Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16

Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36

Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7

Вложенные файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Порядок применения нетарифных ограничений, основанный на контроле качества, безопасности или  характеристики товара регулируется Соглашением  по техническим барьерам в торговле (Кодексом по стандартам). Процедурные и административные правила, которыми руководствуются правительства стран - участниц ГАТТ/ВТО при размещении государственных заказов, предоставлении информации и порядке рассмотрения споров в данной сфере, регламентируются Кодексом о государственных заказах.

В результате многосторонних торговых переговоров были разработаны  новые принципы и нормы международной  торговли, а все страны, подписавшие  соглашения, должны были привести свое внутреннее законодательство в соответствие с принятыми стандартами. Принятые в ходе раунда переговоров соглашения привели к появлению "тройного режима в торговле": для стран - участниц ГАТТ, их подписавших; для стран - участниц ГАТТ, их не подписавших; а также для всех остальных государств.50

В ходе Уругвайского раунда переговоров (1986 - 1994 г.), в котором  приняли участие 108 государств, особое внимание было уделено количественным ограничениям внешней торговли.

Проблемы регламентации  и унификации применения нетарифных ограничений решает также Всемирная таможенная организация. Так, в 1973 г. Советом Таможенного Сотрудничества была принята Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных формальностей (Киотская конвенция), которая действует в редакции 1999 г. Положения данной Конвенции в значительной степени содействуют ликвидации "нежелательных" протекционистских барьеров.

ЮНКТАД причисляет нетарифные ограничения ко "всем видам регуляций, действий или других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю"51. В рамках данной конференции была разработана система классификации, предполагающая деление всех нетарифных ограничений на три группы на основании их целевого назначения:

1) торгово-политические средства, предназначенные для поддержки национального производителя от иностранных конкурентов;

2) средства неторгово-политического  характера, применяемые в отдельные  периоды в целях регулирования  внешней торговли (видимо, к ним  следует отнести таможенную блокаду, эмбарго);

3) средства, не  имеющие отношения к внешней  торговле, но оказывающие на нее  косвенное воздействие.

Изучив информацию о применении нетарифных барьеров и  степени их воздействия на мировую  торговлю, в начале 80-х гг. Секретариат ЮНКТАД создал базу данных по нетарифным мерам, в основу систематизации которой было заложено разграничение всех мер такого рода на две классификационные схемы. Первая учитывала нетарифные ограничения, применяемые в отношении конкретных товаров (первая часть базы данных), вторая - нетарифные барьеры общего характера (вторая часть базы данных). В общей сложности было указано более 200 видов нетарифных мер.52

Все меры государственного регулирования, применяемые в отношении  конкретных товаров, были классифицированы по пяти категориям:

1) фискальные  меры (различного рода тарифы, пошлины,  налоги);

2) меры по  ограничению объема (запрещения, квоты, "добровольные" ограничения экспорта, а также государственная монополия  на внешнюю торговлю);

3) разрешения  на импорт: неавтоматические (дискреционные разрешения - лицензирование, декларация с подтверждением, разрешения отдельным покупателям); условные (разрешения в зависимости от экспорта, от возможности осуществления национальных поставок, от закупки национальной продукции и т.п.); автоматические (лицензия для целей контроля, автоматическое лицензирование, декларация без подтверждения);

4) контроль над  ценами (системы минимальных цен,  антидемпинговое и компенсационное  расследование, надзор за ценами);

5) прочие меры (технические барьеры: санитарно-гигиенические и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке и маркировке; меры по оказанию помощи отраслям, конкурирующим с импортом: субсидирование товаров, рабочей силы, капитала, налоговые льготы; импортные депозиты и другие) .

Современная классификация  нетарифных ограничений ЮНКТАД выглядит следующим образом: паратарифные; меры контроля над ценами; финансовые; меры автоматического лицензирования; меры количественного контроля; монополистические  меры; технические меры.53

К паратарифным мерам относятся платежи и  сборы, взимаемые с товара, пересекающего  таможенную границу. Они увеличивают  стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (например, сбор за импортную лицензию, портовые сборы).

Меры контроля над ценами применяются с целью  поддержания внутренних цен, их стабилизации. Нетарифные барьеры такого вида предотвращают  ущерб национального производителя, например: административное фиксирование цен (минимальных, максимальных, базовых цен импорта и проч.); антидемпинговые, компенсационные меры; скользящие сборы, предназначенные для выравнивания цен импортируемого товара для сближения с внутренними ценами.

Финансовыми мерами ЮНКТАД признает мероприятия, регулирующие доступ импортеров на валютный рынок государства. К ним относятся, например, обязанность предварительной уплаты таможенных платежей, практика регулирования валютных курсов (в том числе установление фиксированного курса на отдельные виды товаров), обязанность импортера открыть валютный счет на территории государства и производить расчеты посредством уполномоченного банка и проч.

Меры автоматического  лицензирования по своей сути не являются барьерами на пути внешней торговли. Между тем представляется необходимым  разработать единую для всех государств схему автоматического получения разрешения на импорт конкретных товаров.

К мерам количественного  контроля относятся квотирование и  лицензирование. Среди монополистических  мер государства практикуют предоставление исключительного права отдельным хозяйствующим субъектам на экспорт (импорт) продукции.

Технические барьеры  предполагают не только применение сертификации иностранной продукции, но и использование  иных барьеров: предотгрузочной инспекции  и специальных таможенных формальностей.

Классификационные схемы нетарифных ограничений разработаны  также Международной торговой палатой, Международным банком реконструкции и развития, Тарифной комиссией США, отдельными экономистами-международниками. Рассмотрим некоторые классификации подробнее.54

Британские  ученые-экономисты Р. Кэмпбелл Макконнелл, Л. Стенли Брю среди торговых барьеров помимо таможенных пошлин предлагают выделять импортные квоты, нетарифные барьеры, добровольные экспортные ограничения. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. К нетарифным барьерам авторы относят лицензирование, "неоправданные стандарты качества продукции или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах". В случае добровольного ограничения экспорта иностранные фирмы дают согласие на ограничение ввоза своей продукции в государство в целях избежания более жестких торговых барьеров55. Таким образом, названные исследователи к нетарифным барьерам относят лишь административные и технические запреты и ограничения (кроме квотирования).

Иной позиции  по поводу нетарифных ограничений придерживается российский исследователь в области  мировой экономики профессор  И.И. Дюмулен. Нетарифные ограничения, по его мнению, - это "любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран"56. Думается, что такая формулировка вполне отвечает сути и задачам нетарифного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность.

Развернутую классификацию  нетарифных ограничений, различные  основания такой классификации  и их подробный анализ предлагает в своем диссертационном исследовании В.Н. Ревин. Анализируя деление нетарифных ограничений по форме воздействия на внешнюю торговлю на экономические и административные барьеры, автор указывает: "Меры первой подгруппы, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют на внешнюю торговлю опосредованно, через механизм спроса и предложения, что, как правило, имеет своим последствием удорожание экспортных и импортных товаров"57. К таким мерам, видимо, следует относить антидемпинговые, специальные, компенсационные пошлины, оценку таможенной стоимости и т.п.

По степени  воздействия на внешнеэкономическую  деятельность нетарифные ограничения  В.Н. Ревин предлагает делить на четыре группы: жесткие средства (hard care measures); умеренные средства (mild measures); надоедливые  средства (niusance measures); средства, степень воздействия которых установить невозможно. По месту действия меры нетарифного регулирования делятся на барьеры пограничного и внутреннего регулирования. Первые - такие, например, как пограничные налоги и сборы, акцизы, пограничный ветеринарный и карантинный контроль, сертификация и т.д., - применяются к товарам во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными органами. Вторые "сопровождают" товары иностранного происхождения внутри страны во время их продажи и потребления. К таким мерам можно отнести административные, технические и иные нормы и стандарты, ограничивающие использование иностранных товаров и содействующие приобретению покупателем национальных товаров.

По характеру  действия нетарифные ограничения можно  разделить на прямые и скрытые. Первые обычно регулируются торговыми договорами и международными соглашениями. Они регламентированы нормами национальных законодательств, разработанными в соответствии с международными правилами, носят общедоступный характер (так как публикуются в официальных изданиях), имеют соответствующий механизм применения и потому обладают "прозрачностью" (то есть процедуры их введения, механизма их влияния всем сторонам хорошо известны). К ним относятся, например, эмбарго, таможенные формальности, квотирование и проч. Во вторую группу включены меры, обычно формально направленные не на ограничение торговли, а на решение других экономических и социальных задач. Влияние таких мер на внешнеторговые отношения является косвенным, опосредованным. К таким мерам можно отнести систему кредитования и дотирования национальных производителей, установление технических стандартов (с завышенными требованиями).

Нетарифные  ограничения классифицируются также  по охвату стран или товаров, на которые  они распространяются.58 Нетарифные меры могут применяться выборочно в отношении "отечественных и иностранных товаров, в отношении продукции отдельных производителей (объединений производителей), в отношении иностранных товаров, происходящих и/или импортируемых из отдельных стран (союзов государств). В связи с этим все меры нетарифного характера можно разделить на: 1) глобальные и 2) индивидуальные" . Ограничения первой группы применяются к любым товарам независимо от страны происхождения товара. В данном случае действуют общепринятые принципы международной торговли: режим наибольшего благоприятствования наций, национальный режим, принцип недискриминации. Нетарифные меры второй группы применяются, как правило, на основе двусторонних договоров и соглашений в отношении отдельно взятого участника внешнеэкономической деятельности. Они предусматривают какие-либо льготы для субъектов (например, индивидуальные импортные квоты), или, напротив, создают режим дискриминации в отношении иностранного производителя в случае угрозы национальной отрасли экономики, которая возникает вследствие импорта такого товара на условиях недобросовестной конкуренции (например, введение антидемпинговых, компенсационных, специальных мер).

С точки зрения действия во времени нетарифные меры можно разделить на временные и постоянные. 59Для временных мер характерно указание срока их применения, иногда норма предусматривает также наступление какого-либо события для окончания ее действия. Так, к временным мерам можно отнести антидемпинговые и компенсационные пошлины, защитные меры. Временные меры, в свою очередь, делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные (в данную группу входят также циклические, к примеру сезонные, ограничения).

Таковы основные классификации нетарифных ограничений, представленные в науке и практике. Очевидно, что каждая из рассмотренных классификаций обладает достоинствами и недостатками.

Таким образом, исследование международно-правовых основ  нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет нам дифференцировать меры нетарифного регулирования, исходя из задач государственного воздействия на внешнюю торговлю, на запреты, ограничения (барьеры), а также стимулы, используемые в ходе регулирования внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности

 

    1. Проблемы и  пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации

Информация о работе Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект