Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

    Страдание  и гибель положительного персонажа  и раскаяние убийцы вызывает у слушателей своеобразную эмоциональную реакцию, сходную с аристотелевским катарсисом: сочувствие, сострадание, нравственное очищение, осознание бесчеловечности зла, размышления и оценку действующих лиц. В балладах не всегда прослеживается трагическая вина героя, а также не всегда объясняется, чем невинно гонимая жертва навлекла на себя ненависть злодея. Это связано со спецификой фольклора, стремящегося к предельной типизации явлений. И все же во многих балладах мы можем обнаружить трагическую вину героев. В балладе «Оклеветанная жена» разъяренный муж отрубает жене голову. Он поступает сознательно, но неумышленно, действует несправедливо, не будучи несправедливым вообще. К трагическому поступку его подтолкнуло состояние аффекта, возникшего в результате ошибочного знания. Мать Василия («Василий и Софья») желает избавиться от недостойной, с ее точки зрения, избранницы сына. Пытаясь ее погубить, она не подозревает, что сын разделит с возлюбленной отравленное питье. Здесь проявляется новый аспект трагического: «Несправедливый не должен быть счастлив», – считал Аристотель. Подобная мысль своеобразно реализуется во многих балладах: злодей, убивая ненавистное ему лицо, невольно губит и любимого человека.

    Искусство  трагического в балладах состоит  в умении их творцов увидеть трагическое в жизни и передать его в поэтически обобщенной форме с большим эмоциональным напряжением. Своеобразное сочетание эпичности и драматизма усиливает эстетическое воздействие трагического, чему в немалой степени способствует и предельная сжатость драматических моментов. Балладе в известной мере свойственно бесстрастие, которое Пушкин считал необходимым для драматического писателя. О событиях повествуется суровым, объективным тоном, а в самых напряженных моментах повествование прерывается диалогом или монологом. Искусство трагического ярко раскрывается в изображении отношения к страшному как к обыкновенному (хладнокровно и уверенно отравительница готовит яд; обстоятельно описано истязание снохи свекровью в бане). Именно такое отношение потрясает слушателей.

    Сила эмоционально-эстетического  воздействия баллад заключается  в искусстве трагического противопоставления  жизни и смерти, дающего возможность  глубже осознать радость бытия  и пережить очищающее душу  сострадание к гибнущему. Очень тонко отметил сущность возвышенного в трагическом немецкий философ Н. Гартман: «Не гибель добра как таковая является возвышенной, а само добро в своей гибели озарено возвышенным. И чем яснее отражается гибель в страданиях и в поражении борющегося, тем больше усиливается обаяние трагического».

    Известный  фольклорист и писатель Д. М.  Балашов включил в свой сборник  народных баллад не только  песни с трагическим конфликтом, но и сюжетные песни сатирического  или юмористического характера  (как это делается на Западе, в частности, в Англии). Эти различные по складу и предназначению произведения объединяются под общим названием «скоморошины», заимствованным у самих исполнителей этих песен. Название это подразумевает, что подобные песни предположительно восходят к творчеству древнерусских скоморохов (конечно, они владели обширным фольклорным репертуаром – скоморошины составляли лишь часть его).

 

 

42. Художественное своеобразие балладных песен.

 

Балладные песни –  стихотворно-музыкальный жанр фольклора. Характерные черты народных баллад – драматизм, психологизм, эмоциональность, внимание к рядовому человеку, часто одинокому и беззащитному, но отстаивающему свою нравственную свободу даже ценой гибели. В них с большим психологическим драматизмом повествуется о трагических бытовых конфликтах, коллизиях и происшествиях эпохи русского средневековья. Содержание балладных песен не связано с историей, с героическими подвигами. Сфера их действия чаще частная, семейная и личная. Можно выделить четыре группы баллад: исторические, любовные, семейные, социальные. Каждая из групп имеет свой круг сюжетов и основных мотивов.

 Исторические баллады  показывают исторически типичные  трагические ситуации и судьбы  обычных людей на фоне исторических  событий, но о самих этих  событиях подробно не говорится. Девушка страдает и гибнет, не желая стать женой или наложницей врага. Она руководствуется не только личными, но и патриотическими чувствами: пытается спастись бегством из плена и губит себя, предпочитая смерть жизни с врагом и возвращению в неволю. Так, в балладе «Красная девушка из полону бежит» поэтично рассказывается о трагедии и гибели русской полонянки, бежавшей из татарского плена «на святую Русь». Есть баллады о встрече родных в плену, об узнавании родственников после долгой разлуки.

 Семейные баллады составляют самую большую группу, они повествуют о семейно-бытовых отношениях и трагических конфликтах. Их персонажами являются муж, жена, свекровь, сноха. Чаще жена гибнет от руки мужа, реже – наоборот, ибо баллады отражают семейный средневековый деспотизм. Иногда в роли погубительницы жены выступает свекровь. Известны баллады о взаимоотношениях брата и сестры. Иногда сестра выступает в роли отравительницы, когда брат препятствует ее любви к недостойному, с его точки зрения, человеку. Есть баллады об инцесте кровосмешении, которое совершают неузнанные брат и сестра, не зная о родственной близости.

 Любовные баллады  рассказывают о взаимоотношениях  молодца и девушки, обычно заканчивающихся  трагически. Чаще всего от руки  молодца погибает девушка, не желая выходить замуж за нелюбимого. Или же обманутая девушка страдает и в некоторых балладах, защищая свою честь, убивает насильника или кончает жизнь самоубийством, предпочитая смерть позору.

 Социально- бытовые  баллады рассказывают о социальном  неравенстве в личных отношениях. Основой для трагедии в них служит любовь людей разного общественного положения: княгиня и ключник, королевна и простой молодец. Баллада осуждает запрет любви, защищает свободу чувств. К группе социальных относятся также баллады о разбойничестве и его трагических последствиях: разбойники ошибочно убивают родных и близких, братья-разбойники убивают зятя-купца и бесчестят неузнанную сестру. Народ в этих балладах осуждает разбой.

 Баллада – сюжетный  жанр, но построение сюжета в  ней специфично. В основе сюжетов лежат жизненные драматические эпизоды, связанные с гибелью главных героев, что придает балладам трагический характер. В кратком изложении эпизода, ограниченного по времени и месту действия, умело раскрывается трагизм безвинно гибнущего человека. Баллада сразу начинается с изображения события и заканчивается событием, в ней отсутствуют зачины и концовки, завязка и развитие действия. Чаще всего в балладе рассказывается о кульминации и развязке действия.

В отличие от былин  действие в балладах обычно сводится к одному эпизоду. Обычно баллада состоит из повествования и диалога, который очень широко используется. Действие происходит стремительно, без лирических отступлений и пояснений, без описания внешности героев, без подробных описаний природы.

В изложении событий  часто применяется прием повторения с нарастанием, который не замедляет  действие, как в былинах, а напротив, как бы усиливает стремительность  действия, сгущает драматическое  напряжение. Сюжет и образы в балладе  строятся на противопоставлении добра и зла, правды и клеветы, любви и ненависти. Баллада всегда на стороне слабых и страдающих. У злых людей, преследующих героев, оказываются сила и власть, но нравственная победа всегда остается на стороне слабого. Рассказ о событиях ведется в балладе от

 

 

 

43. Классификации русских народных лирических песен.

 

Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать

несколько слов о классификации  этого жанра. В науке этот вопрос долгое время

остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка зрения.

Большинство ученых в  основу песенной классификации положили тематический

принцип.

Так С.Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и  историческую. Бытовая

песня посвящена первоначально  темам любви и семейно-бытовых отношений. Позже

в них развиваются  и различного рода социальные мотивы, прежде всего –

антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-

общественные отношения  людей: крестьяне рассказывают о  своей тяжелой жизни в

условиях крепостничества, ярко представлена и нелегкая жизнь дворовых людей.

К социально-бытовой песне  С.Г. Лазутин относит также солдатские и рабочие

песни, в которых семейные отношения никаким образом не затрагиваются. Сюда

входит и так называемая лакейская песня. К солдатским песням тесно примыкают

казацкие песни.

С.Г. Лазутин указывает  и на существование военно-исторических песен, куда

также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен  бытовой

тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо песен,

рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской среде

возникают также шуточные, юмористические песни.

К трудовым песням С.Г. Лазутин  относит и рабочие песни, в  которых главной

темой становится тема труда, раскрывающая «взаимоотношения между  рабочими и

теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин, предприниматель,

администрация, мастера, надсмотрщики и т.п.)» /Лазутин 1965 : 103/.

Богаты сюжетами и  близки к любовно-бытовой тематики отходнические песни,

возникшие во второй половине XVIII – начале XIX  века. В них девушка просит

своего дружка, отправляющегося  в Питер, отложить отъезд, но он отвечает, что

никак не может. Опечаленная  девушка клянется в вечной любви.

До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивой  девушки,

но с указанного периода в песнях появляется и другой образ – девушки смелой,

боевой, решительной.

Выделяет также С.Г. Лазутин и городские песни, названные  мещанским романсом,

главной темой которых  является несчастная любовь.

Тематика фольклорного произведения также лежит в основе классификации,

предлагаемой А.И. Соболевским. А.И. Соболевский, издавая «Великорусские

народные песни», писал: «Печатая песни, мы расположили их в  порядке по

содержанию. Само собой  разумеется, мы руководствовались нашим  собственным

пониманием песен <.> Конечно, можно было бы разделить песни по группам:

«беседные», «хороводные», «игровые», «плясовые», «протяжные»  и т.п. Но что бы

тогда получилось? Большинство  напечатанных нами песен записано без  отметки,

которая из них «беседная», которая – «хороводная» и т.д., и нам пришлось бы

помещать их в ту или  в другую группу по своему благоусмотрению <.>

Отметки тех из них, которые  у нас помещены в нескольких вариантах, очень часто

различны. Так, известнейшая песня «Калинушка с малинушкой лазоревый  свет»

<.> в одном варианте помечена «хороводною», в другом – «обыденною» и в

двух – «протяжною» <.> Сверх того, самое значение отметок «хороводная» и

т.п., по нашему мнению, очень  невелико. Если песня отмечена «хороводною», это

указывает единственно  на то, что она поется в хороводе; последнее нисколько не

мешает ее употреблению в «беседе», на свадьбе и вообще во всяком собрании

молодежи <.> Понятно, при таком положении дела распределение  песен по

               группам невозможно» /Цит. по: Круглов 1982 : 7-8/.              

Существует и другая классификация песенного творчества – по функции. Она

представлена К.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре

основных жанра: песен  заклинательных, игровых, величальных  и лирических»

/Давлетов 1966 : 251/. К лирическим песням он относит, например, любовные,

семейные, или солдатские, рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает  на то,

что именно лирические песни  подверглись историческому изменению. Также им

выделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном –

бурлацкие, студенческие песни.

Существует также и  следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам относятся 

песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые  лирические

жанры (частушки, припевки и проч.).

Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше.

1. Семейно-бытовая песня.  Сюда мы включаем песни любовной  и семейной 

тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а  также в полной мере

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"