Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16

Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36

Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7

Вложенные файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Таможенные пошлины  по своей экономической природе  и действию относятся к финансовым регуляторам внешнеторгового оборота. Суть таможенных пошлин такова, что, нивелируя ценовую разницу на мировом и внутреннем рынке, они влияют на норму прибыли, накопление капитала, объемы перераспределяемых через государственный бюджет средств и ряд других показателей. Однако исходя из сложившейся ситуации на внутренних или внешних рынках, в рамках разработки стратегии экономического развития, страны прибегают, на ряду с другими инструментами, к использованию и таможенно-тарифного механизма, который находится в постоянном развитии. Причем существует зависимость между темпами развития экономики и совершенствованием таможенного тарифа. Так, например, можно утверждать, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем больше степень диверсификации ее производства и как следствие применяется крайне диверсифицированный таможенный тариф. Следовательно, направления развития тарифа служит своего рода отражением сложившихся тенденций в финансово-экономической сфере общества.31

Для современной России основной причиной, влияющей на формирование ее тарифной политики в последние пять лет, является подготовка к вступлению в ВТО, после которого возможность повышения ставок таможенных пошлин будет ограничена международными обязательствами.

В целом, что касается особенностей таможенно-тарифной политики РФ за последние годы, то можно отметить ряд факторов.

Во – первых, средний уровень  тарифных барьеров по автономным ставкам, применяемым к России как к стране, не являющейся участником зоны «организованной» торговли, значительно превышает средний уровень отечественных ставок.

Во – вторых, торговый режим, установленный для РФ её основными  партнёрами, на которых приходится подавляющая часть российского  экспорта, характеризуется крайне высокими таможенными пошлинами на продукцию пищевой промышленности, индустрии стройматериалов, машиностроения и т.п.

В третьих, средний уровень  таможенного тарифа таких крупнейших российских торговых партнёров, как страны ЕС, в зоне действующих правил Всемирной торговой организации (ВТО) существенно превышает средний уровень отечественных ставок. Если в России уровень средневзвешенного тарифа, определяющего реальную планку тарифных барьеров по состоянию на 2000 год, чуть больше 16%, то в странах ЕС – 27%.32

С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

  1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
  2. Защита отечественного рынка и  создание  возможностей  для развития национального производства.
  3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие 
    конкуренции.
  4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.
  5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности

 

2.2. Перспективы  развития и совершенствования государственной политики РФ  в области таможенно – тарифного регулирования.

 

За истекшее десятилетие  Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и  правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования. Главной целью таможенно-тарифной политики России в контексте новой макроэкономической обстановки, очевидно, должно стать использование импорта как фактора экономического роста, повышения конкурентоспособности и расширения экспортных возможностей обрабатывающего сектора национальной экономики. 33На данном этапе, с одной стороны, требуется поддержать начавшееся оживление деловой и инвестиционной активности для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. С другой стороны, важно, не препятствуя конкуренции, поставить на период реконструкции производства разумные протекционистские барьеры широкой экспансии зарубежной продукции.

Разразившейся  осенью 2008 г. мировой финансовый  кризис  и последовавшее значительное  ухудшение мировой общехозяйственной конъюнктуры создало принципиально новую, сложную ситуацию для сферы таможенно-тарифного регулирования. Последнее, с одной стороны, должно учитывать рекомендации лидеров мирового сообщества по-возможности отказаться от протекционизма в период экономической рецессии и финансовой нестабильности: в итоговой декларации саммита «группы двадцати» (15.11.2008 г., г.Вашингтон) страны-участницы взяли на себя обязательство в предстоящие 12 месяцев воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами. С другой стороны, в условиях резкого сокращения спроса на многие виды промышленной продукции за рубежом, сопровождавшегося значительным падением национального промышленного производства, таможенно-тарифная политика не может не принимать во внимание возросшие протекционистские настроения местных товаропроизводителей и потребности защиты внутреннего рынка от нежелательного импорта. Как свидетельствует поступающая из-за рубежа информация, ряд крупных развивающихся стран уже вступил на путь торгового протекционизма. 34

В такой ситуации России предстоит  выработать собственную, оптимальную  для нашей экономики тактику  в сфере таможенно-тарифного регулирования, учитывая необходимость одновременного, непротиворечивого решения задач по защите внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей, наполнению доходной части бюджета, сдерживанию инфляции и стимулированию внутреннего спроса, содействию технической реконструкции и повышению конкурентоспособности национальных производств, поддержке экспорта и др., при соблюдении имеющихся у РФ международных обязательств.

Главная задача государства  в современных условиях - выработка  внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.35

Развитие международных экономических  связей способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, международным нормам деловой культуры и этики.

Однако в современной системе  мирохозяйственных связей Россия участвует  пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами.

Экономика страны оказалась зависимой  от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а  также от импорта многих потребительских  товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.36

На современном этапе  правовые и экономические основы таможенно-тарифного регулирования  России в целом соответствуют  нормам и правилам ВТО. Однако остаются нерешенными проблемы открытия рынка, снижения средней ставки таможенного тарифа РФ, протекционистской защиты отечественных предприятий, а также обеспечения их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 40-50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного, тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя. 37

Таким образом, актуальной является задача обеспечения открытости национальной экономики путем снижения средней ставки тарифа до 6-8% без существенной потери доходной части бюджета.

В целях создания таможенных механизмов, отвечающих потребностям мировой торговли, под руководством Совета таможенного  сотрудничества (Всемирная таможенная организация) была разработана Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Киотская конвенция или Конвенция). Присоединение к Киотской конвенции оказывает влияние в целом как на законодательство Российской Федерации, так в частности и на таможенное администрирование в Российской Федерации, которое в последнее время не один раз становилось объектом критики со стороны руководства России.

Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны – к тому, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нивелированию интересов государства и общества в части взыскания пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка и иных интересов государства и общества, т.е. чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи путем перехода на применение средств контроля на основе методов аудита и управления рисками. Именно поэтому Киотская конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования многих стран. Кроме того, Киотская конвенция является базой для унификации таможенных законодательств разных стран.38

Обшей чертой таможенно-тарифной политики США, ЕС, и Японии является значительный разброс ставок пошлин внутри отдельной товарной группы, который приводит к различию величин  средней по позициям в данной группе. За средними значениями пошлин по отдельным группам товаров скрываются мегатарифы, которые применяются к наиболее чувствительным товарным позициям каждой страны. При этом обеспечивается достаточный уровень защиты определенных отраслей и стимулируется развитие приоритетных и высокодоходных производств внутри страны.

На региональном уровне заслуживает внимания активная тарифная деятельность Европейского Союза - наиболее продвинутого регионального объединения в мире (к настоящему времени в ЕС создан таможенный союз, а также экономический и валютный союзы).

Используя преимущества таможенного союза, вытекающие из применения единого таможенного тарифа и общей торговой, в том числе тарифной политики стран-членов, ЕС не только успешно защищает свой внутренний рынок, но и добивается путем предоставления преференций отдельным странам и группам стран благоприятных условий доступа европейских предприятий на внешние рынки. Особенно эффективны для расширения возможностей торгово-экономической экспансии за пределами Евросоюза двусторонние преференциальные соглашения, заключаемые в формате зоны свободной торговли, распространяющейся во многих случаях также на торговлю услугами, движение капиталов, охрану прав интеллектуальной собственности и другие сферы («ЗСТ плюс»).39 Примерами могут служить европейская и евро-средиземноморская зоны свободной торговли, обеспечивающие экономическим операторам стран-участниц льготный торговый и инвестиционный режим и благоприятные условия для кооперационного взаимодействия.

Многие аспекты европейского опыта в данной сфере представляют практический интерес для России в процессе совершенствования инструментария ее таможенно-тарифной политики. В частности, заслуживают внимания некоторые особенности ЕТТ ЕС (например, высокая степень дифференциации ставок тарифов, относительно немногочисленные пиковые значения таких ставок, стабильность и предсказуемость таможенно-тарифного обложения), гибкость в применении общих преференций для развивающихся стран, практика использования двусторонних преференциальных режимов. 40

Необходимо отметить, что российская система таможенно-тарифного регулирования, соответствуя в целом международным нормам, имеет ряд особенностей.

Во-первых, это сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка.

Во-вторых, речь идет о  существенной доле импорта, охваченного тарифными пиками и неадвалорными пошлинами.

В-третьих, Россию отличает сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа. В целом же для России фискальная функция таможенных пошлин имеет огромное значение, сопоставимое с ролью таможенных платежей в бюджетных доходах наименее развитых и карликовых стран.

В-четвертых, особенностью российской таможенно-тарифной политики является сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров.

Характерной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Важным направлением таможенно-тарифной политики России стало формирование Таможенного союза со странами ЕврА-зЭС - Белоруссией и Казахстаном. Успех этого интеграционного проекта позволяет России полнее использовать геополитические и экономические преимущества евразийского статуса, дает возможности постепенно двигаться к более высоким стадиям интеграции, служит задачам эффективного торгово-политического позиционирования нашей страны в международной торговой системе за счет положительного демонстрационного эффекта и присоединения к Таможенному союзу других государств.

1 июля 2010 года  вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс Таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции

Информация о работе Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект