Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по литературе.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования. А здесь, кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими. Это первый конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.

Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, воспитанные  в столь различных условиях не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации  и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.

Близость  Ивана и Олеси – кульминация  повести. Несмотря на обоюдную искренность  чувств, понимание героями любви  и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет  себя гораздо ответственнее. Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет как такое возможно. Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению.

Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в  церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви  оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.

 

  1. творчество М. Горького. «На дне»

Пьеса «На дне» была создана Максимом Горьким специально для труппы Художественного театра, и первоначально не выглядела в глазах автора как самостоятельное литературное произведение. Однако сила психологического воплощения, острая, в какой-то степени даже скандальная, тема произведения, вывела пьесу «На дне» в ранг сильнейших драматургических произведений.

«На дне» - это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской  литературе. Автор повествует о мыслях и чувствах людей, которые по воле обстоятельств оказались на самом  дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы.

С первых страниц  драмы «На дне» перед нами разворачивается  темная и нелицеприятная картина. Темный грязный подвал, который больше похож  на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни. Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.

Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».

Вор Васька Пепел не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о  том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который  по сути был одним из наиболее мыслящих жителей ночлежки, не в силах применить  свои философские размышления на практике, окончательно спивается.

В страшных муках умерла Анна, которая  все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и  зажечь огонь веры в душах обездоленных.

Таким героем был священник Лука. Он пытался вселить в людей  веру во спасение, толкал их на то, чтобы  они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После  смерти священника, существование людей  стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все - таки была в их душах.

Это уничтожило мечты Клеща о  лучшей жизни, и он первый сдался в  своей борьбе за существование. Надежда  на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.

На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как  от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.

 

«На дне» можно расценивать как  своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе  была довольно распространенной в начале века.

Многие люди, воспринимали это не как нечто ужасное и антигуманное, а так как закономерное явление. В этом и состоит трагедия общества, которое фактически поспособствовало падению слабых людей, и даже не осознает факт своей причастности к этому.

 

Герои пьесы живут в ночлежке вместе, но каждый живет своим: своим прошлым, своими мечтами, иллюзиями, надеждами. И никто никому не нужен. Они не слышат друг друга, друг другу надоели, потому что жизнь при всем ее шуме однообразна и бедна впечатлениями. Все в ней уже было: и рассказы Насти о своем возлюбленном, и жалобы Клеща, и философствования Сатина, и похождения Пепла и попрошайки Барона, и мрачные предсказания Бубнова. Это он, имея в виду Костылевых, предрекает Пеплу: «Свернут они голову тебе».

У каждого из героев своя философия  жизни, своя позиция. Философский склад ума свойственен Бубнову, Луке, Сатину. Они говорят афоризмами. С первой сцены пьесы все ситуации и поступки по-философски мрачно комментирует Бубнов. «Люди живут, как щепки по реке плывут. Дом строят — щепки вон». Видя, как Пепел пытается выбраться из ночлежки и уговаривает Наташу уйти вместе, Бубнов замечает, сшивая шапку: «А ниточки-то гнилые». Его мрачные предсказания сбываются, потому что он видит общий ход жизни. Афоризмами пересыпана речь Луки: «Все мы на земле странники», «Всяк по своему жизнь терпит», «Помрешь — отдохнешь» и т.п.

Жизнь ночлежки и ее обитателей представлена ярко, колоритно: здесь ссоры, скандалы, драки — вещь обычная. Но мастерство драматурга выразилось и в том, что в пьесе ясно ощущается дыхание жизни за стенами ночлежки. В ней «спасаются» те, кого жизнь столкнула «на дно». Но это не только «дно жизни».

Горький замечал, что «Клещ, Барон; Пепел — это факты жизни». Действительно, из отдельных реплик этих героев составляется представление о биографиях этих персонажей, о их внутреннем облике. Слесарь Клещ гордится тем, что он рабочий человек, жил своим трудом, и мечтает вырваться из ночлежки. Он презирает обитателей этого подвала. Барон вспоминает (или фантазирует?) о своем дворянстве. Пепел говорит о себе как о потомственном воре, но он, в отличие от Барона, надеется выбиться к другому берегу жизни с помощью Наташи. А Сатин и Бубнов рассказывают, как они оказались в босяках. Умирающая Анна говорит утешителю Луке, как она бедствовала еще до ночлежки Костылевых. Все это суровая правда жизни, как и то, что хозяева, Костылевы, и здесь обирают своих ночлежников.

