Развитие транспортного комплекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования определить наличие проблем и перспектив развития транспортного комплекса России.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования, которые могут быть сформулированы следующим образом:
- рассмотреть общую характеристику транспортного комплекса России;
- оценить значение транспортного комплекса Российской Федерации;
- определить проблемы и перспективы транспортного комплекса России.

Вложенные файлы: 1 файл

транс.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективность национальной экономики, экономический рост, устойчивость развития отраслевых и территориальных  комплексов, внешнеэкономической деятельности традиционно определяется функционированием  транспорта. Его проявления можно обнаружить, как в макро-, так и микромире. Если бы люди не могли двигаться, то вряд ли жизнь вообще имела бы смысл. В наш век скоростей расстояния уменьшились и продолжают уменьшаться благодаря развитию транспорта.

Транспорт претерпел долгий процесс развития и совершенствования  — от использования естественных водных коммуникаций (рек, озер и т. д.) и элементарного транспорта до создания транспортных артерий (железные и автодороги), что оказало колоссальное влияние на расселение людей по земному  шару. Сильное воздействие на него оказал научно-технический прогресс. Так, например, в грузоперевозках  используется в основном трубопроводный и автомобильный транспорт, в  пассажирских — авиа- и автотранспорт. Но лидирующие позиции занимает, конечно, железнодорожный и морской. Электронный транспорт находится в стадии развития и поиска новых возможностей его применения.

Тема транспортного комплекса  является одной из важнейших тем  в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается  в том, что транспорт является связующим звеном между предприятием производителем и потребителем. Кроме  того, транспорт усиливает внешнеэкономические  связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам  процесс производства заканчивается  именно в тот момент, когда товар  доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших  факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Транспорт играет большую роль в  освоении территорий.

Цель исследования определить наличие проблем и перспектив развития транспортного комплекса России. 

В соответствии с поставленной целью  определены задачи исследования, которые могут быть сформулированы следующим образом:

- рассмотреть общую характеристику  транспортного комплекса России;

- оценить значение транспортного  комплекса Российской Федерации;

- определить проблемы и перспективы транспортного комплекса России.

Объектом исследования в курсовой работе является транспорт России.

Работа состоит из введения, четырех  глав, объединяющих семь параграфов,  заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Общая характеристика  транспортного комплекса России

Транспорт является неотъемлемой составной частью экономики страны, в нашем случае России. Он является связующим звеном между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение предприятий, фабрик и т. д., без его  учета невозможно достичь рационального  размещения производства. Транспортные связи являются необходимым, если не сказать обязательным условием специализации  любого района страны в производстве различной продукции, которая впоследствии будет потребляться за его пределами.

Для России в связи с  ее огромными территориями и суровым  климатом необходим “неприхотливый”  транспорт, надежный и не зависящий  от погодных условий. Такими видами транспорта являются трубопроводный и, конечно, железнодорожный. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Но обязательно надо иметь в поле зрения то, что рациональность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в условиях конкретной задачи с учетом многих факторов, таких как вид груза, его масса, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, характеристики необходимого участка пути и т. д. и т. п.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается  по регионам. Обеспеченность путями сообщения  как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км2 площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ — велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высоко значение трубопроводного, а также в Центральном районе большая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз. [2]

Мощности транспортных потоков  также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т. д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное  сибирское направление восток—запад  и обратно; оно включает железнодорожные,  трубопроводные пути и водные  с использованием рек Камы  и Волги;

2.Меридиональное магистральное центральноевропейское направление север—юг с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское  магистральное направление север—юг  по реке Волге, железнодорожным  и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным  направлениям идут основные грузопотоки  страны и тесно взаимодействуют  железнодорожный, внутренний водный и  автомобильный виды транспорта. Магистральные  авиатрассы также в основном совпадают  с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов “система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса”. [1]

 

1.2 Роль транспортного комплекса в экономике страны

Рассматривая транспорт  как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических  особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается  в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует  в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию  потребителю, увеличивая тем самым  её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость  продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

Значение транспорта, как  важной составной части экономики  Российской Федерации, определяется его  ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация  районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитываются потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт  имеет и в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения  и производства, служит важным преимуществом  для размещения производительных сил  и дает интеграционный эффект.

Транспортный фактор имеет  особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Стоит отметить, что транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. Так в последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.

В результате в 80-е структурная  диспропорция, возникшая между производством  и транспортом, стала приводить  к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена – железнодорожного транспорта. Только экономический кризис 90-х  годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья  привёл к адекватному снижению объёмов  грузовых перевозок, что снизило  остроту проблемы, но не сняло её с повестки дня. Поэтому на этапе выхода России из депрессии и начала экономического роста транспорт наряду с энергетикой стал тем «узким местом», которое будет серьёзно тормозить весь процесс социально-экономического развития страны. Решение данной проблемы в обозримой перспективе крайне затруднительно, так как для исправления сложившегося положения необходимо в течение ближайших 15-20 лет практически удвоить мощность транспортных коммуникаций России, а инвестиционные ресурсы для этого практически отсутствуют.

Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством. В  их взаимоотношениях выделяют три стадии. На первой стадии производство и транспорт  находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную  черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие  и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация пропускной способности транспортных магистралей – и показателями работы – учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах). Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная система России.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они  взаимодействуют в качестве отдельных  подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии, и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации  потерь при их взаимодействии. Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы развития, исходя из возможностей и потребностей транспорта. Функция транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и своевременном транспортном обслуживании поставщиков и потребителей с колеблющимися ритмами работы, т. е. с учетом постоянно изменяющихся и в перспективе в условиях рыночной экономики часто неопределенных потребностей производства в транспортных услугах. Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать в разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать «пиковые» потребности в перевозках – вот те требования, которые предъявляются современным транспортным системам. [3]

Перечисленные выше особенности  транспортной системы страны ставят целый ряд проблем его территориальной  организации. Важную роль в их решении  призвано сыграть изучение территориальной  организации транспортных систем, особенностей и закономерностей становления  и развития территориальных транспортных структур и формируемой ими системы  транспортно-географичеких отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-экономическими системами.

 

 

2. СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

 

Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет  определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

Информация о работе Развитие транспортного комплекса РФ