Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16

Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36

Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7

Вложенные файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:

1)таможенных представителей таможенных перевозчиков;

2)владельцев складов временного хранения;

3)владельцев таможенных складов;

4)владельцев магазинов беспошлинной торговли;

5) уполномоченных экономических операторов

ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам

Вступление России в  Таможенный союз-это большой шаг  к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.

Несмотря на положительные  сдвиги последних лет, система таможенного администрирования в России нуждается в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций. 41

Сегодня назрела потребность  в изменении целей и приоритетов  таможенно-тарифной политики. Если в 90-е  годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный  рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. 42

В сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с  учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также  обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику перед Россией стоят следующие основные цели:

- повышение конкурентоспособности  российской экономики;

- сохранение позиций  России на мировых товарных  рынках (поставки материалов, комплектного  оборудования, вооружения и военной  техники), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

- обеспечение равноправных  условий доступа российских товаров  и услуг на мировые рынки  при адекватной защите внутреннего  рынка от недобросовестной иностранной  конкуренции в соответствии со  сложившейся практикой международных экономических отношений;

- проведение таможенно  - тарифной политики, способствующей  созданию благоприятных условий  для расширения национального  производства и повышения его  конкурентоспособности, не ухудшающей  при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;

Данные цели нашли  своё отражение в Соглашение «О едином таможенно – тарифном регулировании», а также в законе от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВЭД», также в соответствии с данными целями в законе сформулированы основные принципы государственного регулирования (ст. 4 № 164-ФЗ).

Для достижения данных целей  и повышения эффективности внешнеэкономической  деятельности требуется развитие системы  государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по четырем направлениям.43

Первое направление - выработка и реализация внешнеэкономической  политики России, включая вопросы  оптимизации топливно-сырьевого  экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и «ноу-хау»).

Одним из приоритетов  станет стимулирование на государственном  уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего,

выпускающих продукцию  с высокой долей вновь созданной  стоимости. В связи с этим продолжится  формирование системы кредитования и страхования экспортеров при  участии государства для продвижения  на внешние рынки отечественной  высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики, судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.).44

Второе направление - обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.

Для создания данных условий  необходимо усовершенствовать российское законодательство, избавить отечественных предпринимателей от излишних бюрократических барьеров и сосредоточить все силы государства на развитие производства, выпуска качественной продукции, которая будет отвечать современным требованиям международного рынка.

Третье направление - защита внутреннего рынка, опирающаяся  на общепринятые международные нормы  и правила и использующая все  предусмотренные законодательством  таможенного союза и РФ инструменты. Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных производств.

Четвертое направление - формирование международных приоритетов  внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической политики.

Основная задача таможенно-тарифного регулирования должна заключаться в создании условий для экономического роста внутри страны. Настало время найти «золотую середину» так как чрезмерно фискально-протекционистская направленность таможенно-тарифного регулирования ВТД и полное отсутствие таможенно-тарифного регулирования не позволяют создать условия для развития необходимого производства в стране. 45

Совсем недавно Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Этот факт предполагает существенные перемены в законодательной базе, которая регламентирует таможенно –тарифное регулирование ВЭД.

Таким образом , ко второй главе работы можно сделать следующие  выводы:

1) Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Исследования функций таможенного тарифа показывает, что таможенный тариф должен быть гибким, одним отраслям предоставляя избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции.

2) Фискальный подход к импортному тарифу, который существовал в России на протяжении последних лет, во многом исчерпал себя. Не менее важным направлением развития таможенно – тарифной политики Российской Федерации должен стать переход от фискальной направленности таможенного тарифа к приоритету его регулирующей функции.  необходим детальный подход к разработке ставок тарифа, что предоставит возможность большей вариации значения ставок. Направление на унификацию таможенного тарифа России дает определенные результаты, связанные с наполнением государственного бюджета, однако сегодня основным инструментом регулирования рынка может стать создание конкурентного финансового и экономического секторов экономики.

 

Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной  торговли товарами

 

    1.  Сущность и классификация нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли

 

 Понятия тарифных  и нетарифных мер регулирования внешней торговли вошли в терминологический лексикон международной торговли только в начале 60-х годов XX в. Согласно различным классификационным схемам, к 2006 г. насчитывалось около 600 различных видов нетарифных мер регулирования внешней торговли, которые охватывают практически все отрасли современной экономики. 46

Нетарифные меры можно  определить как любые распоряжения центральных и местных властей, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран. 47

Одним из первых шагов на пути к снижению торговых барьеров было заключение в конце 1940-х годов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Созданная на базе ГАТТ Всемирная торговая организация (ВТО) в момент создания в 1994 г. объединяла 76 стран-участниц, в настоящее время ее членами являются, более 150 стран. Стремление к либерализации внешней торговли способствовало созданию и других торговых организаций: ЕС, ЕврАзЭС, АСЕАН, Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и др.

Особое значение в правовой регламентации применения нетарифных ограничений, унификации их применения принадлежит Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле (ГАТТ), преобразованному в 1994 г. во Всемирную торговую организацию. Классификационные схемы нетарифных ограничений разрабатывались на самом высоком международном уровне.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х гг., к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в 5 основных категорий:

1) ограничения,  вызванные участием государства  во внешнеторговых операциях (субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, система размещения государственных заказов, меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.);

2) таможенные  и иные административные формальности (усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации);

3) технические  барьеры в торговле (стандарты  и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции);

4) количественные  и сходные с ними административные  меры (импортные квоты, экспортные  ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения);

5) ограничения  экономического характера (налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие  налоги, антидемпинговые и компенсационные  пошлины, пограничное налогообложение)48

На базе указанной  классификации составлен каталог нетарифных ограничений, который нашел широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужил теоретической базой для формирования классификационных схем другими международными организациями.

Проблемам нетарифного регулирования было посвящено несколько раундов переговоров, проводимых в рамках ГАТТ. Так, на Кеннеди-раунд в г. Женеве в 1964 - 1967 г. разрабатывался Антидемпинговый кодекс, представляющий собой своеобразное толкование ст. VII Соглашения (в окончательном варианте он был принят на Токийском раунде переговоров).

Многосторонние  торговые переговоры в рамках Токийского раунда продолжались шесть лет (1973 - 1979 г.). В них приняли участие 99 государств, 26 из которых не являлись на тот момент членами данной организации. Между тем переговоры носили открытый характер для всех стран, желающих принять в них участие. В числе переговорных групп была создана и группа по нетарифным мерам. Таким образом, серьезно была расширена сфера деятельности ГАТТ, которая ранее ограничивалась лишь проблемами тарифного регулирования. В ходе Токийского раунда было принято 12 соглашений и договоренностей, которые вступили в силу в 1980 и 1981 гг., в том числе: Кодекс таможенной стоимости (соглашение о применении ст. VII ГАТТ), Антидемпинговый кодекс, Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам, Кодекс импортного лицензирования, Соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам).49

Кодекс по субсидиям  и компенсационным пошлинам регулирует правила применения таких мер в процессе регулирования внешнеторговой деятельности, устанавливает правила использования субсидий. Соглашение разграничивает понятие экспортных субсидий и внутренних, используемых как инструмент социальной политики государства.

Кодекс импортного лицензирования - рамочный документ, направленный на упрощение формальностей при выдаче импортных лицензий. Данный документ указывает на необходимость опубликования требований при выдаче импортных лицензий, их выдачи одним органом государственной власти в стране, призывает упростить и унифицировать данную процедуру в национальных нормах государств - участников ГАТТ/ВТО.

Информация о работе Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект