Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

Неприкосновенность жилища — это, по существу, гарантия права  человека на личную (частную) жизнь. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

  1. Свобода передвижения и выбора места жительства.

Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться  и выбирать место жительства в  пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Конституции).

 

Без свободы передвижения не может быть свободы личности. В данном случае речь идет о свободе  граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в  праве на иммиграцию в Беларусь.

Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием  государственного и частного жилищного  фонда, содействием гражданам в  приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся  в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья (ст. 48 Конституции).

 

Провозглашенное в ч. 2 ст. 21 Конституции право на достойный  уровень жизни включает в себя и право на жилье (жилище).

 

Право на жилище может  быть реализовано различными способами. При этом предполагается содействие со стороны государства.

 

  1. Право на определение отношения к религии. Свобода совести.

Каждый имеет право  самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции).

 

Каждый человек имеет  право принимать религию или  убеждения по своему выбору; иметь  религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как  единолично, так и сообща, публичным  или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с убеждениями.

 

Согласно ст. 16 Конституции, религии и вероисповедания равны  перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на фор- мирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

 

Помимо Конституции  отношения в области свободы  вероисповеданий регулируются принятым 17 декабря 1992 г. и изложенным в редакции от 31 октября 2002 г. Законом Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

  1. Свобода мнений и убеждений.

Каждому гарантируется  свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33 Конституции).

 

Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.

 

 

  1. Право на национальную принадлежность, пользование родным языком.

В соответствии со ст. 50 Конституции каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

 

Под национальностью принято понимать принадлежность лица к какой-либо нации  или народности.

 

Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.

 

В развитие конституционных  норм приняты законодательные и  иные нормативные акты. Среди них  Закон Республики Беларусь 1993 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» в редакции Закона от 5 января 2004 г., который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений, гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь, основывается на принципах международного права в области прав человека и национальных меньшинств.

 

На территории Республики Беларусь проживает 130 национальностей. На 16 февраля 1999 г., по данным проведенной переписи, белорусы составляли 81,2 % от всего населения, русские — 11,4, поляки — 3,9, украинцы — 2,4, евреи — 0,3, все другие — 0,8 %. Таким образом, можно говорить о том, что Беларусь — по-лиэтничное государство.

 

В Конституции в качестве государственных закреплены два  языка — белорусский и русский (ст. 17).

 

Закон Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь»  закрепляет положение о свободном  развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики (ст. 21), провозглашается защита языков (ст. 6), право на воспитание и получение образования на национальном языке (ст. 21).

  1. Право на судебную защиту. Право на юридическую помощь.

Согласно ч. 1 ст. 60 Конституции, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

 

Исходя из того, что  в Конституции оговорена возможность  защиты прав и свобод в определенные законом сроки, может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять к рассмотрению дело по существу.

Право на юридическую  помощь является одним из основных элементов правового статуса  любого человека. Это право гарантируется  не только Конституцией, но и рядом  международных документов.

 

Профессионально юридическую  помощь призвана осуществлять адвокатура. В соответствии с Законом об адвокатуре адвокатом Республики Беларусь может  быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. Адвокаты и стажеры не могут состоять на службе в государственных, общественных и иных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.

  1. Право на защиту международных организаций.

Согласно ст. 61 Конституции, каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защи ты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданином всех легальных (предусмотренных законом) возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.

  1. Право на управление делами государства.

В Конституции содержатся нормы, закрепляющие право гражданина на управление делами государства. Граждане Республики Беларусь имеют право  участвовать в решении государственных  дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

 

Непосредственное участие  граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением  референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами, например посредством участия в республиканских и местных собраниях (см. Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» от 12 июля 2000 г.)

 

  1. Право избирать и быть избранным.

В ст. 38 Конституции закреплено право граждан Республики Беларусь свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

 

В данной статье закреплены основополагающие принципы избирательного права. Они получили свое развитие в Избирательном кодексе Республики Беларусь.

  1. Право на обращение в государственные органы.

Согласно ст. 40 Конституции, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в  государственные органы. При этом государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. Правом на обращение обладает любой человек независимо от возраста.

 

Порядок обращения граждан  с предложениями, заявлениями и  жалобами к должностным лицам  не только государственных органов, но и к должностным лицам общественных объединений, учреждений, организаций  и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» в редакции Закона от 1 ноября 2004 г.

 

В целом по республике за год количество заявлений, предложений и жалоб составляет более двух миллионов. Это не только свидетельство наличия проблем в области применения законодательства, но и свидетельство открытости нашего общества, активной позиции граждан. Конечно, нужно делать все, чтобы конфликтных ситуаций было меньше. Необходимо развивать административную юстицию.

 

  1. Свобода объединений.

В качестве одной из важнейших  является свобода объединений. Конституция  предоставляет каждому право  на свободу объединений. Однако судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 36 Конституции).

 

Конституцией и законодательством установлены ограничения на создание общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции). В Законе Республики Беларусь «Об общественных объединениях» в редакции от 19 июля 2005 г. помимо этого указано также на недопустимость создания общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду насилия. Однако, несмотря на эти разночтения, мы полагаем, что приведенные нормы Закона об общественных объединениях не выходят за рамки конституционных формулировок.

 

Допустимо создание международных, республиканских и местных общественных объединений. Они создаются по инициативе не менее десяти граждан Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать молодежные и детские общественные объединения.

 

Что касается членства в  общественных объединениях, то в них  могут состоять граждане, достигшие  возраста 16 лет. В случаях, предусмотренных  уставами общественных объединений, их членами могут быть лица, не достигшие  этого возраста, при условии, что они имеют соответствующее письменное разрешение своих законных представителей.

 

Если членами общественных объединений могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные  граждане, лица без гражданства, то право на объединение в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь.

 

Принадлежность или  непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и  свобод либо недопущения исполнения им установленных законом обязанностей. Изъятия из этого правила касаются отдельных категорий лиц (см. Закон Республики Беларусь «О политических партиях» в редакции от 19 июля 2005 г.).

 

Граждане вправе объединяться в профессиональные союзы.

  1. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и  пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий  определяется законом (ст. 35 Конституции).

 

Анализ данной статьи показывает, что Конституция, провозгласив право на свободу публичных мероприятий, предусматривает законодательную  регламентацию порядка их проведения. В настоящее время порядок  организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования установлен Законом Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании» от 7 августа 2003 г. В этом документе определен разрешительный (а не уведомительный) порядок проведения массовых мероприятий. Однако гарантированная Конституцией свобода их проведения может быть ограничена лишь в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23 Конституции).

 

  1. Свобода печати и информации.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»