Шпаргалка по «Литературе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 19:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Конец XIX – начало ХХ века, так называемый рубеж веков, – особый исторический этап в развитии западного общества, культуры и литературы. В эту переломную эпоху возникают и развиваются многие явления, которые повлияют на ход историко-культурного процесса ХХ века. Хронологическими границами рубежа веков считается период с начала 70-х годов XIX века до конца 10-х годов ХХ века.
Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к
XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Как известно, изменения в искусстве происходят тогда, когда меняется сознание человека и общества. Для того чтобы сложилось искусство ХХ века, была необходима трансформация мировоззрения общества, менталитет Х1Х века должен был уступить место сознанию ХХ столетия. Периодом формирования нового сознания и, соответственно, нового искусства ХХ века стал рубеж веков.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора литература.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Главным этапом в  творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары». Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э.  С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи, отражающих, по его замыслу, целую эпоху современной ему жизни. Выполнение гигантского замысла потребовало от Золя решения проблем, неизбежно встающих перед каждым художником, - вопросов об отношении искусства и действительности, о связи между наукой и искусством, о движущих силах истории и каждой отдельной личности.

Первый роман серии - "Карьера Ругонов", в котором показаны истоки семьи и бонапартистский государственный переворот 1851 года, вышел в 1871 году, последний - "Доктор Паскаль", где ученый Паскаль составил генеалогическое древо этой семьи, увидел свет в 1893 году. В двадцати романах серии действуют 32 представителя раздвоившейся семьи Ругон-Маккаров, всего же персонажей – около двух тысяч. Генеалогическое древо героев начало произрастать в первом из задуманных Эмилем Золя романов – «Карьере Ругонов» (1871). Это экспозиция и завязка всей серии. Аделаида Фук, владелица богатой усадьбы в Плассане, занималась огородничеством и садоводством. Восемнадцати лет от роду она вышла замуж за своего садовника Ругона. Через год она родила сына Пьера, а еще через год она

овдовела. В 1789 г. она на виду всего Плассана сожительствовала с пьяницей Маккаром, вспыльчивым неуравновешенным бродягой. От него она прижила сына Антуана и дочь Урсулу. В молодости она отличалась странностями, а в старости сошла с ума. Все герои «Ругон-Маккаров» в большей или меньшей степени связаны с этими прародителями - сумасшедшими и пьяницами.

События романа «Карьера Ругонов» продолжаются всего-навсего в течение нескольких дней, но каждому персонажу в момент исторического катаклизма предстоит сделать свой гражданский выбор. Стать союзником правящего большинства означало для провинциальных буржуа участие в грабеже города и получение должностей, которые обеспечат доход и компенсируют риск.  Семейка Ругонов с напряжением следит за событиями в столице, дабы не опоздать зачислить себя в ряды союзников Бонапарта и его партии. Но в романе есть и борцы против узурпатора власти. Символом свободы и братства выступают у него молодые влюбленные - сын Урсулы Маккар Сильвер и дочь каторжника Мьетта. Несущие алое знамя, освещенные яркими лучами солнца, они идут впереди колонны.

Эмиль Золя делает в «Карьере Ругонов» проницательное умозаключение, замечая, что в момент, когда общество вступает в новую историческую стадию, опорой режима становятся те деклассированные силы, которые не могли ничего добиться на предыдущем историческом этапе. Ими движет ненависть к тому общественному порядку, который не позволил им выбиться в люди.

Самым удачливым в семье Ругонов стал старший сын Эжен, карьере которого посвящен роман «Его превосходительство Эжен Ругон» (1875). Ловко компрометируя и устраняя противников, он проникает в правительственные круги, избирается депутатом, назначается министром внутренних дел, борется с

