Анализ маркетинговой среды предприятия ОАО «Связной »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:58, дипломная работа

Краткое описание

Любая компания действует в условиях сложной, изменчивой маркетинговой среды. Если она хочет выжить, ей нужно производить и предлагать нечто имеющее ценную значимость для той или иной группы потребителей. Посредством обмена компания возобновляет свои доходы и ресурсы, необходимые для продолжения существования.
Компания должна быть уверена, что ее цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка. Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая глава. Маркетинговая среда фирмы 6
1.1 Маркетинговая среда организации: понятие и основные черты 6
1.2 Сущность микросреды организации 8
1.3 Сущность макросреды организации 13
1.4 Методы исследования маркетинговой среды организации 18
2 Практическая глава. Анализ маркетинговой среды ОАО «Связной » 24
2.1 Общая характеристика организации и основные показатели ее деятельности 24
2.2 Анализ внешней среды и конкурентной позиции организации 32
2.3 Анализ внутренней среды 42
2.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой среды организации 48
Заключение 53
Глоссарий 57
Список использованных источников 59
Приложения 62

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.doc

— 3.62 Мб (Скачать файл)

Полное наименование предприятия: ОАО «Связной » (далее по тексту фирма)  образовано в апреле 1991 года. по состоянию на   конец I полугодия 2012года количество центров мобильной связи «Связной» составило 3077 в 844 городах России. Число магазинов сети в I полугодии 2012 г. увеличилось на 24% по отношению к I полугодию 2011 года. За 6 месяцев 2012 г. была открыта 331 новая торговая точка, закрыто  -  75

Оборот группы компаний «Связной», включающий в себя выручку от реализации товаров и услуг, платежи за мобильную связь и НДС, за 2010 год составил 145,8 млрд. рублей. За 2010 год прирост розничного оборота составил 62,9% по сравнению с 2009 годом.

Штат сотрудников ГК «Связной» к началу 2011 года насчитывает 19 100 человек.

Группой компаний «Связной» За 2011 г. было продано 8,2 млн. новых сотовых телефонов (не включая оптовые продажи и продажи БУ-телефонов). Итоги 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года больше на 37%, в то время как российский рынок GSM в штучном выражении вырос на 28%.

Объём продаж телефонов в денежном выражении составил 34,6 млрд. руб. В сравнении с итогами 2011 года продажи мобильных телефонов в денежном выражении выросли на 18%, в то время как рынок вырос на 11%. Это говорит о том, что потребители в основном покупали дорогие устройства.

Основным видом деятельности является торгово-закупочная деятельность. В Ухте имеется 3 магазина данной сети.

В основе исследования данной работы лежит один из них - это магазин, находящийся по адресу: Республика Коми, Ухтинский р-н, Ухта г., просп. Ленина, 31/9.

Общая численность работников рассматриваемого магазина составляет 10 человек. Собственный Учебный центр помогает персоналу компании постоянно повышать свою квалификацию и развивать мотивацию.  Реальное преимущество "Связного" - качество коммуникации с потребителем. Под качеством коммуникации подразумевается целый комплекс маркетинговой активности - от прямой рекламы до оформления мест продаж. При этом по таким факторам, как уровень цен, ассортимент и удобство мест продаж сеть "Связной" входит в число лучших.  "Связной" во многом является новатором на рынке мобильного ритейла: "Связной" постоянно наращивает объем и качество дополнительных услуг. Так, например, одним из приоритетных на данный момент является рынок финансовых услуг (всевозможные виды платежей, кредитов, страхования, денежные переводы, продажа ДЖ и Авиа билетов). 

Еще одно прорывное направление - интернет-продажи и заказ товаров по телефону. «Связной» является одним из крупнейших игроков в этой сфере бизнеса в России. В 2012 году интернет-магазин svyaznoy.ru отметил свой  десятый день рождения. В этом же году было подписано соглашение о переходе группы топ-менеджеров компании «Связной» в «МТС» в качестве управленческой команды сети салонов связи оператора. 

В 2011 году группа компаний «Связной» и «Промторгбанк» вступили в стратегическое партнерство с целью создания крупного универсального банка. Состоялся запуск первого отделения «Связной Банк».

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития, исходя из спроса на  продукцию,  работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия.

Основу планов составляют договоры, заключенные с поставщиками, потребителями продукции. Предприятие свободно в выборе предмета договора, определения обязательств, любых других договорных условий не противоречащих действующему законодательству.  

В сети магазинов «Связной» в Ухте сформировалась линейно-функциональная структура управления, отраженная в приложении А.

          Ознакомление с основными организационными документами предприятия -    должностными инструкциями -  позволило определить  состав линейных руководителей, а также административного, консультативного и обслуживающего персонала магазина. Руководит деятельностью сети  магазинов генеральный директор.


Генеральный директор -  контролирует работу управляющего звена и работу учебного центра. Учебный центр занимается обучением персонала. Управляющий менеджер руководит работой региона. Оперативный менеджер ставит задачи и  контролирует работу управляющих магазином.

Управляющие магазинами занимаются ассортиментом в магазине, выполнением планов, управлением персоналом.

Бухгалтерия производит организацию бухгалтерского учета и отчетности .

Грузчики - организуют доставку и разгрузку продукции в магазине, принимают продукцию по количеству.

Кладовщики - составляют отчеты по остаткам продукции на складе , производят отпуск товара со склада.

Продавцы-консультанты, кассиры - их работа состоит в общении с покупателями, своевременная доставка товара в торговый зал магазина, выкладка товара на витрины.

Исследуемый магазин имеет достаточно выгодное месторасположение, неподалёку расположена автобусная остановка. Это обеспечивает хороший покупательский поток.

Миссия «Связного» - будучи сильной, богатой компанией, способной серьезно влиять на процессы вокруг, поднять Россию, вернуть уважение мира к нашей стране с помощью улучшения материального состояния наших сограждан и улучшения атмосферы вокруг нас - повышения открытости, честности и настроения у людей которые нас окружают.

Долгосрочные цели  ОАО «Связной» определяют его стратегию. Стратегия развития группы компаний "Связной" направлена на увеличение рыночной доли, диверсификацию поставщиков, расширение продуктового ряда и товарного ассортимента, рост стоимости бренда и экспансию в новые сегменты рынка услуг высокой добавленной стоимости в телекоммуникациях. 

В «Связном» в Ухте существует единая служба маркетинга, в которой работают три человека. Они проводят мероприятия по изучению конкурентной среды на рынке,      определение основных конкурентов (проведение исследования ассортимента   имеющихся конкурентов, изучение их цен на услуги аналогичные услугам исследуемого предприятия, определение местоположения конкурентов и их специализации). Они занимаются всеми маркетинговыми исследованиями. Затраты на рекламу и стимулирование сбыта носят периодический и системный характер. Задача поиска покупателей возложена на отделы продаж. Однако, по мере роста компании, генеральным директором все больше внимания отдавалось вопросам общего управления компанией, и все меньше внимания вопросам финансового менеджмента, снабжения, логистики, маркетинговой деятельности.

Пока что сеть магазинов занимает ограниченную долю рынка, но чтобы обеспечить прибыльность, фирма большое значение придает качеству продукции, ее ассортименту, уровню обслуживания. Ассортимент очень разнообразен: номенклатура товаров насчитывает более 700  наименований (и это только по результатам изучения прайс-листа, на самом деле товаров еще больше), и ассортимент постоянно расширяется.

Следует отметить, что для оценки конкурентной стратегии  компании необходимо рассмотреть и дать оценку всем составляющим элементом данной стратегии.

От того, насколько соответствуют работы   запросам  клиентов и удовлетворяет их потребности зависит дальнейшая успешная деятельность предприятия. Поэтому осуществление и реализация  ассортиментной политики является наиболее важной составляющей конкурентной стратегии.12

В рассматриваемой компании совершенно не учитывается этот важный момент, поэтому в дальнейшем допускаются ошибки при принятии решений в отношении предоставления отдельных видов услуг и работ.

Процесс формирования ассортимента  товаров происходит на предприятии в основном согласно заявкам клиентов. Однако, для увеличения объема  выручки в планируемом периоде необходимо совершенствовать ассортимент с учетом того,  на какой стадии жизненного цикла находится товар, а также  ассортимент предлагаемых  за счет введения дополнительных видов услуг. Для поддержания своего положения среди конкурентов, предприятию следует стремиться к расширению товарной номенклатуры, не прилагая значительных усилий к его насыщению, так как в рамках ассортимента практически каждой товарной группы представлено достаточно много товаров, отличающихся по качеству и уровню цены. Это позволит в дальнейшем отобрать наиболее выгодные для предприятия товарные группы.

Как известно, уменьшение уровней канала распределения снижает цену товара. Поэтому необходимо привлекать наряду с физическими лицами юридические лица.

Для предприятия цена - наиболее важный показатель рыночной деятельности, поскольку ее основная функция - обеспечивать прибыль от произведенных работ.

По предварительным наблюдениям  на предприятии прослеживается следующая ситуация:

       - отсутствуют цели ценовой политики, которые впоследствии должны быть увязаны с общими целями предприятия;

       - цена устанавливается руководством интуитивно, не учитывая основных правил процесса ценообразования;

       - при установлении цены основное внимание уделяется на цены конкурентов, но не учитывая прибыль, которую можно получить;

       - отсутствует ценовая стратегия, что в условиях жесткой конкуренции  недопустимо.

Таким образом,  ценовая политика предприятия не продумана, а точнее совсем отсутствует, предприятие ежедневно недополучает прибыль, которую могло бы иметь.

Составляющей данного элемента конкурентной стратегии - микс является месторасположение. Удачное месторасположение обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество, поскольку, к примеру, ассортимент -- все это непостоянно и может меняться.13 

Известность фирмы, ее большая разрекламированность чисто психологически приносят тот же результат, что известность фирмы в профессиональных кругах, то есть подсознательно воздействует на клиента и его доверие к ней. Поэтому для формирования идеального имиджа предприятия, необходимо регулярное проведение имиджевых рекламных кампаний. Необходимо четко спланировать рекламную кампанию в отношении сроков и средств рекламы, задействованных в кампании, рекламного бюджета и т.д.

Реклама не только позволяет информировать потребителей о товаре, на который есть спрос на рынке, но и создавать этот спрос, в особенности на развивающихся рынках (например, в России).

Таким образом, эффективное использование средств маркетинговых коммуникаций (рекламы) позволяет решать стратегические и тактические задачи фирмы, связанные с глобальной миссией компании на рынке.

Реклама определяется как процесс обезличенной передачи различными средствами, как правило, платной и носящей характер убеждения информации о товаре, услугах и идеях, предлагаемых представляющими себя рекламодателями.

В связи со спецификой товаров и услуг предприятие уделяет внимание предпродажному обслуживанию клиентов за счет предоставления им возможности консультации со специалистами. Поэтому к выбору и обучению персонала фирма подходит со всей ответственностью и постоянно проводит тренинги, семинары, аттестацию и повышение квалификации своих сотрудников. Эффективное и добротное обслуживание помогает продать больше товаров, создает и сохраняет лояльность клиентов и предпочтительное отношение именно к этой фирме.

Изучение финансовых отчетов является основным моментом для понимания текущего положения компании и особенностей ее развития. Финансовое положение ОАО «Связной » характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования - собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов. Эти сведения предоставлены в форме № 1 “Бухгалтерский баланс” По данным формы № 1 за 2011 год  составим сравнительный аналитический баланс, который дан а приложении Б.

На основе данных аналитической таблицы можно сделать следующие выводы. - Общая стоимость имущества возросла за отчетный период на 57428 рублей или на 3,6 %, что свидетельствует о развитии хозяйственной деятельности ОАО.

- Увеличение стоимости имущества  сопровождалось внутренними изменениями в активе: при уменьшении стоимости вне оборотных активов на 1262 рублей или на 2,7 % произошло увеличение оборотных средств на 58690 рублей или на 2,7 %, что расценивается как положительная тенденция к улучшению финансовой деятельности.

- Увеличение стоимости оборотных средств на 2,7 % произошло за счет увеличения запасов на 55403 рублей или на 2,7 % и увеличение наиболее ликвидных активов на 23537 или на 1,3 %, в то же время дебиторская задолженность (платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) уменьшилась на 20250 рублей или на 1,3 %.

- Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственных источников средств, причем их доля в общем объеме увеличилась в течение года на 2 %. Доля собственных средств в обороте также  увеличилась на  78745 рублей или на 4,5 %.

- Доля кредиторской задолженности поставщикам и др. уменьшилась на 3,6 % или на 47844 рублей.

В целом наблюдается высокая автономия предприятия (высокий удельный вес собственного капитала - 81,3 %) и низкая степень использования заемных средств - 18,7 %.  Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств (См. приложение В).

В  таблице 2  даны данные о структуре товарооборота  магазина «Связной». Можно отметить, что значительных изменений в структуре товарооборота в текущем и прошедшем периоде не произошло, об этом свидетельствует отсутствие резких отклонений удельного веса в реализации товара.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2    -  Структура товарооборота  магазина «Связной »

 

 

Товарооборот, тыс. руб.

   

Удельный вес, %

Апрель 2010 год,

Апрель 2011 год,

Апрель 2010 г.

Апрель 2011 г.

Изме-нение, +/-

Сотовые телефоны

5547.06

6421.14

874.08

115.76

23.2

23.5

+0.3

Видеокамеры

1912.78

2158.6

245.82

112.85

8

7.9

-0.1

Сумочки

2319.25

2623.1

303.86

113.10

9.7

9.6

-0.1

Цифровые фотоаппараты

5475.34

6366.49

891.16

116.28

22.9

23.3

+0.4

Брелки

1530.22

1694.09

163.86

110.71

6.4

6.2

-0.2

Аккумуляторы

1864.96

2131.27

266.31

114.28

7.8

7.8

0

Sim карты

1912.78

2158.6

245.82

112.85

8

7.9

-0.1

Ремешки на руку

1147.67

1256.9

109.24

109.52

4.8

4.6

-0.2

Audio плееры

1338.95

1502.82

163.87

122.24

5.6

5.5

-0.1

Подключение НТВ+

860.75

1010.99

150.24

117.45

3.6

3.7

+0.1

Итого

23909.76

27324

3414.24

114.28

100

100

-

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия ОАО «Связной »