Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:18, статья

Краткое описание

Однако транспортно-логистический потенциал Тюменской области значительно шире, в чем мы убедились,
проведя на основе метода SWOT-анализа изучение данных за период 1995 – 2006 гг. Главный вывод
заключается в том, что современный транспортно-логистический комплекс Тюмен-ской области
является относительно конкурентоспособным по сравнению с основными конкурирующими транспортно-
логистическими центрами, функционирующими, в частности, в Свердловской и Новосибирской областях.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области.pdf

— 176.62 Кб (Скачать файл)
Page 1
07.04.12
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области
1/6
law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd=466201614&nh=0&LogLength=19905&LogNumDoc=4662
Документ из ИПС "Кодекс"
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области
Н.А. Анисова, к.э.н.,
А.В. Несват,
ЗАО «Аудиторская компания «Развитие и осторожность»
В федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России» Тюменская
область отнесена к районам преимущественно сырьевой направленности. В соответствии с этой
политикой в регионе развивается транспортная инфраструктура, обеспечивающая строительство и
обслуживание внутрирегиональных дорог к ресурсам.
Однако транспортно-логистический потенциал Тюменской области значительно шире, в чем мы убедились,
проведя на основе метода SWOT-анализа изучение данных за период 1995 – 2006 гг. Главный вывод
заключается в том, что современный транспортно-логистический комплекс Тюмен-ской области
является относительно конкурентоспособным по сравнению с основными конкурирующими транспортно-
логистическими центрами, функционирующими, в частности, в Свердловской и Новосибирской областях.
Выделим наиболее сильные стороны, влияющие на оценку транспортно-логистического комплекса
Тюменской области. Это прежде всего уникальный транспортный потенциал – географически выгодное
расположение на пути следования больших потоков грузов по транспортному коридору «Запад –
Восток». Через Тюменскую область проходит Свердловская железная дорога и Транссибирская магистраль
направлением в западные и восточные регионы России, Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
(АТР).
Тюмень является крупным транспортным узлом на Транссибе, связана железнодорожными и
автомагистралями с автономными округами, европейской частью России и Восточной Сибирью, через нее
проходят магистральные нефте- и газопроводы.
Основные международные транспортные коридоры, проходящие через Тюменскую область:
• МТК № 2 продолжение (Транссибирская магистраль);
• Автодорожный маршрут МТК № 2 «ТРАНССИБ», в т.ч. Тюмень – Ишим.
Основные региональные транспортные коридоры:
• Тура – Иртыш – Обь – МТК «Северный морской путь».
Наиболее быстро развивается автомобильный транспорт. Интенсивно растет парк транспортных средств.
Построены и функционируют магистральные автодороги круглогодичного действия, связывающие областной
центр и промышленные центры Среднего Приобья. Для многих районов области большую значимость
продолжает иметь речной транспорт. В большинстве промышленных центров, расположенных на речных
магистралях, действуют крупные речные порты. Развит авиационный транспорт. Осуществляется
пассажирское авиасообщение со многими городами России и стран СНГ. Аэропорт в г. Тюмени производит
таможенный и пограничный контроль и открыт для международного сообщения. Трубопроводный транспорт
характеризуется наличием подразделений крупнейших российских предприятий: ОАО «Газпром», ОАО «АК
«Транснефть». В области сформировался научный потенциал (институт транспорта, научно-технологический и
проектный институт транспортной инфраструктуры, ТюмГАСУ), созданы образовательные центры транспорта на
базе крупных компаний («Сибнефтепровод», «ЮТэйр»). Имеются крупные специализированные сервисные
предприятия
транспорта
(«Интегра»,
«ЮТэйр-Инжиниринг»,
«Тюменский
РМЗ»
(подразделение
«Сибнефтепровода»). По сравнению с 2002 годом высокие темпы роста грузооборота в 2006 году увеличились
на 125 %, а инвестиции в основной капитал предприятий транспорта выросли в 3,4 раза в 2006 году по
сравнению с 2002 годом).
К слабым сторонам относятся общие «болезни», связанные с проблемным состоянием федеральных,
региональных, межрегиональных и муниципальных автомобильных дорог; стихийное развитие объектов
придорожного сервиса, отсутствие соответствия международным стандартам; дефицит вагонов и локомотивов
для удовлетворения потребностей промышленных предприятий. Однако сказываются и местные факторы:
• медленное развитие инфраструктуры аэропорта Рощино, значительный износ парка воздушных судов,
отсутствие возможности принимать все типы воздушных судов;
• отсутствие на рынке крупных международных авиакомпаний;
• отсутствие складских помещений класса А, острая нехватка складских помещений класса B,
несоответствие представленных на рынке складских объектов современным требованиям (по оценке

