Анализ маркетинговой среды предприятия ОАО «Связной »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:58, дипломная работа

Краткое описание

Любая компания действует в условиях сложной, изменчивой маркетинговой среды. Если она хочет выжить, ей нужно производить и предлагать нечто имеющее ценную значимость для той или иной группы потребителей. Посредством обмена компания возобновляет свои доходы и ресурсы, необходимые для продолжения существования.
Компания должна быть уверена, что ее цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка. Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая глава. Маркетинговая среда фирмы 6
1.1 Маркетинговая среда организации: понятие и основные черты 6
1.2 Сущность микросреды организации 8
1.3 Сущность макросреды организации 13
1.4 Методы исследования маркетинговой среды организации 18
2 Практическая глава. Анализ маркетинговой среды ОАО «Связной » 24
2.1 Общая характеристика организации и основные показатели ее деятельности 24
2.2 Анализ внешней среды и конкурентной позиции организации 32
2.3 Анализ внутренней среды 42
2.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой среды организации 48
Заключение 53
Глоссарий 57
Список использованных источников 59
Приложения 62

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.doc

— 3.62 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 7 -  Влияние социально-культурной среды на деятельность магазина

Факторы среды

Важность для отрасли

Влияние на компанию

Направление влияния

Степень важности для компании

Традиции и культурные ценности, уровень образования

+

+

+

+ + +

Взаимоотношения внутри общества

+

+

+

+

Приятие-неприятие частного предпринимательства

+

+

+

+

Отношения компании-общественные организации

+

+

+

+

Отношения к иностранцам

+ +

+ +

+

+ + +

Профсоюзная активность и влияние профсоюзов на формирование общественного мнения

+

+

+

+


Примечание:

+ + + Ї весьма положительное влияние,

+ + Ї положительное влияние,

+ Ї слабое положительное влияние.

Наибольшее положительное влияние на деятельность компании оказывает количество потенциальных потребителей и квалификационные характеристики. При этом количество жителей Республики Коми постоянно снижается. Численность постоянного населения Российской Федерации на 14 октября 2010 года, по данным Всероссийской переписи населения, составила 142,9 миллиона человек, по республике - 901,2 тысячи человек. Среди регионов России по этому показателю Республика Коми занимала 58 место из восьмидесяти трех, в Северо-Западном федеральном округе - 6-ое из одиннадцати. За межпереписной период количество жителей уменьшилось в большинстве регионов России, при этом в республике сокращение было более существенным (на 11%), чем в целом по России (на 2%).

Таким образом, состав макросреды «Связного» в Ухте включает разнообразные составляющие, которые оказывают влияние на сеть магазинов, при этом оказать влияние на них «Связной» не может. 

 

2.3 Анализ микросреды магазина «Связной»

Магазин «Связной» отличается расширенным ассортиментом товаров - в нем представлены новейшие модели мобильных телефонов, цифровая персональная аудиотехника (Hi-Fi компоненты. Наушники, микрофоны и аудиомикшеры. диктофоны, СD-плееры, МРЗ-плееры и др.), цифровые фотокамеры и фотоаксессуары, карманные компьютеры. Мобильный телефон в классическом исполнении уже не является роскошью. В магазинах мобильных телефонов представлен колоссальный ассортимент сотовых. Компания «Связной Загрузка» (группа компаний «Связной») является одним из крупнейших контент-провайдеров России, предоставляя свои услуги абонентам 99% операторов сотовой связи России. Партнерская база компании включает в себя всех основных операторов сотовой связи на территории РФ. Партнёрские программы компании «Связной Загрузка» позволяют уже сегодня начать совместный бизнес на рынке мобильного контента, который признан одним из самых интересных и высокорентабельных.

Подавляющее большинство товаров находится в открытом доступе. Консультанты торгового зала проходят специальную подготовку, чтобы быстро представлять новинки, настроить их работу по желанию покупателя. В настоящий момент ассортимент «Связного» значительно превышает ассортимент многих магазинов и гипермаркетов электроники  и расширяется такими категориями товаров, как: видеокамеры, зеркальные фотоаппараты и аксессуары к ним, погодные станции, DVD-плееры, игровые приставки  PlayStation Portable и другими высокотехнологичными товарами. Помимо этого, «Связной» предлагает широкий спектр доступных услуг:

-Оформление полиса ОСАГО за считанные минуты

-Моментальная оплата услуг коммерческого телевидения

-Оплата Интернет и IP-телефонии - мгновенно и без комиссии

-Оплата услуг связи - мгновенно и без комиссии

Руководители службы маркетинга должны учитывать интересы всех групп внутри самой фирмы, таких, как высшее руководство, финансовая служба, службы материально-технического снабжения, производственная служба, бухгалтерия. Все эти группы входят в состав микросреды фирмы. Производственная служба несет ответственность за выпуск продукции. Бухгалтерия следит за доходами и расходами, помогая службе маркетинга быть в курсе дела, насколько успешно идет достижение намеченных ею целей. Учебный центр своевременно обучает или повышает квалификацию работников. Предприятию выгодно, если работники заинтересованы в продаже товара, т.к. от этого зависит их заработная плата. Деятельность всех подразделений так или иначе влияет на планы и на действия службы маркетинга.

А) Потребители: Выбор переменных сегментирования.  Товары,  предлагаемые  магазином  являются товарами широкого  потребления. Переменные принципа сегментирования рынка приведены в таблице 8.

 

Таблица 8 - Сегментирование рынка

Принцип сегментирования

рынка

Переменная сегментирования рынка

 

Регион

Географический принцип

Город

 

Плотность населения

 

Повод для совершения покупки

Поведенческий принцип

Искомые выгоды

 

Степень готовности  к восприятию товара

 

Отношение к товару

Демографический принцип

Уровень дохода




 

     Основными покупателями являются: жители прилегающего жилого массива, а также жители других округов, жители пригорода. Существующая в данное время структура покупателей магазина «Связной»  показана на рисунке 2.

 

Рис 2.    Структура покупателей  магазина «Связной »

Таким образом, состав покупателей 40 % - молодые люди от 15 до 25 лет, не имеющие семьи;       

30 % - это молодые семьи от 25 лет со средним уровнем доходов;

15 % -это люди в возрасте от 25 до 40 лет со средним уровнем дохода;       

15 % - покупатели старше 40 лет со средним уровнем дохода.

Таким образом, основные покупатели - это молодежь, для которой необходимо проводить основные коммуникационные мероприятия. Основными факторами, влияющими на покупку в магазине являются качество и наличие большого ассортимента, что отражено в таблице 9.

 

Таблица 9 - Факторы при покупке товаров

 

Показатели

Отношение, %

устраивает качество

39

устраивает цена

17

продукция всегда есть в продаже

30

Продукция сертефецированна

14


                  

Б)  Поставщики: Поставщиками являются фирмы Samsung , Nokia, LG, др. Общие маркетинговые требования к поставщикам точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с заказом (договором, контрактом), продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, производиться по передовой технологии, соблюдать требуемые объемы поставки, оперативно откликаться на новые требования фирмы-заказчика,  предоставлять необходимую сопроводительную документацию, выдерживать согласованные цены, изменения по номенклатуре продукции (сырья) должны отвечать новым  стандартам, предоставлять при необходимости дополнительные услуги,  маркетинговые требования к поставщикам могут меняться в зависимости от общей экономической ситуации, конъюнктуры рынка. Поставщики могут работать не только на нас,  но и на конкурентов. Изучение поставщиков и выработка требований к ним  должны осуществляться с учетом позиции конкурентов. Степень влияния поставщиков на деятельность компании показана в приложении Е.

В) Конкуренты: В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Как отмечают маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.  Сильными сторонами конкурентов является, то, что они также быстро совершенствуют продукцию, расширяют имеющийся ассортимент.

Слабыми сторонами являются: высокие цены на услуги,  транспортировку.

Конкуренция жесткая. Приоритетным направлением является рынок сотовой связи,  поэтому в качестве основных конкурентов для него являются:

    • магазин «Гарант»;
    • магазин «М-Видео»
    • Магазин «Квадрат»
    • магазины «Евросеть»;
    • магазин «Эльдорадо»;
    • магазины «Цифроград».

Одним из основных конкурентов на общероссийском рынке для «Связного» является «Евросеть». Сравнение основных показателей компаний «Связной» и «Евросеть» в 2011 году в расчете на 1 торговую точку в месяц показано на рисунке 3, который показывает, что Сеть «Связной» опережает конкурентов по многим удельным показателям на магазин, что говорит о более высокой эффективности.

Рисунок 3. Сравнение основных показателей компаний «Связной» и «Евросеть»

 

В Ухте все конкурирующие фирмы предлагают потребителю практически идентичный товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, месте расположения конкурентов, уровне цен, предлагаемом выборе, продукции в наличии и т.д. Например, магазин компании «М.Видео», имеет большую площадь в городе. Он просторен и удобен. Таким образом, уже только своим внешним видом, простором и оформлением магазин сразу же производит благоприятное впечатление на покупателей. Балльная оценка конкурирующих магазинов данного сегмента приводится в таблице 10.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что магазин «Связной» занимает на основе балльных оценок первое место среди лидеров исследуемого рынка г.Ухты. При чем отставание от лидеров у других магазинов достигает 5 баллов, при этом она значительно обгоняет отстающие фирмы. Одним из лучших показателей - работа продавцов-консультантов, имеющих высокую квалификацию и умеющих оказать необходимую помощь при покупке любого товара в магазине. Наиболее слабый показатель в области рекламы, что вызвано проведением ребрендинга. 

 

Таблица 10 -  Сравнительная характеристика конкурирующих магазинов г.Ухты

Критерий оценки

Евросеть

Связной

М.Видео

Цифроград

Гарант

Уровень цен

3

4

5

3

4

Гибкая политика скидок

3

4

4

4

3

Культура обслуживания

5

5

5

4

4

Квалификация персонала

4

5

5

4

4

Широкий ассортимент

4

4

4

3

3

Имидж фирмы

5

5

5

4

4

Качество услуг

4

4

4

3

4

Качество рекламы

3

5

5

3

3

Оперативность работы

5

5

4

4

4

Итого

40

45

45

35

36


  

Степень влияния конкурирующих фирм на магазин показана в приложении Ж.

Составленная матрица SWOT- анализа (приложение З) позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые должна провести компания для совершенствования маркетинговой среды организации. Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору стратегической альтернативы. Основная цель деятельности  - получение максимальной прибыли.

Итоговая оценка внутренней среды при суммировании балльной оценки всех экспертов и нахождение среднего показателя по предприятию представлен в таблице 11. Оценка выставлялась на основе 10-балльного значения показателей. Влияние сильных сторон предприятия 1,5 (72/49) сильнее влияния слабых сторон. Следовательно, если слабые стороны не будут скорректированы, предприятие не сможет преодолеть угрозы внешней среды и воспользоваться потенциальными возможностями.

Таблица 11 - Интегрированные индексы по методике SWOT-анализа на основе количественных показателей

Значение интегрированного показателя по разделу анализа

Текущий показатель

Расчетный показатель

Маркетинг и угрозы рынка

4,0

6,2

Производство

6,0

6,0

НИОКР

7,0

7,7

Финансовое управление

3,5

6,0

Административное управление

5,5

7,0

Общий интегрированный индекс

5,2

6,6


 

Рекомендуется использовать:

       - стратегию роста - использование сильных сторон предприятия для реализации возможностей, связанных с внешней средой его деятельности;  расширение торговых площадей,  стратегические альтернативы: интенсивный рост,

       - увеличение сбыта существующих товаров (применение стимулирования сбыта, поиск новых поставщиков, контроль за качеством поставляемого товара, мониторинг цен конкурентов.

 

2.4 Разработка рекомендаций по результатам изучения маркетинговой среды магазина «Связной» (г.Ухта) 

 

Предприятие проводит маркетинговые исследования, чтобы понять клиентов предприятия, ее конкурентов, дилеров. Исследования на данном предприятии проводятся собственными силами, без помощи сторонних лиц. Изучается конъюнктура рынка, проводятся исследования спроса и потребительских предпочтений покупателей меховых изделий (анкетирование).

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия ОАО «Связной »