Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".
Страдание
и гибель положительного
Искусство
трагического в балладах
Сила эмоционально-
Известный
фольклорист и писатель Д. М.
Балашов включил в свой
42. Художественное своеобразие балладных песен.
Балладные песни – стихотворно-музыкальный жанр фольклора. Характерные черты народных баллад – драматизм, психологизм, эмоциональность, внимание к рядовому человеку, часто одинокому и беззащитному, но отстаивающему свою нравственную свободу даже ценой гибели. В них с большим психологическим драматизмом повествуется о трагических бытовых конфликтах, коллизиях и происшествиях эпохи русского средневековья. Содержание балладных песен не связано с историей, с героическими подвигами. Сфера их действия чаще частная, семейная и личная. Можно выделить четыре группы баллад: исторические, любовные, семейные, социальные. Каждая из групп имеет свой круг сюжетов и основных мотивов.
Исторические баллады
показывают исторически
Семейные баллады составляют самую большую группу, они повествуют о семейно-бытовых отношениях и трагических конфликтах. Их персонажами являются муж, жена, свекровь, сноха. Чаще жена гибнет от руки мужа, реже – наоборот, ибо баллады отражают семейный средневековый деспотизм. Иногда в роли погубительницы жены выступает свекровь. Известны баллады о взаимоотношениях брата и сестры. Иногда сестра выступает в роли отравительницы, когда брат препятствует ее любви к недостойному, с его точки зрения, человеку. Есть баллады об инцесте кровосмешении, которое совершают неузнанные брат и сестра, не зная о родственной близости.
Любовные баллады
рассказывают о
Социально- бытовые
баллады рассказывают о
Баллада – сюжетный жанр, но построение сюжета в ней специфично. В основе сюжетов лежат жизненные драматические эпизоды, связанные с гибелью главных героев, что придает балладам трагический характер. В кратком изложении эпизода, ограниченного по времени и месту действия, умело раскрывается трагизм безвинно гибнущего человека. Баллада сразу начинается с изображения события и заканчивается событием, в ней отсутствуют зачины и концовки, завязка и развитие действия. Чаще всего в балладе рассказывается о кульминации и развязке действия.
В отличие от былин действие в балладах обычно сводится к одному эпизоду. Обычно баллада состоит из повествования и диалога, который очень широко используется. Действие происходит стремительно, без лирических отступлений и пояснений, без описания внешности героев, без подробных описаний природы.
В изложении событий
часто применяется прием
43. Классификации русских народных лирических песен.
Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать
несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время
остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка зрения.
Большинство ученых в основу песенной классификации положили тематический
принцип.
Так С.Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую. Бытовая
песня посвящена первоначально темам любви и семейно-бытовых отношений. Позже
в них развиваются и различного рода социальные мотивы, прежде всего –
антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-
общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в
условиях крепостничества, ярко представлена и нелегкая жизнь дворовых людей.
К социально-бытовой песне
С.Г. Лазутин относит также
песни, в которых семейные отношения никаким образом не затрагиваются. Сюда
входит и так называемая лакейская песня. К солдатским песням тесно примыкают
казацкие песни.
С.Г. Лазутин указывает
и на существование военно-
также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен бытовой
тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо песен,
рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской среде
возникают также шуточные, юмористические песни.
К трудовым песням С.Г. Лазутин относит и рабочие песни, в которых главной
темой становится тема труда, раскрывающая «взаимоотношения между рабочими и
теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин, предприниматель,
администрация, мастера, надсмотрщики и т.п.)» /Лазутин 1965 : 103/.
Богаты сюжетами и близки к любовно-бытовой тематики отходнические песни,
возникшие во второй половине XVIII – начале XIX века. В них девушка просит
своего дружка, отправляющегося в Питер, отложить отъезд, но он отвечает, что
никак не может. Опечаленная девушка клянется в вечной любви.
До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивой девушки,
но с указанного периода в песнях появляется и другой образ – девушки смелой,
боевой, решительной.
Выделяет также С.Г. Лазутин и городские песни, названные мещанским романсом,
главной темой которых является несчастная любовь.
Тематика фольклорного произведения также лежит в основе классификации,
предлагаемой А.И. Соболевским. А.И. Соболевский, издавая «Великорусские
народные песни», писал: «Печатая песни, мы расположили их в порядке по
содержанию. Само собой разумеется, мы руководствовались нашим собственным
пониманием песен <.> Конечно, можно было бы разделить песни по группам:
«беседные», «хороводные», «игровые», «плясовые», «протяжные» и т.п. Но что бы
тогда получилось? Большинство напечатанных нами песен записано без отметки,
которая из них «беседная», которая – «хороводная» и т.д., и нам пришлось бы
помещать их в ту или в другую группу по своему благоусмотрению <.>
Отметки тех из них, которые у нас помещены в нескольких вариантах, очень часто
различны. Так, известнейшая песня «Калинушка с малинушкой лазоревый свет»
<.> в одном варианте помечена «хороводною», в другом – «обыденною» и в
двух – «протяжною» <.> Сверх того, самое значение отметок «хороводная» и
т.п., по нашему мнению, очень невелико. Если песня отмечена «хороводною», это
указывает единственно на то, что она поется в хороводе; последнее нисколько не
мешает ее употреблению в «беседе», на свадьбе и вообще во всяком собрании
молодежи <.> Понятно, при таком положении дела распределение песен по
группам невозможно» /Цит. по: Круглов 1982 : 7-8/.
Существует и другая
классификация песенного
представлена К.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре
основных жанра: песен заклинательных, игровых, величальных и лирических»
/Давлетов 1966 : 251/. К лирическим песням он относит, например, любовные,
семейные, или солдатские, рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает на то,
что именно лирические песни
подверглись историческому
выделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном –
бурлацкие, студенческие песни.
Существует также и следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам относятся
песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические
жанры (частушки, припевки и проч.).
Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше.
1. Семейно-бытовая песня.
Сюда мы включаем песни
тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"