Page 2

07.04.12
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области
2/6
law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd=466201614&nh=0&LogLength=19905&LogNumDoc=4662
потребность – более 250 тыс.кв.м);
• отсутствие подготовленных специалистов по логистике, недостаток высококвалифицированных кадров на
транспорте;
• отсутствие внедрения новых технологий;
• высокий уровень аварийности в транспортной отрасли;
• незначительные объемы финансирования мероприятий по развитию федеральных автодорог в Тюменской
области.
Анализ возможностей показывает, что их достаточно много и они весомые. Выделим основные:
• наличие реализуемых крупных инвестиционных проектов («Урал промышленный – Урал Полярный»,
«Уватский проект», освоение полуострова Ямал и шельфовой зоны Карского моря и инвестиционных проектов
в регионе);
• развитие транспортных коридоров (железнодорожный, автомобильный «Север-Юг» – с выходом на
Казахстан, водный – с выходом на Северный морской путь, перспектива транспортного сообщения Берлин –
Пекин);
• развитие межконтинентальных и межбассейновых перевозок грузов и пассажиров;
• возможность увеличения объемов приема грузов и пассажиров за счет строительства нового
пассажирского и грузового терминала в аэропорту Рощино;
• возможность создания на территории Тюменской области сети мультимодальных транспортно-
логистических центров (Тюмень, Тобольск, Ишим);
• возможность создания комплекса таможенного обслуживания международных грузов (Китай, Казахстан),
конкурирующего с Курганской областью;
• возможность привлечения крупных международных авиакомпаний;
• появление крупных игроков, являющихся заказчиками комплекса транспортно-логистических услуг.
Что касается угроз, то они имеют как политический характер (объекты транспорта Тюменской области
отсутствуют в федеральных стратегических документах), так и технический. К примеру, степень износа
основных фондов автомобильного транспорта составляет до 70% по грузовым автомобилям, обновление
автопарка отстает от норматива, т.к. составляет 2,5% вместо 10%. Сверхнормативной является нагрузка на
дорожную сеть, т.к. 44% региональных дорог и 51% федеральных дорог не отвечают нормативным
требованиям. Выявим и экономические угрозы: большая часть грузо– и пассажироперевозок бизнеса
находится в теневой части (свыше 70%); расширяется маршрутная сеть иностранных авиакомпаний, вытесняя
действующие российские компании.
Оценка текущего уровня конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса Тюменской
области была методологически проведена на основе построения двух типов бостонских матриц: по
существующему положению; по будущему (прогнозируемому) развитию. Существующее положение
транспортно-логистического комплекса Тюменской области охарактеризовано при помощи основных
показателей: объем перевозок грузов всеми видами транспорта в 2006 году и темп роста (2006/2002 гг.)
объема перевозок грузов всеми видами транспорта. В соответствии с величиной объема перевозок грузов
всеми видами транспорта в 2006 году и темпами роста объемов перевозок регионы УрФО были объединены в
четыре группы:
• «Звезды» – регионы со значительными объемами перевозок грузов (более 60 млн т) и значительными
темпами роста объемов перевозок (более 10%);
• «Трудные дети» – регионы с незначительными объемами перевозок грузов (менее 60 млн т) и
значительными темпами роста объемов перевозок (более 10%);
• «Дойные коровы» – регионы со значительными объемами перевозок грузов (более 60 млн т) и
незначительными темпами роста объемов перевозок (менее 10%);
• «Собаки» – регионы с незначительными объемами перевозок грузов (менее 60 млн т) и незначительными
темпами роста объемов перевозок (менее 10%).
Сгруппировав таким образом данные и построив бостонскую матрицу в отношении существующего
положения транспортно-логистических комплексов рассматриваемых регионов, можно сделать
следующие выводы. Во-первых, регионы, которые относились бы к группе «звезды», отсутствуют. Во-
вторых, Тюменская область отнесена к группе «трудные дети», т.к. имеет наибольший среди всех регионов
темп роста объемов перевозки грузов в течение 2002 – 2006 годов (125%), при этом относительно невысокий
объем перевозок грузов (55,4 млн т). В-третьих, большинство регионов УрФО (ХМАО, Свердловская область,
Челябинская область) отнесено к группе «дойные коровы». Это регионы с наибольшими объемами перевозок
грузов всеми видами транспорта (от 130 до 200 млн т), при этом они имеют незначительные, либо
отрицательные темпы роста в течение 2002 – 2006 годов. Среди всех рассматриваемых регионов данной
группы только ХМАО имеет рост объемов перевозок (103%), в остальных регионах объемы перевозок падают

