Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……2
Современная внешнеторговая политика России…………………….……3
Организационные основы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности…………………………………………..…5
Заключение…………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование внешней торговли.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..……

2

Современная внешнеторговая политика России…………………….……

3

Организационные основы государственного регулирования

 

внешнеторговой  деятельности…………………………………………..

5

Заключение…………………………………………………………………..

14

Список использованной литературы………………………………………

15

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Усиление влияния  внешнеторговых отношений на состояние  национальной экономики обусловило повышение значимости государственной  политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Перманентно меняющиеся условия межстранового торгового обмена заставляют периодически переосмысливать цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.

Острота данных проблем особенно велика для стран, экономика которых переживает трансформационные  изменения. Социально-экономические  противоречия при реформировании внешнеторговой политики государства порождают  активные научные дискуссии о  целях, форме и содержании, методах и способах оптимального внешнеторгового режима страны с транзитивной экономикой. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации актуализирует поиск практических мер в сфере внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики отечественной экономики.

Таким образом, вопросы стимулирования экономического развития на этапе перехода к рыночным отношениям при помощи инструментария государственной внешнеторговой политики имеют актуальное, научно-практическое значение.

 

Современная внешнеторговая политика России.

Реформирование  внешней торговли обычно осуществляется в общем контексте системных  экономических преобразований. Однако в России, осуществлявшей переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и проводилось более решительно и последовательно.

Факторы, сдерживающие развитие внешней торговли России:

  • сокращение научно-технического потенциала экономики страны;
  • сохранение "утяжеленности" структуры экономики (низкий удельный вес производства современной наукоемкой продукции);
  • недостаточная инвестиционная активность на внутреннем рынке;
  • рост издержек производства и транспортных издержек;
  • слабое развитие сферы услуг;
  • активизация дискриминационных мер против российских экспортеров.

В результате сохраняются  преимущественно топливно-сырьевая направленность российского экспорта и его слабая диверсификация в товарном и страховом отношении.

Поэтому внешнеторговая политика должна тесным образом увязываться  с внутренней экономической политикой  страны, с одной стороны, и с  ее обшей внешней политикой, с  другой. В настоящее время, например, достаточно очевидна иллюзорность точки зрения о том, что экономика России может долго успешно развиваться на основе наращивания экспорта главным образом сырьевых и энергетических ресурсов, не решая при этом проблем перехода к инновационной модели развития.

 При реформировании  своей внешнеторговой политики  руководство России должно учитывать  следующие обстоятельства:

  • несмотря на видимую самообеспеченность, степень зависимости России от мирохозяйственных связей в целом высока;
  • перед Россией стоят общие фундаментальные задачи более эффективного включения в современные мирохозяйственные связи (с тем, чтобы не оказаться "сырьевым придатком" по отношению к группе ведущих стран);
  • решение проблем реализации эффективной внешнеторговой политики России тесно связано с решением задач позитивных изменений в ее общем экономическом положении;
  • внешнеторговая политика страны объективно является составной частью общей внешней политики страны вообще.

Реформирование  внешней торговли и внешнеэкономической  деятельности в целом связано в первую очередь с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.

Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой "правила игры" определяют крупнейшие ТНК.

Формирование  внешнеэкономической политики, законодательной  и нормативной базы осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному  ценообразованию; приватизация; налоговая и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.

 

Организационные основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности.

Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией. Как известно, наилучшая организационная структура та, которая способствует повышению эффективности данного вида деятельности.

Понятие организации  как процесса означает, с одной  стороны, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением, а с другой стороны, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

В понятии «организация» отражаются закономерности системы, относящиеся к функционированию и взаимодействию ее частей.

Исследуя организацию  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, можно выделить два  ее аспекта – упорядоченность и направленность.

 Упорядоченность проявляется, прежде всего, в институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Направленность  отражает результирующий вектор реформирования системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, учитывающий важнейшие факторы, уже не раз опоминавшиеся в настоящем исследовании, — курс России на вступление в ВТО и приведение российского механизма внешнеторгового регулирования в соответствие с правилами и стандартами этой международной организации, проводимые в нашей стране крупномасштабные реформы – административная, муниципальная, реформа федеративного устройства.

Организация государственного регулирования внешней торговли означает систематическую координацию  в решении важнейших задач  внешнеторговой политики, которые стоят перед субъектами и институтами, составляющими институциональную подсистему механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Исследование организационных  основ государственного регулирования  внешнеторговой деятельности предполагает необходимость изучения, во-первых, системы органов, участвующих в механизме государственного регулирования, во-вторых, распределения между ними полномочий в сфере внешнеторгового регулирования и, в-третьих, организации координации и взаимодействия между этими органами.

Формирование механизма  государственного регулирования – это постоянная работа по его оптимизации, совершенствованию его институциональной составляющей.

За последнюю четверть века, ознаменовавшую собой переход  от монополии государства на внешнюю торговлю к современному состоянию внешнеторгового регулирования, до неузнаваемости изменился субъектный состав отношений по государственному регулированию внешнеторговой деятельности. Если раньше институциональная составляющая механизма государственной монополии была представлена соответствующим отраслевым министерством и небольшим количеством внешнеторговых объединений, непосредственно осуществлявших внешнеторговые операции, то в современном внешнеторговом механизме задействованы десятки различных субъектов (участников).

Система органов, участвующих  в процессе внешнеторгового регулирования, является объективно обусловленной  и определяется конкретно-историческими  условиями развития внешней торговли в конкретной стране.

Монополии внешней торговли в СССР соответствовала одна структура управления внешнеторговым комплексом – строго централизованная, со сравнительно небольшим числом органов управления на общегосударственном уровне (в регионах такие органы вообще отсутствовали). Отмена монополии повлекла за собой расширение прав министерств и ведомств, регионов, муниципальных образований и непосредственных участников внешнеторговой деятельности, смещения регулирующей роли государства в сторону усиления нормотворческой, контролирующей и координирующей функции.

В ее нынешнем виде система  органов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в Российской Федерации сформировалась в 2005 году.

Основные итоги организационных  преобразований в этой сфере нашли  свое отражение в нормативных актах, закрепивших результаты административной и федеративной реформ, а также перестройки самого механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Речь идет в первую очередь об актах, принятых в период 2003—2005 гг.,  — О Таможенном кодексе Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 N 165-ФЗ, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N116-ФЗ и, наконец, об Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 N 314, в котором были закреплены основные идеи и параметры административной реформы в Российской Федерации.

Система органов, участвующих  в государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня — федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:

1) федеральных  органов государственной власти;

2) органов государственной власти субъектов РФ;

3) органов местного самоуправления.

Распределение полномочий между тремя основными  уровнями власти в федеративном государстве – федеральным, региональным и местным – одна из наиболее важных и в тоже время острых и деликатных в политическом смысле проблем. Неадекватное регулирование вопросов финансовой и внешнеторговой политики в федеративном государстве может пагубно сказаться на отношениях между центром и регионами, представителями отдельных народов и этнических групп.

Многочисленные полномочия федеральных органов государственной власти во внешнеторговой сфере могут быть объединены в три основные группы.

1. Общеполитические  вопросы:

– защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

– формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации.

2. Вопросы, связанные  с участием Российской Федерации  в международных экономических  отношениях:

– заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

– участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

– учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

3. Вопросы, непосредственно  касающиеся государственного регулирования  внешнеторговой деятельности:

– таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

– государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

– установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли