Шпаргалка по «Литературе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 19:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Конец XIX – начало ХХ века, так называемый рубеж веков, – особый исторический этап в развитии западного общества, культуры и литературы. В эту переломную эпоху возникают и развиваются многие явления, которые повлияют на ход историко-культурного процесса ХХ века. Хронологическими границами рубежа веков считается период с начала 70-х годов XIX века до конца 10-х годов ХХ века.
Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к
XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Как известно, изменения в искусстве происходят тогда, когда меняется сознание человека и общества. Для того чтобы сложилось искусство ХХ века, была необходима трансформация мировоззрения общества, менталитет Х1Х века должен был уступить место сознанию ХХ столетия. Периодом формирования нового сознания и, соответственно, нового искусства ХХ века стал рубеж веков.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора литература.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

В четвертой книге - «Бунт»  дается уже обобщенная картина немецкой действительности. Активный протест героя против «окружающей филистерской среды» начинается со стремления отстоян, правдивость, реализм искусства. Новаторские, глубоко народные произведения Кристофа встречают холодный прием. Кристофу ненавистны посредственность, ремесленничество, убивающие искусство. Кристоф задыхается в Германии, населенной раболепствующими обывателями. «Я не раб ваш, я буду говорить, что хоту, буду писать, что хочу...» - заявляет оп герцогу. Конфликт Кристофа с обществом углубляется, ему ненавистен германский милитаризм, весь реакционный строй Германии. Кристоф покидает родину, надеясь найти свободу и возможность творить во Франции.

Пятая книга романа - «Ярмарка на площади» - стала им ответом. Роллан всегда был интернационалистом, не случайно героем его романа является немец Кристоф. Еще в большей мере, чем «Бунт», «Ярмарка на площади» имеет памфлетный характер, Роллан подвергает в пей уничтожающей критике все области духовной жизни буржуазной Франции, ее культуру, политику, нравы. «Ярмарка на площади» - достойное продолжение традиций Бальзака, Флобера, Золя, обличавших буржуазную культуру. Атмосфера Франции становилась «все более удушливой, искусство разлагалось, цинизм и безнравственность разъедали политическую жизнь». Писателю больно видеть свою родину, французское искусство в столь бедственном состоянии. Отсюда взволнованность и страстность его тона.

Вначале он наделяет своего героя иллюзиями в отношении «цивилизованной» Франции. Жан-Кристоф полон светлых надежд на то, что в Париже, городе искусства, он найдет понимание и поддержку. По уже мрачные краски парижского городского пейзажа сразу подавляют Кристофа. По мере того как Кристоф все более входит в культурную жизнь Парижа, он проникается все большей неприязнью к ней. Вынужденный из-за отсутствия средств сразу же приступить к поискам работы, он сталкивается с глубоким равнодушием и алчностью тех, в чьих руках находится французское искусство. Это дельцы, торгующие искусством.

В девятой книге - «Неопалимая купина» - изображается жизнь низов народа, рабочих. Страшное обнищание, обездоленность народа показаны па примере семьи Руссель, покончившей самоубийством.

Кристофа, как и Оливье, все больше волнуют социальные вопросы. Критика Ролланом реформизма в рабочем движении, руководителей-оппортунистов, которые, по его мнению, мечтают «улечься в теплую постель буржуазии», справедлива. Но Роллан в ложном снеге изобразил рабочее движение вообще, не отличая его от «буржуазной ярмарки политических страстей», не веря в него. Объяснить это можно только тем, что Роллан не знал тогда пролетариата, его жизни и борьбы. Индивидуализм Кристофа проявляется в неприятии диктатуры рабочего класса; он боится за свою свободу, заявляя, что художник должен стоять над партиями. Правда, Кристофа захватывают волнения майской демонстрации, оп оказывается среди восставших на баррикаде. По Кристоф, как и Оливье, не смог сознательно присоединиться к рабочему движению. Оливье бессмысленно гибнет, растоптанный в схватке на демонстрации. Кристоф вынужден эмигрировать в Швейцарию.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Н. как литературное направление второй половины XIX в. Стал распространяться по всей Европе из Франции благодаря философским идеям О.Конта и И.Тэна, но главным образом благодаря романам и эстетическим теориям Э.Золя. Строго говоря, сам термин «Н.» применим более всего к творчеству самого Золя, да и то с большими оговорками, и некоторых его ортодоксальных французских последователей. Интерес к жизни «низов» и сострадание к ним, а также опирающийся на естественнонаучные закономерности анализ общественных явлений стали во второй половине XIX в. доминировать в духовной жизни всех европейских стран, хотя совсем не везде оформились в такую мощную систему философских и эстетических взглядов, как во Франции.