Page 3

07.04.12
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области
3/6
law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd=466201614&nh=0&LogLength=19905&LogNumDoc=4662
(в Свердловской области – на 17%, в Челябинской области – на 45%). В-четвертых, ЯНАО и Курганская
область отнесены к группе «собаки», т.к. данные регионы имеют небольшие объемы перевозок грузов и
низкие темпы роста.
Таким образом, анализ существующего положения транспортно-логистических комплексов показал, что:
большинство регионов УрФО находится в единой конкурирующей плоскости. Что касается Тюменской
области, то это единственный регион в УрФО, который имеет значительные темпы роста данного вида
деятельности.
Основной
задачей
Тюменской
области
является
повышение
текущей
конкурентоспособности региона и переход в группу «звезды», что потребует увеличить объем перевозимых
грузов в два раза. Для достижения этого необходима соответствующая транспортно-логистическая
инфраструктура
отрасли,
т.е.
строительство
мультимодальных
транспортно-логистических
комплексов (МТЛЦ). Как свидетельствует зарубежный опыт, в современных условиях расширения торгово-
экономических связей и интернационализации транспортных, товарных, сервисных и информационных потоков
терминальные комплексы (ТК) и МТЛЦ, размещаемые в крупных мультимодальных транспортных узлах,
являются не только центрами концентрации крупных грузопотоков и больших масс товара, но и по своему
функциональному назначению становятся центрами сосредоточения бизнеса и интеграции компаний –
производителей продукции, перевозчиков, экспедиторов, торговых посредников, банковских структур,
страховых компаний, индустрии сервиса и ряда других направлений деятельности по обслуживанию
транспортно-распределительного процесса. Поэтому крупные ТК и МТЛЦ можно рассматривать как
стратегические точки роста экономики государств – участников глобальных транспортно-логистических
систем.
Итак, содержание стратегической цели понятно. А имеются ли предпосылки для ее выполнения? Чтобы
ответить на этот вопрос, продолжим анализ и посмотрим, какова инвестиционная активность предприятий
транспорта. Стремясь объективно выявить картину, мы проанализировали ситуацию в масштабе УрФО,
применив для сравнения бостонскую матрицу. В основу оценки взяты два показателя: объем инвестиций в
основной капитал крупных и средних предприятий транспорта в 2006 г.; темпы роста объема инвестиций в
2006 году в сравнении с 2004 годом. Результаты, представленные на рис. 3, свидетельствуют: среди
рассматриваемых регионов только ХМАО может быть отнесен к группе «звезды», т.е. имеет значительный
объем инвестиций (33 млрд руб.) и высокие темпы роста инвестиций (в 2 раза). Тюменская область отнесена к
группе «трудные дети». В течение 2004 – 2006 годов объем инвестиций в Тюменской области увеличился
более чем в 3 раза. По данному показателю Тюменская область превосходит все рассматриваемые регионы.
Наиболее близкими по будущему развитию оказались Свердловская и Курганская области, имеющие
незначительный объем инвестиций (менее 15 млрд руб.) и высокие темпы роста объемов инвестиций в
предприятия транспорта (более 150%) при этом. ЯНАО и Челябинская область отнесены к группе «дойные
коровы» и «собаки», т.к. данные регионы характеризуются отрицательными темпами роста инвестиций.
Отсюда вытекает основная задача инвестиционной стратегии Тюменской области – увеличить
объем инвестиций в основной капитал предприятий транспорта в 2 раза. Это требуется для того, чтобы
обеспечить создание транспортно-логистической инфраструктуры.
Наконец, еще одна оценка предусматривала анализ возможностей развития транспортно-
логистических комплексов регионов УрФО. Для этого также построена бостонская матрица на основе
следующих показателей: объем перевозок грузов всеми видами транспорта в 2006 году; темп роста
(2006/2004 гг.) объема инвестиций. Рассмотрев положение регионов, можно сделать следующие выводы:
• Регионы, характеризующиеся высокими темпами роста инвестиций в основной капитал предприятий
транспорта, имеют высокий объем перевозок грузов (ХМАО, Свердловская область) и отнесены к группе
«звезды».
• Перспективным регионом развития транспортно-логистического комплекса и возможного скорейшего
перехода в группу «звезды» является Тюменская область. Высокие темпы роста инвестиций позволят
значительно увеличить объем перевозимых грузов при создании соответствующей росту структуре
инвестиций.
Принимая во внимание, с одной стороны, имеющийся потенциал транспортно-логистического комплекса
Тюменской области, с другой – зарубежный опыт, нами предложена стратегия инвестиционного развития
транспорта и логистики в регионе до 2020 года. Результатом выполнения стратегии развития должно
явиться формирование в Тюменской области конкурентоспособного транспортно-логистического
кластера, переход к постиндустриальной экономике, основанной на сервисных услугах, услугах
транспортно-логистического комплекса, а также создание новых технологий транспорта. С учетом
прогноза развития добывающих и перерабатывающих отраслей производства, развития магистральной
транспортной сети и формирования новых транспортных узлов и центров грузообразования в рамках

Page 4

07.04.12
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области
4/6
law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd=466201614&nh=0&LogLength=19905&LogNumDoc=4662
проведенного исследования разработана принципиальная схема развития и размещения МТЛЦ на территории
Тюменской области. Рекомендуемая проектная мощность и ориентировочная потребность в инвестициях на
создание опорной сети терминальных комплексов и МТЛЦ представлены в табл. 1.
Таблица 1
Проектная мощность мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ), предлагаемых
к развитию и размещению в Тюменской области
Размещение транспортно-
логистических центров и
терминальных комплексов
Проектная мощность
Суммарная
потребность
в инветициях,
тыс. т/год
т/сут
млн $
Крупные мультимодальные ТЛЦ
Тюмень
1500
2750
120.0
Тобольск
800
1700
75.0
Ишим
750
1500
60.0
Средние по мощности терминальные комплексы МТЛЦ
Сургут
600
1200
40.0
Ханты-Мансийск
400
800
30.0
Нижневартовск
600
1200
40.0
Ноябрьск
400
800
30.0
Надым
300
600
25.0
Уренгой
400
800
30.0
Салехард
250
400
20.0
Находка
250
400
20.0
ИТОГО
6250
12150
490.0
_________________________
Приводимые в таблице данные по проектной мощности терминальных комплексов и МТЛЦ, а также
потребности в инвестициях на их создание носят ориентировочный, иллюстративный характер, составлены на
основе данных проектов-аналогов в Московском транспортном узле, в Брянской и Иркутской областях и
требуют уточнения и детальной проработки при разработке инвестиционных проектов и программ развития
транспортно-логистической инфраструктуры на территории Тюменской области.
На территории Тюменской области для обеспечения управления системой грузо- и товародвижения
целесообразно создание в г. Тюмени или в непосредственной близости от нее МТЛЦ международного ранга
для обслуживания транзитных и экспортно-импортных грузопотоков евроазиатского направления, идущих по
Транссибу, и сети региональных ТЛЦ, объединенных единой системой информационного, организационно-
экономического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.

Page 5

07.04.12
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области
5/6
law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd=466201614&nh=0&LogLength=19905&LogNumDoc=4662
Учитывая огромную площадь территории, на которой простирается Тюменский мультимодальный
транспортный узел, а также то, что в его состав входят и другие мультимодальные транспортные узлы,
расположенные на территории области, наряду с Тюменским международным МТЛЦ, потребуется создание
примерно 10 территориальных ТЛЦ. Крупные МТЛЦ можно сформировать на Юге области в крупных городах –
Тюмени,
Тобольске
и
Ишиме
для
обслуживания
населения,
местного
промышленного
и
сельскохозяйственного производства, а также экспортно-импортных и транзитных грузопотоков. А всего на
территории области предлагается построить 11 транспортно-логистических комплексов, из них 3 крупных
(мощностью грузопереработки от 750 до 1500 тыс. тонн в год) и 8 средних по мощности 250 – 600 тыс. тонн
переработки грузов в год.
Логически процесс разворачивания стратегии разработан как поэтапное развитие регионального
транспорта и логистики, опирающееся в начальной стадии на существующие объективные реальности
(отсутствие качественного предложения складских помещений, высокий износ транспортного парка, наличие
на рынке национальных и международных компаний-лидеров) и переходящее к постепенному созданию
условий для роста конкурентоспособного транспортно-логистического кластера.
Эффекты создания сети МТЛЦ в зоне тяготения к национальным и международным транспортным
коридорам и формирования на их основе Тюменской региональной транспортно-логистической системы
проявятся не только на региональном уровне, несомненно повысится конкурентоспособность
транспортного комплекса России в глобальной системе МТК. Поэтому стратегия должна, на наш взгляд,
стать составной частью государственной (региональной) транспортной политики, играть ведущую роль в
развитии транспортной инфраструктуры, рационализации транспортно-экономических связей и всей системы
грузо-и товародвижения.
Учитывая высокую потребность в инвестициях на сооружение терминальных комплексов и логистических
центров, на развитие объектов обеспечения грузодвижения по логистической технологии, создание Тюменской
региональной транспортно-логистической системы следует рассматривать как длительный процесс.
Соответственно требуется разумная последовательность и этапность, обеспечивающие за счет высокой
прибыльности быструю окупаемость первоначальных вложений и последующее развитие объектов
транспортно-логистической инфраструктуры на принципах самоокупаемости и самофинансирования. При этом
обязательным условием успешной реализации проектов создания опорной сети терминалов и логистических
центров является государственная поддержка и стимулирование (льготные кредиты, временное снижение или
освобождение от налогов, гарантии под иностранные инвестиции и кредиты) первых этапов создания
транспортно-логистических комплексов и других элементов системы (производственно-технической базы,
информационной инфраструктуры и др.).
Литература
1. Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020
года.
2. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России».
3. Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года.
5. Стратегия развития Тюменской области до 2020 года.
6. Областная целевая программа «Основные направления градостроительной политики и жилищного
строительства в Тюменской области», подпрограмма «Основные направления развития транспорта на 2006 –
2008 гг.».
7. Транспорт в Тюменской области (2002 – 2006): Стат. сб./Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2007.
8. Информация управления автомобильных дорог Тюменской области.
9. Аналитический отчет по результатам исследования рынка складской недвижимости г. Тюмени (май 2007

Page 6

07.04.12
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области
6/6
law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd=466201614&nh=0&LogLength=19905&LogNumDoc=4662
г.). – Консалтинговая группа «ЛЕКС»: май 2007 г.
10. Результаты маркетингового исследования, проведенного инвестиционно-девелоперской компанией
«АЛУР».

Информация о работе Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Тюменской области