Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16

Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36

Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7

Вложенные файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Существенное влияние  на эффективность нетарифного регулирования  в Российской Федерации оказывает  состояние валютного регулирования.

В соответствии с общепринятыми классификациями меры регулирования валютного рынка относятся к нетарифным ограничениям . МВФ выделяет 142 отдельные меры регулирования валютного рынка и рынков капитала. Значение этих мер для внешнеторгового регулирования в развитых странах постоянно снижалось в последние десятилетия, однако в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, имеющих недостаток свободно конвертируемой валюты или растущий дефицит валютного баланса, влияние валютного режима на эффективность регулирования международной торговли остается существенным.

Тесная взаимосвязь  внешней торговли и валютных отношений  обусловлена функцией денег как  орудия обмена. Как отмечает А.Ю. Лисицын, "любое воздействие государства  на торговый элемент внешнеторговых отношений сразу же изменяет (в большей или в меньшей степени) структуру спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, что приводит к изменению курса национальной валюты. И наоборот, воздействие средствами валютного регулирования и валютного контроля на платежный (денежный) элемент внешней торговли в краткосрочной перспективе всегда имеет непосредственное влияние на внешнеторговую активность (снижение, замедление темпов), а в долгосрочном плане ведет к изменению структуры торговых взаимосвязей вплоть до изменения структуры самой внешней торговли"70.

Одни инструменты валютного  регулирования непосредственно  воздействуют на внешнеторговую деятельность, другие - делают это опосредованно. Так, например, валютный контроль по своей  природе должен быть направлен на сбор и обобщение информации по валютным операциям, но вместе с тем его сложность и запутанность многих процедур могут существенно затормозить экономическую активность участников внешнеторговой деятельности.

Хотя действующее российское законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности напрямую не относит меры валютного регулирования и валютного контроля к инструментам нетарифного регулирования, их способность ограничительно воздействовать на внешнеторговую деятельность не ставится под сомнение. Так, в статье 39 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" было закреплено, что "внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством Российской Федерации".

Валютный режим, устанавливаемый  в области внешнеторговой деятельности, включает в себя систему валютных ограничений и порядок их реализации, а также меры валютного контроля.

на чрезвычайные меры валютной политики и чрезвычайные ответные меры.

За последние два  десятилетия механизм нетарифного  регулирования в Российской Федерации  прошел сложный путь становления и развития: от демонтажа государственной монополии на внешнюю торговлю к созданию организационно-правовых основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности, одним из методов которого является использование нетарифных мер. В настоящий момент механизм нетарифного регулирования переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами на постсоветском пространстве, так и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле.

Основными направлениями  повышения эффективности нетарифного  регулирования в Российской Федерации  являются:

а) обеспечение "прозрачности" при принятии соответствующих решений и их деполитизация;

б) наступательная борьба с коррупцией в таможенных органах, на которые возлагается исполнение решений по нетарифным мерам при  перемещении товаров через российскую таможенную границу;

в) устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования. Так как в настоящее время практика применения нетарифных мер в Российской Федерации осуществляется одновременно по двум направлениям: через каналы внешнеторгового регулирования, нормативной базой которого является Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", закрепивший систему нетарифных мер, и таможенного регулирования, с помощью которого дифференцируется применение нетарифных мер в зависимости от выбранного таможенного режима. Наличие организационных и нормативных нестыковок между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.

 Третья  глава работы  позволяет нам сделать следующие  выводы:

  1. Нетарифные меры можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран Исследование международно-правовых основ нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет нам дифференцировать меры нетарифного регулирования, исходя из задач государственного воздействия на внешнюю торговлю, на запреты, ограничения (барьеры), а также стимулы, используемые в ходе регулирования внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности
  2. Можно выделить следующие направления повышения эффективности механизма нетарифного регулирования:  оптимизация его организационной структуры, устранение дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования, продолжение систематизации нормативных правовых актов, борьба с коррупцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Существенным элементом  проводимой в Российской Федерации  социально-экономической реформы  является создание принципиально новой  системы регулирования торговых отношений с другими государствами. Долгое время в условиях административно-командной системы управления обществом, и в том числе - экономическими отношениями, существовали государственная монополия торговли, система централизованного планирования производства и распределения, механизм государственного ценообразования. Это определяло специфический подход к управлению внешнеторговыми связями в том, что касается задач и методов, а также их правового обеспечения. Переход к рыночной системе хозяйствования, с одной стороны, существенно повысил значение международной торговли для внутреннего экономического развития, а с другой стороны, потребовал коренного пересмотра правовой базы внешнеторгового регулирования. Актуальной стала необходимость пересмотра существующих международно-правовых обязательств и нормативно-правовых актов внутреннего законодательства России. В основе концептуально нового подхода к построению торгово-политического механизма в Российской Федерации должен лежать принцип рыночной эффективности в сочетании с государственным регулированием, а не управлением. При этом важнейшим является вопрос о степени и направлениях государственного регулирования внешней торговли.

