Шпаргалка по «Литературе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 19:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Конец XIX – начало ХХ века, так называемый рубеж веков, – особый исторический этап в развитии западного общества, культуры и литературы. В эту переломную эпоху возникают и развиваются многие явления, которые повлияют на ход историко-культурного процесса ХХ века. Хронологическими границами рубежа веков считается период с начала 70-х годов XIX века до конца 10-х годов ХХ века.
Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к
XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Как известно, изменения в искусстве происходят тогда, когда меняется сознание человека и общества. Для того чтобы сложилось искусство ХХ века, была необходима трансформация мировоззрения общества, менталитет Х1Х века должен был уступить место сознанию ХХ столетия. Периодом формирования нового сознания и, соответственно, нового искусства ХХ века стал рубеж веков.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора литература.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

 Подлинно национальный  характер раскрывается в образе Рашель, в ее ответах прусскому офицеру. Она полна гнева, услышал следующие слова Эйрика: «Нам принадлежит вся Франция, все французы, все леса, поля и все дома Франции <…> Нам принадлежат и все женщины Франции!». Она бросает ему в глаза: «Нет, врешь, это уж нет; женщины Франции никогда не будут вашими!»           

 Рашель, получив  пощечину, которая унизила ее  как женщину и которая еще  более обострила ее национальную  гордость, она убивает своего  врага.           

 На похоронах  Эрика наконец-то зазвучал колокол на колокольне, но он «звучал как-то весело, словно его ласкала дружеская рука». И выясняется, что на колокольне скрывается Рашель и ей помогает священник.           

 Благодаря чувству  национального самосознания, которое  открыло в сердце этой еврейской женщины такие глубины, она становится на путь истинный, бросает свое ремесло и выходит замуж за порядочного человека, который полюбил ее «за этот прекрасный поступок».           

 Патриоты Франции, как бы ни проявлялся этот  патриотизм, всегда герои для Мопассана. Но в его новеллах бывает и «жестокий героизм». Такого рода героизм проявляет папаша Милон, герой одноименного мопассановского рассказа.  Не случись война, он, может быть, никогда не был бы героической личностью.            

 Ему было шестьдесят восемь лет. «Он был небольшого роста, худощав, немного кособок, с длинными руками, походившими на клешни краба.. По всей местности он слыл  скрягой и человеком несговорчивым».            

 Война сделала  его энергичным, деятельным. Он убивал  врагов, убивал сознательно, планомерно. И на суде над ним он хладнокровно рассказывал о том, как, какими способами он убивал захватчиков. Причем вначале им владела ненависть к врагам за причиненные ему убытки. Ведь солдаты забрали у него корову и двух овец.  Но потом он вспоминает своего отца, некогда убитого пруссаками, и сына, погибшего от французской пули, и решает мстить врагам за то горе, которое они принесли, вторгшись в землю, которая им не принадлежала.           

 В конце своего  рассказа он говорит захватчикам: «Восемь за отца, восемь за парня. Мы квиты. Я к вам не лез. Я знать-то вас не знаю. Не знаю даже, откуда вас принесло. Сели мне на шею и командуете тут, как у себя дома. А я взял да отвел душу на ваших шестнадцати. И не жалею».           

 Погибает папаша Милон как истинный герой своего народа, до последней секунды невозмутимо улыбаясь своим родным.           

 О зверствах  захватчиков и о мести народного  гнева говорят и другие новеллы  Мопассана, например, «Два приятеля», «Помешанная», «Тетка Соваж», в каждой из которых по своему проявляется героизм простых людей из народа. И писатель восхищается этими людьми, пусть даже их патриотизм переходит все границы по своей жестокости. Писатель эту жестокость оправдывает. Ведь французский народ защищает свою родную землю. А в данном случае хороши все средства, лишь бы захватчики были изгнаны с родной земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом.

