Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

 

 

25. Партийная система ФРГ

Современная партийная система возникла после разгрома фашизма. Кроме немецких антифашистов в ее становлении участвовали представители оккупационных властей, которые учли прошлый трагический опыт и внедряли в общественно-политическую жизнь идеалы демократии, свободомыслия, политического плюрализма. Поэтому были созданы условия для предотвращения пропаганды фашизма и тоталитаризма. Деятельность нацистской партии, распространение фашистской идеологии, восхваление Гитлера и Третьего рейха запрещены законом.

Правовой статус партии регламентируется Основным законом и федеральным законодательством, в том числе законом о политических партиях.

Немецкие  партии содействуют формированию политической воли народа. Они образуются свободно на основе индивидуального добровольного членства. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим конституционным принципам. Партии равны перед законом. Политические партии, которые по своим целям или действиям стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или поставить под угрозу существование Федеративной Республики, антиконституционны. Вопрос о конституционности партии решает Федеральный конституционный суд.

Существует  государственное финансирование партий во время избирательных кампаний.

В современных  условиях нельзя с достаточной определенностью  выявить тип партийной системы. Можно с большой долей уверенности утверждать, что она по-прежнему является «двухсполовинной».

В ФРГ действуют сильные правые и левоцентристские партии. Особую роль играет Христианско-демократический союз — Христианско-социалъный союз (ХДС—ХСС) — ведущая буржуазная центристская политическая организация, формально состоящая из двух частей — ХДС и ХСС. Последняя действует только в одной, но крупной земле — Баварии. Они находятся в парламентском и организационно-идеологическом союзе, в федеральном парламенте существует единая фракция ХДС—ХСС. Лидеры христианских демократов сыграли выдающуюся роль в создании новой послевоенной Германии и ее объединении в 1990 г. Большинство федеральных президентов и канцлеров начиная с 1949 г. были выходцами или руководителями ХДС. ХДС—ХСС проповедует традиционные либерально-консервативные ценности, учитывая, однако, германскую специфику (свобода личности, незыблемость частной собственности и частного предпринимательства, особая роль христианского учения, доктрина ≪социально-ориентированного рыночного хозяйства≫, стремление к построению единой Европы). С конца 1998 г. это ерхнееионная партия.

Давним союзником христианских демократов выступает небольшая центристская Свободная демократическая партия (СвДПГ). Партия пропагандирует учение немецкого либерализма и по большинству внутриполитических вопросов выступает единым блоком с христианскими демократами. Социальную основу СвДП составляют мелкие и средние предприниматели, часть крестьянства, квалифицированных рабочих.

Влиятельной и старейшей политической силой является Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Партия вела активную антифашистскую борьбу и преследовалась нацистами. В послевоенный период партия выступает с общенародных позиций и проповедует концепцию демократического социализма и такие традиционные ценности демократического общества, как свобода, гуманизм, справедливость, солидарность. Она поддерживает лозунги ≪социального партнерства≫ и выступает за активную государственную социальную и экологическую политику. Ее традиционная социальная опора — квалифицированные рабочие, профсоюзный актив, часть государственных и муниципальных служащих, мелких предпринимателей. С 1998 г. это правящая партия.

С 70-X гг. в ФРГ действует несколько самостоятельных экологических политизированных организаций. Наиболее крупные из них после объединения Германии создали новую партию ≪Союз-Зеленые≫. Она представлена в федеральном парламенте и в 1998 г. вошла в парламентскую коалицию, в которой доминируют социал-демократы, и, соответственно, в состав Правительства. В центр своей деятельности она ставит вопросы охраны окружающей среды и устойчивого социально-экономического развития, лозунги ≪экологического гуманизма≫. Среди ее членов распространены антивоенные настроения и пацифизм. Партия не имеет устойчивой социальной базы.

 

 

26. Партийная система Японии

Многопартийная система в западном понимании утвердилась лишь после 1945 г., когда Япония твердо взяла курс на демократическое развитие. Право подданных на объединение закреплено в Конституции и текущем законодательстве.