Общий тон жизни в ночлежке резко  меняется с появлением Луки. Он будит надежды, сеет иллюзии. «Праведная земля», лечебница для «органонов», утешение. Отчаявшиеся люди, хорошо знающие жестокость жизни, верят ему. Почему? Потому что на дне души каждого живет затаенная надежда победить несчастья, выбраться из кольца драматических обстоятельств. Не верят старику только Бубнов, шулер Сатин и Барон, который «хуже всех». Те, у кого еще сохранилось что-то от прежней личности, живут надеждой. Тем горше для них пробуждение от иллюзий, оно оборачивается новыми несчастьями. Актер повесился, с Наташей и Пеплом расправились Костылевы, на грани отчаяния Настя. Спор о правде, кому она нужна и кому может помочь, решила жизнь, еще раз показав свое жестокое лицо. Победить обстоятельства, выйти из их плена для человека невозможно. Но можно, осмыслив случившуюся драму, как это делает умный Сатин, сказать правду своим сожителям о том, что «человек — это звучит гордо!», что «человека уважать надо». Но может показаться, что человека уважает и Лука. Ведь он к каждому подходит со словами добра и утешения. Анне он говорит: «Ты — с радостью помирай, без тревоги... Смерть, я те говорю, она нам — как мать малым детям...» Пеплу советует отправляться в Сибирь: «Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!» Актеру предлагает лечиться: «Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница — тоже человек...» И души людей отзываются на добро и ласковое слово. Так Горький показывает, что человеческое живо в этих потерянных людях. Нет, они не в состоянии измениться, вернуть утраченное, но они — люди. В этом гуманистическая позиция писателя, заострившего социальную проблему личности. Проблема выбора между правдой и утешением решается писателем радикально. Ведь никого утешение Луки не спасло, а лишь ускорило трагические развязки судеб: Актер повесился, догадавшись, что лечебниц, о которых говорил Лука, не существует; Пепла отправили на каторгу; с Наташей расправились Костылевы. Настя пришла в отчаяние, осознав, что выдуманные истории ее не спасают. Только Барон, Бубнов, Сатин, не нуждавшиеся в утешении из-за своего неверия и скептицизма, спокойно воспринимают исчезновение утешителя Луки и развязку конфликта Костылевых и Пепла. Утешение на время смягчает боль человеческой души, но спасти никого не может. Суровая правда больно бьет, но это правда. Осознав ее, сделав выводы, можно в поиске идти дальше. Сатин, осознав роль Луки во всех происшествиях в ночлежке, объясняя его утешения жалостью, поднимается до обобщения большого масштаба. Он говорит о человеке вообще, и говорит прекрасными афоризмами: «Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!», «Человек —вот правда! », «Человеке —выше сытости!».

Писатель показал в судьбах своих героев неистребимость стремлений человека к лучшему, неистребимость добра и тяги к справедливому и человечному. В этом выразилась его гуманистическая позиция, защита личности от бесчеловечных социальных условий.

 

  1. поэзия конца 19-начала 20 века. Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс»

«Серебряный век» - проявление духовного  и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца XIX – начала ХХ веков.

Культура рубежа веков реабилитировала  политическую «безыдейность», этическую  неопределенность, творческий индивидуализм и духовное избранничество, осужденные в свое время представителями русской демократической культуры. Это своеобразное возрождение идеалов и принципов русской классики дало основание уже современникам называть Серебряный век метафорически – русским «культурным ренессансом». Помимо прочего, в это название включалось и представление о ренессанской полноте, универсализме, культурной многомерности и энциклопедизме. Эта характеристика русского культурного Ренессанса много дает для понимания глубинных закономерностей  самой эпохи Серебряного века, приведшей Россию к революции.

Сторонники религиозного Ренессанса увидели в революции 1905-1907гг. серьезную  угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Спасение России  они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Наступление культурного Ренессанса противоречило любой рационалистической логике и нередко оправдывалось лишь духовным избранничеством самой русской культуры. Продолживший и обосновавший понятие «русский духовно-культурный ренессанс» Н.Бердяев характеризовал осуществление в Серебряном веке целостного стиля культуры, как трудную борьбу «людей ренессанса» против «суженности сознания» традиционной интеллигенции. Вместе с тем это было возращение к творческим вершинам духовной культуры ХIX  века.

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев – Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Д.С.Мережковским, С.Н.Трубецким идр. Вышедший в 1909 г. сборник статей видных философов «Вехи» остро поставил вопрос о ценностях русской интеллигенции, осмысления путей дальнейшего развития России.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым (1853-1900), много занимаясь философией, а, также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы.

 

Серебряный век “русской поэзии — это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX - начала XX века. О русской поэзии “серебряного века” существует обширная литература — о ней очень много писали и отечественные, и зарубежные исследователи.

 Русская поэзия “серебряного  века” создавалась в атмосфере  общего культурного подъема как  значительнейшая его часть. Характерно, что в одно и то же время  в одной стране могли творить  такие ярчайшие таланты, как  А. Блок и В. Маяковский, А.  Белый и В. Ходасевич. Этот список можно продолжать и продолжать. В истории мировой литературы это явление было уникальным. Конец XIX — начало XX в. в России — это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим связано возникновение символизма, а позднее акмеизма и футуризма.

 

  1. модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала века

Кризисная ситуация в обществе и искусстве конца XIX столетия поставила перед писателями задачу, художественно осмыслить действительность, найти новые пути развития искусства, которое бы дало обновленные духовные ориентиры в сложном и противоречивом периоде. Поиски новых путей привели к возникновению разных течений в искусстве, которые получили название «модернизм» (от фр. модерн - современный, самый новый). Сначала модернизм возникает во Франции, а со временем распространяется во многих странах Европы.

Творчество Ш. Бодлера стало основой для многих модернистских течений, в первую очередь для символизма. Бодлер первым среди современников провозгласил, что поэтическое творчество имеет особые, почти магические свойства, что поэзия должна изменить обычные представления о прекрасном, о жизни и т.п. Соответственно этому взгляду на поэзию изменялась и точка зрения на писателя, поэта, от которого Бодлер требовал собственного, не навязанного никакими традициями и авторитетами видения мира.

Символисты восприняли этот новый взгляд на поэтическое искусство и воплотили его в свою теорию. В основе их художественной системы - символ, знак вечной красоты, к которой стремится поэт, которой нет в повседневности.

Еще одним ярким явлением в литературе конца XIX - начала XX столетия стал импрессионизм. Термин «импрессионизм» происходит от французского импрессион - впечатление. Это художественное течение начато в живописи, а со временем оказалось в литературе. Импрессионисты творчески восприняли бодлеровский тезис о способности художника своеобразно и по-своему увидеть мир. Передача художественными средствами сугубо субъективного впечатления - главный признак импрессионизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"