательное право≫ применяется в двух смыслах: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Источниками объективного избирательного права являются конституции, законы и положения о выборах различных органов власти.

Субъективное избирательное право — это гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные государственные и местные органы. Оно бывает активным (избирать) и пассивным (быть избранным).

На конституционном уровне в большинстве государств закрепляются принципы выборов, а детальное их регулирование осуществляется путем принятия специальных избирательных законов. В ряде стран действуют избирательные кодексы (Франция). В конституциях зарубежных стран все чаще формулируются принципы активного избирательного права (права избирать): всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а иногда добавляется еще и принцип свободных выборов или добровольность.

Под всеобщим избирательным правом понимается некая совокупность правовых требований, предполагающих, что все граждане независимо от пола, расы, языка, социального, имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны. В современных условиях круг лиц, принимающих участие в выборах, достаточно широк. Всеобщности избирательного права не противоречит тот факт, что к гражданам (подданным) предъявляется ряд требований, в соответствии с которыми они могут участвовать в избирательных процедурах.

Принцип всеобщности предполагает законодательные ограничения — избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право они ограничивают: активное или пассивное.

Ценз гражданства означает, что избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Ценз оседлости подразумевает срок, необходимый для того, чтобы лицо могло быть включено в списки избирателей или зарегистрировано в качестве кандидата на выборную должность (США — 14 лет). Возрастной ценз предусматривает требования к возрасту избирателя и кандидата. В большинстве государств активное избирательное право предоставляется лицам старше 18 лет, в нескольких — лицам старше 19—21 года, а в Бразилии, Кубе, Иране — с 16 лет. При пассивном избирательном праве предусматривается более высокий возрастной ценз. Ценз языка означает, что избиратель и кандидат должны уметь писать и читать на государственном языке. Сейчас этот ценз можно наблюдать в конституциях ряда африканских стран, стран СНГ. Ценз пола является явно дискриминационным и не применяется в избирательном законодательстве демократических государств. Религиозный ценз распространен в основном в исламских государствах. Например, для того чтобы быть избранным в парламент Ирана, необходимо исповедовать ислам. Образовательный ценз предполагает допущение к выборам лиц, обладающих установленным уровнем образования. Его разновидностью является ценз грамотности, который предполагает умение читать и писать на государственном языке. В ряде стран к этому требованию добавляется требование знать и понимать конституцию. Имущественный ценз предусматривает наличие у избирателя или кандидата определенной имущественной массы как условие обладания активным или пассивным избирательным правом. Общим правилом является неучастие в выборах лиц, признанных судом недееспособными. В ряде государств закрепляется ценз неопороченности, в соответствии с которым не голосуют лица, содержащиеся под стражей по приговору суда. Ценз несовместимости означает запрет одновременно занимать выборную и иную публичную должность. Несовместимость означает также обязанность для выборного лица освободить ранее занимаемую им должность в случае его избрания.

Принципы:

  • Принцип равенства предполагает для реализации активного избирательного права равную для каждого избирателя возможность влиять на результаты выборов. Применительно к осуществлению пассивного избирательного права имеется в виду гарантирование претендентам равных условий участия в избирательной кампании. Действует демократическое правило: ≪один избиратель — один голос≫. Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.
  •  Конституционный принцип тайного голосования состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома и согласия других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением. 
  • Принцип добровольности означает, что именно избиратель принимает решение о своем участии в избирательном процессе. Органы государственной власти и местного самоуправления, другие лица не вправе принуждать избирателей к участию или неучастию в выборах. Это называется свободный вотум избирателя.

Выборы — совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Одновременно выборы — это способ формирования органов государственной власти. Цель выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Посредством выборов в различные органы власти, включая муниципальные, осуществляется ее легитимация. 

Выделяют различные виды выборов.

Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны. А частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав представительного органа из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

Кроме того, выборы бывают национальными (проводятся по всей стране), региональными (на части территории государства) и местными (выборы органов местного самоуправления).

По количеству мандатов, замещаемых в избирательных округах, выборы бывают униноминальными (от каждого округа избирается одно лицо) и полиноминальными (от округа избирается несколько лиц).

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура. Встречаются и многотуровые выборы.

Очередные выборы проводят по истечении установленного законом срока полномочий законодательного или исполнительного органа; внеочередные — в связи с досрочным прекращением полномочий органов власти; повторные — в случаях, когда они признаны несостоявшимися или недействительными по решению избирательной комиссии или суда.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»