В стране зарегистрировано огромное число политических партий. Однако в общенациональном масштабе и в течение продолжительного времени действует не более 20 политических партий. В 1995 г. для борьбы с коррупцией введена система государственного финансирования парламентских партий в соответствии с количеством завоеванных депутатских мандатов.

В последнее десятилетие меняется характер многопартийности. Существовавшая с 1955 г. доминантно-партийная система постепенно трансформируется в традиционную для многих европейских государств многопартийность при отсутствии одной главенствующей в течение длительного времени партии. Всецело доминирующей до середины 90-х гг. партией, самостоятельно формировавшей правительство и имевшей стабильное парламентское большинство, была Либерально-демократическая партия (ЛДПЯ), основанная в 1955 г. Решающую роль в ее создании сыграл крупный японский бизнес. Ныне ее значение в общественно-политической жизни уменьшилось, но либерал-демократы по-прежнему являются самой влиятельной силой в Парламенте, правительстве, местных органах власти и самоуправления. Многие политологи и журналисты ее характеризуют как полуторапартийную политическую систему. ЛДПЯ — буржуазная центристская партия, объединяющая различные слои мелкой, средней и крупной буржуазии, а также часть служащих, крестьян, рабочего класса. Это наиболее многочисленная политическая организация. Она проповедует либеральные ценности, выступает за демократическое развитие страны. В сфере внешней политики призывает к сохранению тесного военно-политического сотрудничества с Америкой и признает ее ведущую роль в современном мире.

Коалиция ЛДПЯ, Консервативной партии и партии Комэйто, имеет в палате представителей подавляющее большинство мандатов (281 место из 480). Она также доминирует и в верхней палате Парламента — Палате советников. Одна из существенных особенностей этой партии — невысокий уровень внутренней структурированности и организованности, обусловленный наличием шести фракций, имеющих собственное руководство, финансы и рабочий аппарат и выражающих особые интересы части ее членов и регионов. Межфракционная борьба ослабляет партию, и этим нередко пользуются ее политические оппоненты. Другое название центристской партии Комэйто — Партия чистой политики. Ее целью является ≪идеальное общество≫ в соответствии с идеями буддистской демократии. Она взаимодействует с несколькими влиятельными культурно-просветительскими организациями и профсоюзами.

Существует также несколько правых и правоцентристских партий, возникших в результате раскола ЛДПЯ или образованных бывшими активистами этой организации. Однако все они маловлиятельны. На левом фланге активно действует влиятельная оппозиционная Социал-демократическая партия. Она выступает с лозунгами демократического социализма, проведения социально ответственной политики. Ее социальная база — квалифицированные рабочие, часть служащих. Существуют и представлены в Парламенте небольшим числом депутатов Коммунистическая партия и Партия демократического социализма. Их влияние меньше, чем социал-демократов.

 

27. Партийная система Франции

В период с 1958 по 1981 гг. во Франции действовала  доминантно-партийная система. Она  базировалась на привилегированном  положении очень влиятельной  партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Несмотря на идейность, название партии менялось несколько раз. Партия «Объединение в поддержку республики» – буржуазно-центристская партия, которая была организована в 1958 г. генералом де Голлем и его ближайшими соратниками. Эта партия основана на традиционных либеральных ценностях. Ее представители стремятся ускорить европейскую интеграцию с учетом интересов Франции. Основная работа партии проводится в направлении создания и расширения влияния создании своей политической организации. Ее лидеры имеют поддержку различных слоев французского общества. Их популистским лозунгом является призыв «Быть везде». Объединения в поддержку республики призывают сохранить историческое величие Франции и ее культуры. Занимаясь политической пропагандой, представители ОПР продвигают идею сильной президентской власти и политической стабильности в обществе.

Социалистические  организации стали заметны во французской политике только во второй половине XIX в. Современная Французская социалистическая партия (ФСП) была основана как объединение небольших социал-демократических организаций. Эту партию возглавил популярный политик того времени Ф. Миттеран, который затем стал президентом Франции на период 1981–1995 гг. Политическая платформа ФСП – демократический социализм. Их главные идеи: справедливое подконтрольное распределение общественного продукта, защита физических лиц без учета их гражданства наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. ФСП находится в глубоком идейно-политическом кризисе. Ситуацию усугубило поражение на последних президентских и парламентских выборах.

Существует  еще одна политическая партия – Французская коммунистическая партия (ФКП), дата ее основания – 1920 г. В середине прошлого века ее популярность была очень высока среди предпринимателей, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, а также в среде интеллектуалов. Представители ФКП в последние годы снизили уровень своего влияния, потеряли много сторонников

Кроме названных, существует еще несколько активных буржуазных партий, блоков и движений: радикал-социалисты, Центр социальных демократов, республиканская партия радикалов. Действующая крайне правая политическая партия «Национальный фронт» продвигает свой лозунг «Франция только для французов».

Во Франции  не существует конкретной законодательной  базы, которая устанавливала бы нормы  деятельности политических партий. Для того чтобы организовать свою политическую партию, не обязано проходить государственную регистрацию

 

28. Президентская республика, ее признаки (США)

В президентской  республике президент – глава государства и глава исполнительной власти, как правило, избирается независимо от парламента (в США – косвенным голосованием избирателей). США: президент назначает министров и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. Президент свободен в подборе министров, членов правительства и делает это по своему усмотрению. Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не м.б, уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте.

Ответственность правительства перед президентом – главный признак президентской республики. Парламент имеет определенные полномочия по контролю над управлением. В США они реализуются в широком объеме. Возможна и такая ситуация, когда президент принадлежит одной партии (и назначенное през-ом прав-во), а в парламенте большинство принадлежит оппозиционной партии.

Президента  в паре с Вице-президентом выбирают косвенным путем – выборщиками сроком на 4 года , но не более чем на 2 срока. Кандидат гражданин США по рождению, достигший возраста 35 лет и проживающий в США постоянно не менее 14 лет. Мандат выдвигается на съезде партии. В первый вторник ноября високосного года избиратели голосуют за выборщиков от своего штата той или иной партии (число выборщиков = числу конгрессменов и сенаторов от каждого штата плюс 3 чел. От округа Колумбия). Выборщики голосуют за кандидатуру Президента в столицах своих штатов. Результаты голосования выборщиков оглашаются в Конгрессе. Абсолютная мажоритарная система: 270 голосов (т.к. всего 2 партии). Если абс.большинства нет – выборы Президента в нижней и Вице-президента в ерхнее й палате.

Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц. Конгресс вправе делегировать Президенту чрезвычайные полномочия. Президент по Конституции представляет страну в международных отношениях, заключает международные договоры, является главнокомандующим вооружённых сил и национальной гвардией (милиция штатов). Обращается к Конгрессу с ежегодным посланием . Утверждает законы в течении 10 дней или накладывает вето, преодолеваемое 2/3 голосов палат. Назначает высших должностных лиц, послов , федеральных судей, руководит государственным аппаратом , отвечает за подготовку и исполнение гос. бюджета. Имеет право помилования, награждает медалями , издаёт указы. Президент политической ответственности перед Конгрессом не несёт, но может быть им отстранён в порядке импичмента (уголовное дело). При этом выдвижение обвинения производится палатой представителей, а принятие решения об импичменте – Сенатом, председательствует Предс. Верх.суда. Против Президента может быть обращен гражданский иск.

В конституции  США нет понятия кабинета Министров. Он существует по обычаю: 14 министерств, 3 министра без портфеля (представитель в ООН ). Большую роль играют руководители ведомств (советник по национальной безопасности). В США принято говорить не о правительстве, а об Администрации Президента, у которой лишь совещательный голос: решения принимает Президент единолично.

 

29. Парламентская  республика и ее признаки (ФРГ,  Италия)

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. 

В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством.  Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией (в Италии). В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации (в Германии). Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на 6 лет. 

Глава государства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) в парламентарной республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т. Д. 

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»