Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

5. Сохранение гражданства.

 

Сохранение гражданства за лицами, постоянно или временно проживающими за пределами Республики Беларусь, обусловлено в первую очередь конституционной свободой выбора места жительства и свободой передвижения. Пожалуй, одним из исключений из этого принципа было решение законодателя (Верховного Совета Республики Беларусь) при принятии им 18 октября 1991 г. Закона о гражданстве, которым он признал, в частности, гражданами Республики Беларусь лиц, которые постоянно проживали на ее территории на день вступления в силу названного Закона (12 ноября 1991 г.). В силу особенностей существования СССР, его законодательства такой подход к решению данной проблемы оказался весьма болезненным для многих выехавших из БССР в другие союзные республики.

 

6. Недопустимость лишения гражданства (ст. 10 Конституции).

 

Лишение гражданства означает выражение односторонней воли со стороны государства по отношению к своему гражданину, отсутствие у последнего желания (согласия) добровольно выйти из гражданства.

 

7. Отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежавшим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов. Тем самым обеспечивается принцип свободного приобретения гражданства, его устойчивость, равенство мужчины и женщины.

 

8. Принцип защиты и покровительства граждан Республики Беларусь (ст. 10 Конституции).

 

Государство защищает права и законные интересы граждан Республики Беларусь как на своей территории, так и  за ее пределами.

 

В случае, если в стране пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Беларуси в соответствии с ее между народными договорами может осуществляться соответствующими органами других государств. Согласно заключенному между Республикой Беларусь и Россией Договору о создании Союзного государства (ратифицирован Законом от 24 декабря 1999 г.), каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и гражданин этого государства-участника (ст. 15 Договора).

 

  1. Условия и порядок приобретения и прекращения гражданства.

Основания приобретения и прекращения гражданства.

 

 Основания приобретения  гражданства закреплены в ст. 12 закона «О гражданстве РБ»:

 

 приобретение гражданства  по рождению

 

 прием гражданство

 

 в порядке регистрации

 

 по иным основаниям, предусмотренным законом (по межгосударственным  соглашениям)

 

 Ст.13 закона «О гражданстве»  определяет перечень случаев,  при которых родившийся ребенок  приобретает гражданство РБ.

 

 Имеется право гражданства  в результате приема, которое осуществляется на основании письменного заявления лица, достигшего 18 лет, если лицо выполняет требования:

 

 берет на себя  обязательство соблюдать Конституцию  и иное законодательство РБ

 

 знает 1 из государственных  языков в пределах, необходимых для общения

 

 постоянно проживает  на территории РБ не менее  7 лет

 

 имеет законный  источник средств существования

 

 не имеет гражданства  либо гражданство иностранного  государства утрачено в случае  приобретения гражданства РБ, либо  лицо обращается в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства этого государства

 

 Ст.14 закона закрепляет, что в некоторых случаях 7-летний  срок проживания на территории  РБ может быть сокращен либо  не применяться вовсе (для иностранных лиц либо лиц без гражданства, которые ранее состояли в гражданстве РБ; в отношении лиц, которые имеют заслуги перед РБ).

 

^ Приобретение гражданства  в порядке регистрации — упрощенная  форма, которой имеет право  воспользоваться некоторая категория  лиц (состояли в гражданстве СССР, супруги этих лиц, их потомки; дети по заявлению родителей, 1 из которых является гражданином РБ). Решение о представлении гражданства в порядке регистрации принимаются Управлениями внутренних дел, Облисполкомов. Решения могут быть обжалованы в МВД или суде.

 

 Ст. 17 закона определяет  основания прекращения гражданства:

 

 выход из гражданства  (осуществляется добровольно на  основе письменных заявлений  соответствующего лица)

 

 утрата гражданства  (автоматическая потеря в случае  поступления на военную службу в другое государство)

 

 Решения по вопросам  выхода и утраты гражданства  принадлежат Президенту РБ, который  издает соответствующие указы.

 

 В ст. 20 закона приводятся  случаи, когда выход либо утрата  гражданства не допускаются:

 

 если лицо является  обвиняемым либо осужденным

 

 если лицо имеет  задолженность по налогам либо  другие непогашенные обязательства  перед РБ, ее юридическими либо  физическими лицами

 

 не имеет иного  гражданства либо гарантии его  приобретения

 

 Отмена решения по вопросам гражданства возможна в течение 7 лет со дня его принятия.

 

 

^ Условия и порядок  приема гражданства РБ.

 

 Заявления по вопросам  гражданства подаются заявителем  лично в письменной форме в  ОВД по месту жительства заявителя,  а лица, постоянно проживающие за границей,— в соответствующий орган дипломатической службы РБ. ОВД сами решают вопросы приобретения гражданства РБ в порядке регистрации. Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных подаются родителями.

 

 По вопросам гражданства  образуется комиссия на срок полномочий Президента в составе Председателя комиссии, 2 его заместителей и членов. Состав утверждается Президентом.

 

 Полномочия Президента:

 

 Определяет порядок  приобретения гражданства и его  прекращения 

 

 Издает указы о  приеме и выходе из гражданства

 

 Издает распоряжения  в случаях отклонения заявлений  о приеме и выходе из гражданства

 

 Срок рассмотрения  заявления о приеме в гражданство  не должно превышать 1 год, о  выходе—6 мес., о приобретении  гражданства в порядке регистрации—2 мес.

 

 Повторное заявление  лица о приеме или выходе  из гражданства принимается не  раньше чем через 1 год после  принятия предшествующего решения.

 

 Решения по вопросам  гражданства, принятые Президентом,  можно обжаловать в Верховном  Суде, а решения по вопросам гражданства, принятые другими государственными органами могут быть обжалованы в Областном (Минском городском) Суде.

Запрет на лишение  гражданства РБ установлен Конституцией (ст.10 ч.2) и законом «О гражданстве  РБ».

 

^ Лишение гражданства  — расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие граждан.

 

 В советском законодательстве  оснований для лишения гражданства  не было.

 

 Гражданин РБ не  может быть выдан иностранному  государству (исключ.--международные соглашения).

 

 Гражданами РБ являются:

 

 лица, состоящие в  гражданстве РБ на день вступления  в силу закона «О гражданстве  РБ»

 

 лица, которые приобрели  гражданство РБ в соответствии  с законом «О гражданстве РБ»

  1. Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.

Ребенок приобретает  гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

 

хотя бы один из родителей ребенка  состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;

 

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

 

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

 

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

 

  1. Теоретические основы и характеристика понятий: конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство.

 

  1. Классификация основных прав и свобод.

Права и свободы классифицируются по различным признакам.

 

По времени появления можно  отметить три поколения прав и  свобод.

 

Права и свободы первого поколения  — это личные, а также политические права и свободы человека (впервые наиболее полно зафиксированы во французской Декларации прав человека и гражданина).

 

Права второго поколения стали  формироваться после Первой мировой  войны (это так называемые социально-экономические  и социально-культурные права).

 

Права третьего поколения  стали фиксировать в документах ООН, принятых в 80-х гг. XX в. Это —  право на развитие, на здоровую окружающую среду, право на мир, права меньшинств, право на владение общим наследием  человечества и др. К правам третьего поколения примыкают (иногда их прямо относят к этой категории прав) такие права народов, как право на существование, право на самоопределение, право на равенство с другими народами, право на достойную жизнь, право на свою территорию, право на национальную и международную безопасность, право на самобытность, включая свою культуру, и др.

 

С позиций субъекта (гражданина, человека) можно выделить права и  свободы человека и свободы гражданина. По способу реализации — индивидуальные и коллективные (право на проведение собраний, митингов, на забастовку и др.).

 

По сфере проявления человеческой деятельности выделяют личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

 

В юридической литературе даются и иные классификации прав и свобод (материальные и процессуальные, основные и производные), в основе которых находятся другие признаки. Однако традиционной, в том числе и в учебниках, является классификация по сферам проявления человеческой деятельности. Мы в данном случае также будем придерживаться этого подхода.

 

  1. Конституционно – правовая регламентация и содержание права на жизнь.

 

  1. Свобода, неприкосновенности и достоинство личности.

 

 

  1. Право на личную жизнь.

Право на жизнь является главным правом каждого человека.

 

В соответствии со ст. 24 Конституции  каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

 

Право на жизнь не следует  понимать в узком смысле этого  слова — лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека, невозможность существования смертной казни в государстве. Это более  широкое и емкое понятие. Оно  включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф и принимать меры по устранению или смягчению их последствий. С этой проблемой тесно связаны проблемы смертной казни, абортов, эвтаназии, качества жизни и др.

Согласно ст. 28 Конституции, каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

 

Указанная статья закрепляет неприкосновенность личной (частной) жизни, под которой в юридической литературе понимают фи- зическую и духовную область, контролируемую самим человеком. Это право состоит из отдельных элементов (правомочий). Оно включает право гражданина на личную и семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой, включает недопустимость прослушивания и записи его переговоров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования, право на защиту личности и др. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли (ст. 29 Конституции).

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»