прессой, становится опорой самого императора. Среднему сыну Пьера Паскалю Ругону - Золя отводит роль исследователя и летописца всего семейства. Именно Паскаль, скрупулезно изучив клан Ругон- Маккаров,  делает вывод о всесильной власти наследственности, о биологической обреченности всех потомков плассанской огородницы. Врач и ученый, к которому Золя относится с заметной симпатией, он выступает главным героем романа «Доктор Паскаль» (1893). Давид Ругон, дабы замаскировать близость к брату-министру, взял себе фамилию Саккар. Уже в самом звучании ее слышится хруст ассигнаций. «Да, с таким именем либо на каторгу попадешь, либо наживешь миллионы», - сказано по этому поводу в «Добыче». Давиду удалось избежать возмездия за спекуляции. Главный герой романов «Добыча» (1871) и «Деньги» (1891) Давид Саккар испытывает алчное вожделение к деньгам. Создав фальшивую компанию, выпустив подложные акции, выстроив некое подобие пирамиды, он сумел прикарманить грандиозное состояние. Прототипом Давида Саккара послужил банкир Ротшильд.  История рода Ругонов - это скользкий путь в высшее общество, тогда как история Маккаров отражает преимущественно жизнь низших и средних слоев французского общества после прихода к власти Наполеона III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Роман «Жерминаль» (1885) - одно из самых ярких произведений в семейной хронике «Ругон Маккары». В нем Золя, как ранее в «Западне», значительное место отводит картинам тяжелых условий труда и жизни рабочих. С многочисленными подробностями рассказывает он о физической деградации обитателей поселка в Монсу. В романе естественная история рода отходит на второй план, так как писатель, несмотря на свою приверженность натурализму, сосредотачивает все свое внимание на конфликте социальном, предвидя, что политическая борьба на многие последующие десятилетия предопределит общественную жизнь не только Франции, но и всей цивилизации. Хотя рабочие терпят поражение, жерминаль - месяц всходов по революционному календарю! - предвещает грядущее торжество социальной справедливости.

Золя упорно продвигался к завершению «Ругон-Маккаров». После романа «Жерминаль» ему оставалось создать еще семь произведений, подвести читателя к финалу эпопеи – крушению Второй империи. От частных вопросов социальной и политической жизни Золя все чаще и чаще переходит к решению общих вопросов, связанных с судьбами буржуазной Франции. Золя обращается к изображению индустриального пролетариата (роман «Жерминаль»), представителей новой финансовой олигархии (роман «Деньги»). Через два года после создания романа о рабочих Золя решает показать современную деревню, многомиллионную массу крестьян, которые кормят и одевают Францию (роман «Земля»). Современный рабочий, современный крестьянин, современный капиталист – три главные темы времени. Золя подошел к ним, умудренный большим жизненным и творческим опытом, и не случайно, что эти произведения создавались им с небольшими интервалами на подступах к окончанию социальной эпопеи.

Логическим завершением социальной эпопеи Золя был «Разгром» (1892).  В романе описан путь шалонской армии. Совершая бессмысленные марши и нелепые  остановки, она доходит до Седана и терпит там поражение. Нераспорядительность высшего начальства обрекает солдат на тяжкие лишения.  Золя показывает антипатриотические силы Франции, корыстных буржуа, для которых личные интересы превыше долга перед родиной и которые готовы идти на сговор с врагом.

Патриотический роман завершает социальную эпопею. Следующий и последний роман серии – «Доктор Паскаль» (1893) – понадобился Золя для обоснования его естественно-научных взглядов на природу и общество. Доктор Паскаль – убежденный последователь теории наследственности. В течение долгих лет собирает он данные о своих предках, ближайших родственниках, следит за жизньюотдельных представителей семьи Ругонов и делает вывод о закономерности их индивидуальных судеб. Множество страниц романа посвящено анализу психологии и   поступков уже знакомых персонажей.

Большое место в романе занимает философия «радости жизни», которую на этот раз Золя почти полностью освобождает от всякой связи со своими социальными воззрениями и выводит из биологических законов жизни. Можно сказать, что ни в одном из романов серии с такой обнаженностью не проявлялись лженаучные взгляды Золя на человека и общество, как в это  произведении. Это обусловило художественное несовершенство романа «Доктор Паскаль», в котором риторика и надуманные ситуации почти не оставляют места для живого изображения действительности.

И все же «Доктор Паскаль» представляет известный интерес как книга, в которой Золя подводит итоги своей почти двадцатипятилетней работы над «Ругон- Маккарами». Несколько страниц «Доктора Паскаля» посвящены краткому изложению содержания «Ругон-Маккаров».

 

 

 

 

 

 

8. Известность пришла к Мопассану в 1880 году после опубликования его новеллы «Пышка», первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принесли ему славу замечательного французского рассказчика.           

 Темы его новелл  разнообразны. Но, пожалуй, одно из  первых мест в его новеллах  занимает тема патриотизма, которая  ярче всего проявилась в его  новеллах о франко-прусской войне.           

 Напомним: Франко-прусская  война продолжалась около двух  лет (1870-1871). Это была война между  Францией, стремившейся сохранить  свою гегемонию в Европе и  препятствовавшей объединению Германии, и Пруссией, выступавшей совместно с рядом других германских государств; в ходе войны пала Вторая империя во Франции и завершилось объединение Германии под главенством Пруссии. Французская армия была разгромлена. Прусские войска оккупировали значительную часть французской территории, участвовали в подавлении Парижской Коммуны 1871. Франко-прусская война завершилась грабительским в отношении Франции Франкфуртским мирным договором 1871 года.           

 Позорное поражение  французской армии под Седаном  вызвало гневное возмущение передовой части французской интеллигенции, заклеймившей позором и французских буржуа, и захватчиков-пруссаков. Друзья французского писателя Эмиля Золя, собравшись у него на даче в Медане, решили выпустить сборник рассказов о франко-прусской войне под названием «Вечера в Медане». Там и была впервые напечатана новелла Мопассана «Пышка, сделавшая, как уже было сказано, его имя широко известным. С этого момента тема франко-прусской войны начала занимать писателя, и ее отголоски слышны почти во всех его сборниках новелл.           

 События франко-прусской  войны обострили гражданские  чувства Мопассана, заставили его  о многом задуматься и определить  свое отношение ко многим сторонам  жизни Франции.           

 Слово «война»! вызывало бурю гнева в писателе. Так, в сборнике «На воде» писатель возмущается теми, кто допускает войны, кто не борется против них. Он пишет: «Тот, кто управляет, обязан избегать войны так же, как капитан корабля – кораблекрушения…            

 … Почему  бы не судить правительства  за каждое объявление войны? Если бы народы поняли это, если бы они сами расправлялись с кровожадными властями, если бы они стали позволять убивать себя 6ез всяких причин, если бы они воспользовались оружием, чтобы обратить его против тех, кто  им дал его для избиения – в этот день война умерла бы…»           

 В новеллах  о франко-прусской войне чувствуется  гнев писателя, который он бросает  в сторону тех государств и  народов, которые затевают войну. Но в них же присутствует  в полной мере и тема патриотизма  того народа, который сражается за свою независимость и который не хочет отдать свою родную землю на поругание захватчикам. Но подчеркнем: именно народа, простого народа, который в силу своих природных качеств не лишен национальной гордости, национального самосознания. По мнению Мопассана, у буржуа, у так называемого цвета французской интеллигенции, напрочь отсутствует элементарное чувство национальной гордости. Только людям из народа присуща истинная национальная гордость, только у них есть подлинное чувство национального достоинства, считал писатель.           

 Так, в новелле  «Мадемуазель Фифи» показано  моральное торжество публичной  женщины, одной из тех, которая  находится на низшей ступени  общества.           

 … Шел дождь,«плотный, как завеса, хлещущий, брызжущий грязью». От начала повествования веет большой тоской. На французскую землю пришли завоеватели, которых никто не звал. В сатирических тонах рисует писатель немецких офицеров, находящихся на постое в замке Ювиль. Они презирают искусство, культуру страны, куда пришли, не считают французов людьми.           

 Но с самого  начала жители местечка, где находятся  французы, проявляют патриотизм, который  выражается не в громких словах. Их патриотизм молчаливый. «Как только пришли пруссаки, на этой колокольне больше не звонили. То было, впрочем, единственное сопротивление, встреченное завоевателями в этом крае. Кюре ничуть не отказывался принимать на постой и кормить прусских солдат; он даже не раз соглашался распить бутылочку пива или бордо с неприятельским командиром, часто прибегавшим к его благосклонному посредничеству; но нечего было и просить его хоть раз ударить в колокол: он скорее дал бы себя расстрелять. То был его личный способ протест а против нашествия, протеста молчанием, мирного и единственного протеста…» И далее автор пишет: «Вся деревня, воодушевленная этим сопротивлением, готова была до конца поддерживать своего пастыря, идти на все: подобный молчаливый протест она считала спасением народной чести».           

 Далее события  разворачиваются следующим образом: прусские офицеры решили устроить пирушку и пригласить в замок гулящих женщин. Но они столкнулись с таким проявлением патриотизма, который до этого им был незнаком.           

 У падших женщин, казалось бы абсолютно потерявших  честь, пирующих с пьяными прусскими офицерами, просыпается совесть, пробуждается гнев, рождается героизм, когда захватчики позволяют себе глумиться над их родиной. Когда маркиз Вильгельм фон Эйрик по прозвищу «мадемуазель Фифи», с наглостью стал хвастать своими победами над Францией и оскорблять чувство национального достоинства этих французских женщин, его убивает проститутка Рашель, которая даже не француженка, а еврейка по национальности, но для  которой Франция стала ее родиной.           

Информация о работе Шпаргалка по «Литературе»