Проведенное в данной работе исследование позволило сделать  следующие основные выводы.

1. Внешнеторговое регулирование  остается одной из существенных и необходимых функций любого государства. Рыночная система хозяйствования не означает абсолютного господства стихии свободы торговли. В основе современных международных экономических отношений лежит система общеобязательных правил поведения субъектов международного экономического права и субъектов внешнеторговых операций. Эта система представляет собой торгово-политический режим - совокупность многообразных инструментов государственного регулирования внешнеторгового оборота, закрепленных в форме норм национального права и механизмов их согласованного применения, в соответствии с нормами и принципами международного права.

2. Интенсивное развитие  международных экономических связей  на современном этапе стало  возможным благодаря тому, что  национальные торгово-политические системы большинства стран мира формировались с учетом общих правовых и организационных принципов. Произошла унификация правовых, административных и организационно-технических правил и практики регулирования внешней торговли государствами. На этой основе сформировалась современная международная торговая система, идет интенсивный процесс создания единого правового, административного и организационно-технического пространства, в рамках которого существуют и развиваются торговые системы отдельных государств.

3.  Межгосударственное  регулирование международных отношений  - это совокупность добровольно  принимаемых на себя различными  странами обязательств и общих  правил действия в сфере мирохозяйственных  связей. Главной задачей межгосударственного регулирования МЭО является разработка условий международного сотрудничества, правовых норм, на основании которых страны строят свои взаимоотношения и предоставляют друг другу определенные льготы в сфере экономического сотрудничества.

4.  В качестве основных принципов, регулирующих международный торговой оборот, следует выделить:   принцип суверенного равенства; принцип права народов на самоопределение;  принцип невмешательства во внутренние дела;  недопустимость дискриминации в международной торговле; право каждой страны свободно распоряжаться своими естественными ресурсами;   право внутриконтинентальных стран на свободный доступ к морю и преференциальный режим транзита через страны, лежащие между морем и самими внутриконтинентальными странами; осуществление торговли определенными видами сырьевых товаров на основе многосторонних товарных соглашений, учитывающих интересы как стран-экспортеров, так и стран-импортеров; принцип взаимной выгоды; принцип наибольшего благоприятствования.

5. Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение конвенционных принципов международного экономического права, закрепление международно-правовых обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений. Международному праву в области двустороннего регулирования торгового порядка известны также некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании и сходные с ними другие договоры. В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (158) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО.

6. Согласованность в регулировании торговых операций достигается за счет комплекса многосторонних соглашений, создающих общую унифицированную систему внешнеторговой деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Всемирной Торговой Организации и системе договорно-правовых актов, образующих ее правовую основу. Применительно к торговле товарами центральное место в этой системе занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле, как многосторонний документ, создающий правовую базу для торговли 132 государств и заменяющий несколько тысяч двусторонних договоров и соглашений.

7. Основу многостороннего международного торгового порядка образуют соглашения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ. Итоговые документы Уругвайского раунда закреплены в форме Заключительного акта, представляющего собой в правовом плане консолидированный документ, все инструменты которого взаимосвязаны.

8. Все многообразие существующих в настоящее время инструментов внешнеторгового регулирования, в зависимости от механизма воздействия их на торговлю, можно классифицировать в две основные группы - тарифные и нетарифные. Несмотря на то, что положения ГАТТ/ВТО предусматривают приоритет тарифного регулирования и требуют прекращения практики применения нетарифных инструментов в качестве барьеров для доступа импортируемых товаров, и те и другие являются неотъемлемыми элементами торгово-политического режима современного государства, в совокупности обеспечивающими эффективную внешнеэкономическую политику.

9. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Исследования функций таможенного тарифа показывает, что таможенный тариф должен быть гибким, одним отраслям предоставляя избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции.

10. Фискальный подход к импортному тарифу, который существовал в России на протяжении последних лет, во многом исчерпал себя. Не менее важным  направлением развития таможенно – тарифной политики Российской Федерации должен стать переход от фискальной направленности таможенного тарифа к приоритету его регулирующей функции.   необходим детальный подход к разработке ставок тарифа, что предоставит возможность большей вариации значения ставок. Направление на унификацию таможенного тарифа России дает определенные результаты, связанные с наполнением государственного бюджета, однако сегодня основным инструментом регулирования рынка может стать создание конкурентного финансового и экономического секторов экономики.

11. Нетарифные меры можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран Исследование международно-правовых основ нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет нам дифференцировать меры нетарифного регулирования, исходя из задач государственного воздействия на внешнюю торговлю, на запреты, ограничения (барьеры), а также стимулы, используемые в ходе регулирования внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности

Информация о работе Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект