Развитие транспортного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

В настоящее время большинство транспортных предприятий функционируют в условиях рыночной экономики, в связи с чем постепенно сформировался рынок транспортных услуг, усилилась конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточились требования к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей. Транспортировка товаров является ключевой логистической функцией. При этом современную миссию транспортировки в системе логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами».

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие транспортного комлекса ЮФО.doc

— 867.00 Кб (Скачать файл)

Расширение горизонта планирования при формировании направлений и путей решения задач перспективного развития обусловлены:

  • необходимостью обеспечения опережающего развития транспортно-логистической инфраструктуры как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов Юга страны;
  • значительной продолжительностью  периода  проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность объектов транспортной инфраструктуры.

Реализация стратегии предусматривается  в рамках трех последовательных этапов: 
I этап: 2009—2012 годы;

II этап: 2013—2020 годы;

III этап: 2021—2025 годы.

В силу многовекторности возможных  направлений стратегического развития Российской Федерации, а также тенденций  развития мировой экономики вероятностные  сценарии Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Юга России могут быть представлены в виде альтернативных вариантов.

При обосновании  путей, методов и темпов достижения глобальной конкурентоспособности  транспортного комплекса в период до 2025 года в рамках настоящей Стратегии используются: умеренно-инвестиционный (инерционный) или базовый сценарий развития и опережающе-прорывной или инновационный сценарий. В долгосрочной перспективе данные сценарии не являются взаимоисключающими, а обеспечивают эволюционную взаимосвязь этапов стратегического развития транспортной системы ЮФО.

На первом и  половине второго этапа (2009—2016 годы) преобладающими по значимости являются параметры базового сценария, предусматривающего значительные инвестиционные вложения в транспортно-логистический комплекс для существенного повышения инфраструктурного и технологического уровня отрасли и постепенного перехода на инновационную модель развития.

С середины второго  этапа реализации Стратегии (2017— 2025 годы), преобладающим становится инновационный сценарий развития, предполагающий качественные изменения в структуре и технологических процессах транспортно-логистического комплекса при последовательном сокращении разрыва в уровнях конкурентоспособности с транспортными системами развитых стран. При этом инвестиции должны направляться преимущественно на реализацию лучших мировых и отечественных научно-технологических решений.

В рамках реализации инновационного сценария на основе достижения паритета конкурентоспособности закладываются  условия для опережающего развития транспортной отрасли ЮФО на базе отечественных научно-технических разработок, превосходящих по ключевым направлениям мировые аналоги, что позволит вывести регион в лидеры отечественного и мирового рынка транспортных услуг.

Применение какого-либо одного сценария Стратегии развития транспортно-логистического комплекса ЮФО в течение всего рассматриваемого периода снижает вероятность эффективного использования ресурсов и достижения стратегических целей. Так, приоритет инновационного сценария уже на первом этапе реализации Стратегии нецелесообразен в связи с достаточно низким существующим уровнем технологического развития транспортного комплекса ЮФО и обеспечивающих отраслей экономики страны для восприятия и внедрения масштабных инноваций. Для этого необходима структурная модернизация транспортно-логистического комплекса и, прежде всего, опережающее развитие его научно-технического, инновационного и образовательного сегментов.

Сохранение базового сценария на основе заимствованных иностранных технологий на последующих этапах реализации Стратегии  приведет к нарастанию отставания технологического уровня транспортно-логистического комплекса  ЮФО от уровня мировой транспортной системы, к выполнению второстепенных ролей в международном разделении труда и затяжной стагнации.

Содержательная основа Стратегии  формируется на базе стратегий долгосрочного  социально-экономического развития и  схем территориального планирования субъектов  Федерации округа, совокупности программных мероприятий и инвестиционных проектов развития транспортно-логистического комплекса Юга России.

Стратегия развития транспортно-логистического комплекса должна стать организационно-методологической и административно-управленческой основой для координации действий и концентрации усилий органов государственной власти, бизнес-сообщества, науки, образовательного комплекса региона в интересах достижения стратегических целей и решения практических задач перспективного развития транспортно-дорожного комплекса ЮФО с учетом определения отраслевых и региональных приоритетов.

 

3.5. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО  КОМПЛЕКСА ЮФО

 

В соответствии со сформулированными  целями и задачами на период до 2025 года стратегическими направлениями развития транспортно-логистического комплекса ЮФО должны стать:

  • гармонизированное    развитие   объектов   транспортно-логистической инфраструктуры региона на основе общероссийских и региональных стратегий и программ социально-экономического развития, схем территориального планирования субъектов Федерации округа;
  • формирование региональной транспортно-логистической базы для обеспечения внешнеторговых связей России, экономики регионов Южного федерального округа, повышения конкурентоспособности и интеграции транспортно-логистического комплекса Юга России в мировую транспортную систему;
  • развитие инфраструктуры международных   транспортных коридоров на территории Южного федерального округа, реализация транзитного потенциала;
  • повышение качества жизни населения за счет доступного уровня транспортного обеспечения, развития транспортно-дорожной сети и ее инфраструктуры;
  • транспортное    обеспечение    развития    курортно-рекреационного комплекса Юга России, подготовки и проведения Зимних Олимпийских Игр в 2014 году в городе Сочи;
  • повышение уровня надежности и безопасности транспортно-дорожного обеспечения социально-экономического развития региона в едином транспортном пространстве России.

3.6. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА  ЮФО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ (МТК)

 

Благодаря геополитическому положению  Южный федеральный округ обладает значительным транзитным потенциалом  перевозки грузов  в международном  сообщении. Использование транзитного  потенциала Юга России в системе международных транспортных коридоров должно быть не только приоритетом развития региональной транспортной системы, но и точкой экономического роста округа.

Перевозки по коридору «Север— Юг»  в перспективе могут составить 15—16 млн.. тонн грузов в год, что принесет России 1,5—2 млрд. долларов доходов. При использовании коридора стоимость перевозки контейнеров уменьшается на 20—30%, а время доставки сокращается на 10—15 дней. При этом потенциальной угрозой дальнейшему развитию коридора в условиях роста конкуренции является отсутствие стабильной грузовой базы. Ключевыми факторами дальнейшего развития МТК «Север — Юг» является реализация мер по созданию конкурентоспособных экономических условий: снижение железнодорожных тарифов путем установления специальных ставок на массовые грузы, введение сквозной льготной ставки для грузов, следующих по коридору, устранение административных барьеров.

Эффективное развитие МТК «Север —  Юг» по основному направлению  Москва — Волгоград — Астрахань  — Баку — Тегеран и его железнодорожной составляющей связано с перспективой строительства железнодорожной линии через Астару (от границы Азербайджана в Иран), а также развитием портовой инфраструктуры Астраханского и Махачкалинского транспортных узлов.

Перспективным направлением формирования транспортного коридора между Европой и Азией через территорию ЮФО является продление МТК №7 (Дунай — Дон — Волга) и МТК №3 (Дрезден — Киев — Ростов-на-Дону). Разработка проекта продления МТК №3 через города Ростов-на-Дону и Астрахань до соединения с коридором проекта TRACECA в Казахстане направлена на восстановление исторического «шелкового пути» и освоение растущих грузопотоков из стран Юго-Восточной Азии в Европу. В этой связи необходимы поэтапная реконструкция автодорожной сети и железнодорожных линий на направлении Ростов-на-Дону — Астрахань, а в перспективе — поэтапное строительство соединительных железнодорожных линий Элиста — Астрахань, Куберле — Элиста.

Ключевыми направлениями развития международных транспортных коридоров  на территории ЮФО являются:

  • повышение эффективности использования существующей транспортной инфраструктуры;
  • реализация эффективных проектов развития инфраструктуры МТК с созданием транспортно-логистических комплексов в крупных  транспортных узлах — кластерах на пересечениях транспортных коридоров и в портах (Новороссийск, Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград, Таманский полуостров) с целью ускорения мультимодальной доставки грузов и радикального повышения качества транспортных услуг;
  • разработка современных механизмов  финансирования объектов транспортной инфраструктуры с учетом привлечения международных и  отечественных инвесторов, реализации Федеральных  целевых  программ, расширение государственно-частного партнерства;
  • внедрение логистических технологий при сопровождении товарных потоков, создание сети терминально-логистических комплексов и  распределительных узлов на ключевых направлениях коридоров;
  • создание единого информационного пространства и равных условий для всех участников транспортного процесса в получении и использовании информации о стоимости и условиях транспортировки грузов;
  • модернизация и увеличение пропускной способности загруженных пограничных и таможенных пунктов пропуска, внедрение современных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнении процедур при пересечении транспортными средствами государственной границы;
  • проведение гибкой государственной тарифной, налоговой и инвестиционной политики, обеспечивающей рост конкурентоспособности южно-российских портов и судоходных компаний и привлечение дополнительных внешнеторговых грузопотоков;
  • развитие взаимодействия между  участниками  транспортного процесса в рамках регионального сотрудничества с целью реализации транзитного потенциала, последовательная гармонизация российского транспортного законодательства  со стандартами, действующими на международных рынках транспортных услуг.

Для повышения уровня реализации транзитного  потенциала Юга России необходимо обеспечить ускоренное осуществление важнейших  инфраструктурных проектов развития российских участков международных транспортных коридоров, в том числе:

  • участие проектов развития транспорта региона в реализации общей стратегии развития сети МТК «Север— Юг», «Запад — Восток», «Европейское водное кольцо» (Рейн — Дунай — Дон — Волга — Нева — Балтийское море), проходящих по территории региона в европейском и азиатском направлениях;
  • дальнейшее  укрепление транспортной   инфраструктуры МТК «Север — Юг» на основе реконструкции федеральных автомагистралей «Дон», «Каспий», строительства вторых железнодорожных путей на участке Краснодар — Туапсе — Адлер;
  • реализация проектов строительства глубоководных портов Тамань, Кавказ, Темрюк с развитием железнодорожных и автодорожных подходов.  Развитие транспортной   инфраструктуры порта «Тамань», включая сухогрузный  район  порта,  предусматривает прием судов грузоподъемностью до 100 тыс. тонн и увеличение грузооборота в перспективе до 70 млн.. тонн в год;
  • комплексное   развитие Новороссийского транспортного узла с увеличением объемов перевалки Новороссийского морского торгового порта, созданием накопительной станции и строительством терминала в районе разъезда 9 км (Крымский железнодорожный узел), строительство второго железнодорожного захода в порт Новороссийск;
  • строительство на Черноморском   побережье   глубоководного мощного контейнерного хаба, способного обрабатывать океанские контейнеровозы грузоподъемностью 7—10 тыс. TEU;
  • восстановление и развитие внутренних водных путей, входящих в состав МТК «Север — Юг», увеличение пропускной способности водно-транспортного пути: Волго-Каспийский канал — река Волга — Волго-Донской канал — река Дон — Черное море;
  • развитие  Астраханского транспортного узла, перерабатывающих мощностей порта Оля;
  • строительство вторых железнодорожных путей на участках ответвления МТК «Транссиб» Волгоград-Котельниково-Тихорецкая;
  • приоритетное строительство терминально-логистических комплексов, информационных систем в узлах пересечений международных транспортных коридоров (Новороссийск, Ростов-на-Дону, Астрахань), инфраструктуры транзитных перевозок для ускорения доставки грузов, обеспечения международных стандартов качества транспортных услуг.
    1. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЮФО

 

Реализация Стратегии социально-экономического развития Юга России требует сбалансированного  пространственного планирования основных сфер жизнедеятельности и отраслевых комплексов. При этом важнее опережающего развития отдельных приоритетных отраслей и территорий становится скоординированность темпов и направлений развития базовых экономических комплексов всех субъектов ЮФО, и прежде всего — развития производственной инфраструктуры, включая транспортно-логистический комплекс.

Использование принципов территориального планирования предполагает направление  бюджетных ресурсов на строительство  объектов инфраструктуры, находящихся  в государственной собственности, либо в числе приоритетов государственной поддержки. При этом бизнес инвестирует развитие объектов производства товаров и услуг.

Стратегией развития транспортно-логистического комплекса предусматривается финансирование за счет федерального и регионального  бюджетов строительства опорной сети автомобильных и железных дорог, причалов морских портов, взлетно-посадочных полос аэродромов, пограничных пунктов пропуска, а также объектов социальной и информационной инфраструктуры, систем управления и безопасности деятельности транспортного комплекса. Из внебюджетных источников будет осуществляться инвестирование развития инфраструктуры транспортно-логистического комплекса, приобретения подвижного состава, внедрения современных технологий и оборудования.

В качестве базовых инструментов территориального планирования в рамках осуществления стратегии развития транспортно-логистического комплекса ЮФО рассматриваются: создание крупных транспортных узлов, зон опережающего экономического развития, в том числе особых экономических зон портового типа. Их направленность и содержание могут быть разнообразными — от высокотехнологичных промышленных до технико-внедренческих и инновационных.

К стратегическим приоритетам транспортно-логистического комплекса ЮФО относится развитие крупных транспортных узлов, обеспечивающих переработку и перевалку грузов в интермодальном международном и межрегиональном сообщениях. Роль крупных транспортных узлов заключается в обеспечении экспорта транспортных услуг, внешнеторгового товарообмена, межрегиональных транспортно-экономических связей, сокращении транспортной составляющей товаров, повышении конкурентоспособности отечественного транспорта на мировом рынке транспортных услуг.

Расположение и технологическое  содержание крупных транспортных узлов  определяются их близостью к международным транспортным коридорам, наличием мощной инфраструктуры магистральных видов транспорта (железнодорожный транспорт — припортовая станция, автомобильный транспорт — автодороги федерального и международного значения, водный транспорт — портовые комплексы, воздушный транспорт — авиапорты), терминальных комплексов по хранению, переработке и перераспределению грузопотоков.

Информация о работе Развитие транспортного комплекса