На немецкий натурализм большое влияние оказало сочинение О.Конта «Курс позитивной философии», в котором закономерности общественной жизни подчинены естественнонаучным категориям, а также труды И.Тэна «Философия искусства» и «История английской литературы», где впервые сформулированы три принципа: расы, среды, момента, которые определяют всю духовную деятельность человека, а следовательно, и искусство.

Теория немецкого натурализма опиралась также на идеи Дарвина (возникновение видов, наследственность, естественный отбор), Джона Милля (экспериментально-индуктивный метод) и Г.Спенсера (развитие универсума, природы и цивилизации как единый процесс, подчиненный законам природы).

В период становления натурализма в Германии в сер. 80-х гг. энергичнее всего развивалась поэзия, затем принципы натурализма принесли особенно заметный результат в драме, в отличие от французского натурализма, реализовавшегося в первую очередь в прозе.

В истории немецкого натурализма важной вехой оказывается 1889 г., своеобразный пик натуралистического движения. В этом году в Берлине по примеру парижского «Свободного театра» организуется частное театральное общество Свободная сцена», которое, наряду с журналом «Свободная сцена современной жизни» становится форумом немецкого натурализма. Там в том же 1889 г. Была поставлена первая драма Гауптмана «Перед восходом солнца».

Важно, что натурализм существовал в Германии не только одновременно с другими литературными движениями, но и в соединении с ними, адаптируя и приспосабливая к себе отдельные идеи и эстетические принципы символизма, неоромантизма, импрессионизма.  
Герхарт Гауптман (1862-1946)

В юности увлекался скульптурой и живописью, изучал естественные науки, много странствовал. Знакомство с натуралистами в 80-е гг. во многом определило направленность его творчества и дало о себе знать в первых же его пьесах, хотя его принадлежность к натурализму всегда оспаривалась критикой. Начинал Г. как поэт и новеллист, но основное свое слово сказал в драматургии. Со второй половины 1890-х гг. Г. создает реалистические (натуралистическое) пьесы на современную тематику и одновременно драмы-сказки, проникнутые неоромантическими и символистскими исканиями. Эту особенность творчества Г. отметил еще Т.Манн, который в речи. Посвященной 90-летию Г.сказал, что «в труде его жизни слилось много литературных течений - неоромантизм обернулся реализмом, воинствующее разоблачение действительности переплелось с поэзией».

 
 
Основные произведения:

- «Перед восходом солнца» (1889)

- «Одинокие» (1891)

- «Ткачи» (1892)

- «Вознесение Ганнеле» (1894)

- «Потонувший колокол» (1896)

- «Михаэль Крамер» (1900)

- «Перед заходом солнца» (1932).

 
Начиная с самых ранних произведений Г. Скорее выходил за пределы натурализма, чем следовал канону. Самая натуралистическая из его пьес - первая  
 
«Перед восходом солнца» (1889). В ней изображено семейство крестьянина Краузе, продавшего за большие деньги свою землю, богатую углем. Внезапно свалившееся богатство, дикость нравов, разгул инстинктов, разврат и пьянство приводят героев к нравственной гибели и физическому вырождению. Дети страдают от дурной наследственности отца-алкоголика. Краузе и его старшая дочь спиваются. Наследственный алкоголизм губит и новорожденного внука Краузе.  
 
В пьесе очевиден интерес автора к проблемам среды, наследственности, момента, к социальным и естественнонаучным идеям его времени. Но отношение автора к этим идеям неоднозначно, что очевидно по самому построению пьесы. В центре - молодой герой Лот, приехавший из города и полюбившийся младшей дочери Краузе Елене. Образ Лота - одна из многочисленных попыток Г. Найти современного героя, т.е. некую плодотворную духовную энергию и спасительную для общества идею. Лот - фанатик идей, т.е. абстрактных конструкций ума и утопий. Он может жениться на Елене и спасти ее, освободив из ужасной среды, в которой она вынуждена жить. Но он боится ее дурной наследственности и не женится. Он - несостоявшийся спаситель Елены - не может быть и спасителем человечества. Безоглядно веря в идею наследственности, он губит жизнь. Лот - очень важная фигура в размышлениях автора о проблемах современного искусства, проблемах натурализма, который для него явно не объясняет человеческой природы и не исчерпывает ее.  
Вторая пьеса, которую нам предлагается рассмотреть, -  
 
«Вознесение Ганнеле» (1894)

По жанру, как написано во всех учебниках, это драма-сказка. Не знаю, может, и так, но мне кажется, советские исследователи слово «сказка» используют как эвфемизм, чтобы не говорить «символизм». Здесь уже не просто переосмысление натурализма, а открыто выступают две тенденции: натуралистическая и символистская. Действие пьесы происходит в ночлежке, обитатели которой - воровка, нищий, проститутка и др., - это натуралистический интерес к «низам». Главная героиня - 14-летняя Ганнеле, которая не вынесла издевательств отчима, каменщика Маттерна, бросилась зимой в реку. Ее вытащили, принесли в ночлежку, она умирает, и ее грезы составляют второй, символический план драмы. При этом интересно, что используется следующий принцип натурализма - автор не поднимается в осмыслении действительности выше кругозора героев (т. Е. кругозора Ганнеле). Два мира - реальный и фантастический (земной и небесный) сталкиваются в неразрешимом противоречии. Ганнелле обещано счастье после смерти, но ей хочется жить. К ней приходят ангелы и покойная мать, и в конце концов они принимает покорно смерть, но в финале сначала дана картина Ганнеле в красивом платье невесты в золотом гробу, а потом - резко - натуралистическая картина - Ганнеле все в той же ночлежке, прикрытая лохмотьями. Так что победила справедливость или нет - вопрос спорный.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Такие столкновения высших духовных устремлений и прозы жизни с ее косностью, вечной неизменностью заданного ей хода, с ее законами, которые пытались научно обосновать натуралисты, характерны для Г.  
Есть у Гауптмана и такие драмы, где совсем почти ничего от натурализма не осталось, например,«Потонувший колокол» (1896) - философская драма в стихах, пронизанная фольклорными мотивами, в которой действительность предстает как система символов, а конфликт двух миров - земного и внеземного, тьмы и света, дизни и смерти - вполне может быть понят как символический. Главный герой драмы - литейщик Генрих хочет создать колокол, который был бы подобием творений природы и Вт то же время идеальным художественным произведением. Ради этого Генрих готов порвать с семьей, с обществом, с обыденной жизнью вообще и устремиться в идеальное внеземное бытие. Герой терпит трагическое поражение, в противостоянии двух миров один не может победить. Человек не может отказаться от земных корней, так же как неистребимы его порывы к миру абсолютного духа.

В драматической сказке «Потонувший колокол» Гауптман размышлял об идее «сверхчеловека», принадлежащей Ф. Ницше. Заявив своего героя, литейщика колоколов мастера Генриха, в начале пьесы ницшеанцем, бегущим от рода людского в «башню из слоновой кости», противопоставив художника-творца мещанской среде, драматург приходит к выводу: творить, отвернувшись от людских горестей, обрести счастье вдали от человечества невозможно. Драмы Гауптмана рубежа веков — наряду с драмами Ибсена — были основой репертуара нового европейского театра. День премьеры «Перед восходом солнца» (1889) в постановке режиссера-натуралиста О. Брама вошел в историю немецкого театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Пути преодоления натурализма во французской прозе. — «Наоборот » Гюисманса, эстетизм и импрессионизм этого романа. Апология «противоестественного» в нем. Отношение к природев романтизме, натурализме и символизме. «Природа творчества» в интерпретации Гюисманса. Образ «нового средневековья» в «Наоборот». Значение романа для символистской культуры. — «Католическое возрождение» во французской литературе. — Моррас и его антиромантизм. — Роман Бурже «Ученик», критика позитивизма с традиционалистских и христианских позиций в нем; неоднозначность образа Сикста. — Франс и проблема символистского интеллектуального романа. Творческая биография Франса: концепция истории, Франс и Ренан, отношение к христианству. Франсовский парадокс в романе «Таис»; роман «Остров пингвинов» как кошмар «истории без конца». Роман «Боги жаждут»: религия и революция в романе, смысл названия. — Роллан и его неоромантический идеал. Соотношение творчества и жизни в роллановском творчестве. «Народный театр». «Героические биографии». Гениальная личность в романе «Жан-Кристоф», требование обновления идеализма, образы «ярмарки на площади», «неопалимой купины». — Пруст: общая характеристика его символизма, биография, эстетика («Против Сент-Бёва»). Роман «В поисках утраченного времени», история публикации; общий замысел, его последующее уточнение. Особенности прустовской поэтики. Функция повествователя. Проблема времени, Пруст и Бергсон. Католические интонации.

Преодоление натурализма во французской прозе шло по нескольким линиям. Во-первых, это — результат сложной трансформации самого натурализма. Во-вторых, сохранил свою жизнеспособность романтический роман, который на фоне натурализма, ставшего олицетворением отказа от литературной нормы, предстал воплощением чуть ли не традиционности. В-третьих, на рубеже 1880 — 1890-х годов заявило о себе новое поколение писателей. Литературным идеалом для них стал подчеркнуто личный характер лирической поэзии, «синтез искусств» вагнеровских опер, эстетизм английских прерафаэлитов. В свете подобных интересов натурализм, вопреки всей эффектности своих открытий, начал казаться поверхностным, лишенным радости творчества, «грезы». Эта слабость в натурализме собственно творческого измерения — позиции творца, не прикованного к среде и без остатка порабощенного ей, а формирующего, одухотворяющего ее, — невольно передана Э. Золя в романе «Творчество». Клод Лантье, несмотря на все свое подвижничество, так и не способен на самопознание, он и его живопись бессильны перед стихийным началом в природе... Таковы по- своему и другие натуралистические персонажи — они имеют четкий силуэт, но при этом не наделены внутренней самостоятельностью, душой, в результате чего являются пассивной стороной, подчинены сверхличным энергиям и силам.

Все сказанное не означает, что натурализм был «отброшен», хотя именно так ставился вопрос в начале 1890-х годов, когда на него создавались разнообразные пародии (одним из первых это сделал Вилье де Лиль-Адан в книге новелл «Жестокие рассказы», 1883). Точнее сказать, натурализм подошел к той черте, когда перестал довольствоваться внешними эффектами и сделался носителем не только феноменального образа мира, но и инструментом авторского «пути вовнутрь», постижения глубины вещей, символики бессознательного. Показателен в этом отношении роман «Наоборот» (A rebours, 1884) Жориса-Карла Гюисманса (Joris- Karl Huysmans, 1848-1907).

Отметим, что Гюисманс начинает с поэзии. Однако вскоре после выхода сборника «Ваза с пряностями» (1874) он из автора манерных стихов в прозе становится сторонником Золя, публикует ряд натуралистических произведений — в частности, романы «Марта. История проститутки» (Marthe, histoire d'une fille, 1876), «По течению » (A vau-1'eau, 1882), а также рассказ «С мешком за плечами » (Sac au dos), вошедший в знаменитый сборник «Меданские вечера» (1880). В 1883 г. Гюиманс печатает книгу импрессионистической художественной критики «Современное искусство» (L'Art moderne), среди героев которой — Г. Моро, О. Редон, Ф. Ропс. Годом спустя появляется роман «Наоборот» (как бы «Против течения »), вызвавший протест у сторонников натурализма. С одной стороны, канва книги связана с темой вырождения и «болезни», так сказать, с клиническим случаем. Последний представитель древнего рода Флорессас дез Эссент «болен нервами», из-за чего уединяется в загородном доме. Он затрудняется найти точку соприкосновения между внешним миром и своим продуманным до мелочей представлением об искусстве жизни. С другой стороны, роман не нацелен против вырождающейся аристократии. Более того, болезнь в «Наоборот» явно эстетизирована, превращена в метафору особого идеализма и даже религиозности. Именно под знаком болезни дез Эссент обвиняет «здоровых», формулирует кредо воинствующего эстетского индивидуализма. Он не намерен быть «куском» буржуазной действительности, для чего ставит над своей чувственностью различные эксперименты.

Информация о работе Шпаргалка по «Литературе»