 

Главный герой романа – бывший военный, Жорж Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты «Французкая жизнь», зятя миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший своё восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами. Главным героем всё время движет одно и то же чувство – зависть: Жорж завидует общественному положению Форестье, многомиллионному состоянию Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье. В первой части романа начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и богатства собственными силами. При этом он уже мечтает о том, чтобы «сделать хорошую партию», женившись на женщине – умной, богатой или влиятельной. Поняв, что самому ему не пробиться, во второй части романа Дюруа начинает победоносное шествие «по трупам»: он делает предложение Мадлене рядом с ещё не остывшим телом Форестье; он соблазняет г-жу Вальтер, узнав о её чувствах к нему; он заручается согласием Сюзанны на брак, ещё будучи женатым на Мадлене. При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается с Клотильдой де Марель – своей первой великосветской любовницей и, как выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью. С Клотильдой его объединяет родство натур. В этой женщине, целиком и полностью сосредоточенной на себе и своих удовольствиях, Жорж ценит как телесную красоту, так и внутреннюю независимость: только она позволяет себе спорить с ним  (вплоть до рукоприкладства), только она способна ничего не требовать от него и в то же время давать ему всё и прощать ему всё – оскорбления, побои, жизнь за её счёт, измены, женитьбы. Любовь к Клотильде де Марель – единственное искреннее чувство, живущее в душе Жоржа Дюруа. Все остальные ощущения с корнем вырываются из него окружающей средой – несправедливой, стяжательной, лживой.

 

Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники «Французской жизни»), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своём романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком. Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.

 

Критика французского общества, развращённого деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в «Милом друге» с темой смерти. О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь – бессмысленна. Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога. Единственное, что утешает его страдающую душу, - творчество. Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой – иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих «шашни перед алтарём».

 

Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики.

 

Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя. Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость (когда он впервые облачается во фрак и начинает путь к новой жизни, радостно прыгая по лестнице и изучая своё отражение в зеркале), его страх (в ночь перед дуэлью героя бьёт лихорадка, он пытается спать, пить, писать письма родителям), его ревность (к умершему другу Форестье), его понимание истинной природы вещей (когда он осознаёт, что его жена Мадлена будет точно так же делать из него рогоносца, как это было и в случае с первым мужем), его зависть (по отношению к чужому богатству и положению). Образ Жоржа Дюруа – это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но... Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предаёт Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Вершиной сатирического мастерства Франса стал роман-памфлет «Остров пингвинов». В этом произведении состоялся окончательный поворот от жизнеподобного изображения к условному, гротескному, фантастическому. Рассказывая фантастическую историю о случайном крещении пингвинов святым Маелем и последующем развитии их цивилизации, Франс создает аллегорическую картину европейской истории. Писатель стремится проникнуть в сущность современных общественных правил, сняв с них вуаль, окарикатурив, сломав штампы упроченного восприятия. Для этого он обращается к тому моменту истории, когда эти правила возникли. Такой исторический подход разрешает писателю увидеть бестолковость, противоестественность того, что современникам кажется естественным и обычным.

Так, рассматривая возникновение «священного» права собственности, Франс описывает, как один пингвин бьет другого за клочок земли. Аббат Буллок подает в эту картину такой иронический комментарий: «Сейчас они заняты тем, что создают право, устанавливают собственность, утверждают основы цивилизации, основы общества и законы». Первым королем Пингвинов становится вор и мошенник Кракен, а первой святой — Орброза. Такими, по мнению писателя, являются истоки королевской власти и религиозного культа. Франс приходил к выводу, что история является рядом бессмысленных событий, абсурдных случайностей, а права, освященные буржуазным правом, — продукт человеческого невежества и жестокости.

В романах «Боги алкают» («Les Dieux ont soif, 1912) и «Восстание ангелов» («La revolte des anges», 1914) Франс обращается к теме Великой французской революции. Писатель проникается философскими и политическими вопросами. Он размышляет о возможностях реформирования общества, о перспективах революции, об оправдании революционного террора и т.д. В «Восстании ангелов» Франс развивает действие в двух планах — фантастическом и реальном. Сатана, который когда-то восстал против бога-тирана, теперь отказывается возглавить восставших ангелов, так как не верит в возможность установления справедливой власти. Любая власть является деспотической — к такому выводу приходит Франс. Изменить мир можно не насилием, а лишь одолевая страх и невежество в себе самому.

Начало Первой мировой войны Франс, как и многие другие французские писатели и деятели культуры, встретил под флагами шовинизма. Но в скором времени, ошеломленный многочисленными человеческими жертвами, он понял настоящую, зверскую сущность войны, выступил с резким осуждением кровавой резни. В 1918 г. Франса постигло горе: от гриппа умерла его дочь, Сюзанна Псикари. Ее 13-летний сын Люсьен осиротел, затем писатель взял на воспитание внука, который со временем стал его единственным наследником.

Последние произведения Франса - цикл воспоминаний о детстве «Маленький Пьер» («be petit Pierre», 1919) и повесть «Жизнь в цвету» («Lavieenfleur», 1922) - автобиографические произведения, которые помогают лучше понять формирование мировоззрения и таланта французского писателя. Творчество Франса оказало значительное влияние на Р. Мартен дю Гара, A. Барбюса, М. Пруста, А. де Сент-Экзюпери и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. В большом по объему  произведении Роллана сочетались  различные жанры романа. Десятитомный  роман впервые был опубликован  в журнале «Двухнедельные тетради», издаваемом другом Роллана Шарлем  Пеги. В «Жан-Кристофе» продолжаются  поиски положительного героя, характерные для раннего творчества Роллана. Здесь Роллан попытался представить его в образе художника. Идеалом художника для Роллана был Бетховен. Справедливо отмечается сходство биографических черт Жан-Кристофа и Бетховена: свойственные этому герою бетховенское мужество, неутомимость в поисках, ненависть к косной буржуазной среде.

Роллан избирает своим героем композитора, тем самым определяется основная тема романа - судьба художника в буржуазном обществе. Как известно, эта тема живо волновала многих выдающихся писателей Запада в XX в. В «Жан-Кристофе» уделено большое внимание вопросам искусства, культуры. Роллан изображает своего героя в самом центре современных социальных противоречий, сталкивает с представителями самых различных классов, рисует его в гуще наиболее значительных событий, ставит перед ним трудные вопросы своей эпохи. «Жан-Кристоф»  социальное эпическое полотно, рисующее во всех, аспектах жизнь не только Франции, но и Германии и других европейских стран. Сила романа в правдивом., реалистическом отражении типических условий современного общества.

Лучшие книги «Жан-Кристофа» посвящены борьбе героя с буржуазным обществом, с упадочным искусством. Но герой одинок, и автор, как бы стремясь уравновесить борющиеся силы, гиперболизирует образ Жан-Кристофа, возвеличивает его и приподнимает над действительностью. Это заключает в себе положительное начало, давая возможность показать героизм Жаи-Кристофа, его моральную чистоту, активность плебейской натуры. Но это ведет и к абстрагированию героя, известному отрыву его от действительности.

В первых трех книгах романа - «Заря», «Утро», «Юность» - показано формирование характера Жан-Кристофа Крафта, пробуждение творческой личности. Действие происходит в одном из захолустных полуфеодальных герцогств Германии. На берегу Рейна начинается жизнь и проходит юность героя. Мощь реки сопутствует герою и символизирует большую судьбу его, значительность и необычность всей жизни Жан-Кристофа, его постоянное развитие. Мир Жан-Кристофа здесь еще ограничен узкими рамками семьи, провинциального городка. Усилия автора сосредоточены на раскрытии психологии Жан-Кристофа в различные периоды его детства и юности. Писатель проявляет большое мастерство, показывая, как различные жизненные препятствия формируют характер героя. По мере его возмужания усиливается социальная струя в романе. Тяжелое, безрадостное детство в семье музыкантов, пьянство отца и безропотность матери, необходимость с детства содержать своим тяжким трудом всю семью, унизительное положение бедняка - все это вырабатывает в Жан-Кристофе дух протеста, презрение к обывателям, плебейскую непокорность, твердую волю к борьбе. Вместе с тем детство и юношеские годы Жаи-Кристофа окутаны поэтической дымкой, когда человек познает мир, не подозревая всей его жестокости. Любовь к матери, дедушке, дяде Готфряду помогает Кристофу не ожесточиться и не очерстветь. Родная природа, простые люди, народные песни, музыка великих мастеров обогащают душу Кристофа, предопределяют основы его творчества.

Информация о работе Шпаргалка по «Литературе»