Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по литературе.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

    Поэт много путешествовал и  многому научился: «Я знаю веселые сказки таинственных стран, про чёрную деву, про страсть молодого вождя». Он пытается открыть другим глаза на бескрайний, многогранный, удивительный мир. Но могут ли его знания быть кому- то полезны? Лирический герой наталкивается на стену непонимания, так как все отказываются принять очевидное.

    Рассказ не вдохновил возлюбленную, таинственный мир столкнулся  с серостью и обыденностью. Девушка  отказывается «верить во что-то, кроме дождя» - символа беспросветности  и грусти. Может, в её сердце не осталось места романтике, восторженности, фантазии? Она «слишком долго вдыхала тяжёлый туман», утратив способность мечтать и верить. Между ней и героем – пропасть непонимания, их отношения обречены. Автор использует антитезу, чтобы показать, насколько это разные люди.

    Образ девушки – символ прагматизма,  противопоставленного романтизму  лирического героя, который не  теряет надежду: «Ты плачешь?  Послушай…Далёко на озере Чад…»  Эта история вызвала лишь слёзы…  Девушка ограничена, ей непонятен окружающий мир во всех его прелестях и сложности, слезы, дождь и туман – вот её удел.

    Стихотворение не только о  красотах земли, об отношениях  юноши и девушки, но и о  том, как непохожи люди. Насколько  одни романтичны и мечтательны,  настолько другие приземлены и конкретны. Одни довольствуются лишь черно-белой картинкой за окном, другим мало целого мира. Кому-то дождик кажется трагедией, поводом для слез, а кто-то каждый раз раскрывает над своим сердцем яркий зонтик мечтаний и фантазий.

        Стихотворение «Жираф» - вызов существующим устоям, упоминание о другой жизни. Жираф способен спасти от безысходности, согреть озябшую душу, но для этого в него надо верить! Гумилев верил и всем своим творчеством убеждал в этом читателя.

 

Стихотворение “Волшебная скрипка” является ключевым для всего творчества Гумилёва.

Стихотворение представляет собой  обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону медали и показывает искушённый поэт.

В образе скрипки перед нами предстаёт  поэтическое дарование , которое  является и смертельным заклятием  и высшим блаженством. Лирический герой  рассказывает юному поэту о том ,что истинный поэт не имеет права  на отдых, он всегда должен творить , а  иначе “бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”.Также он считает , что должен служить поэзии без надежды на признание, без надежды быть понятым, без надежды на славу . Настоящего поэта не пугает ничего. Он пойдёт своей дорогой и погибнет “славной смертью , страшной смертью скрипача”.

Стихотворение написано пятистопным  анапестом совместно с восьмистопным  хореем . Рифма используется как  мужская , так и женская , рифмовка - перекрёстная. Гумилёв применяет  эпитеты (“темный ужас”,”обезумевший смычок”), инверсии (“Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”), сравнение (“холод обовьет, как тканью, тело”), олицетворение (“Надо вечно петь и плакать этим струнам”), оксюморон (“Не проси об этом счастье, отравляющем миры”)

В этом стихотворении лирический герой  провозглашает творчество видом  самосожжения. Я думаю , что и сам  Гумилёв верил в роковую предназначенность  поэта и готов был принять  смерть с присущим ему героизмом.

 

В 1919 году Гумилеву удалось опубликовать стихотворение «Заблудившийся трамвай», в котором он обозначил свою гражданскую позицию.

Само название этого произведения абсурдно, так как трамвай, едущий по рельсам, не может заблудиться. Однако автор использует это выражение в качестве метафоры, подразумевая, что таким трамваем является вся страна, погрязшая во лжи, утопических идеях и псевдо патриотизме.

В своем стихотворении Гумилев мысленно совершает путешествие в так любимые им страны и понимает, что, даже уехав за границу вряд ли сможет быть по-настоящему счастливым. Воспоминания об ужасах русской революции, голоде, эпидемиях и братоубийстве будут преследовать его даже в самых райских уголках мира, где раньше поэт мог обрести покой и душевное равновесие. В этом стихотворении Гумилев впервые предсказывает свою скорую смерть, отмечая, что его палачом станет представитель так называемой власти рабочих и крестьян «в красной рубашке, с лицом, как вымя». Этот факт не особенно беспокоит поэта, который за два года постоянного проживания в России сумел примириться со смертью. Гораздо больше Гумилева беспокоит то, что от той старой и патриархальной страны, в которой он родился и вырос, уже ничего не осталось.

Неизвестная Машенька, к которой  обращается в своем стихотворении  «Заблудившийся трамвай» Николай Гумилев, является собирательным образом той самой дореволюционной России, которую поэт бесконечно любил. Поэтому он не может смириться с мыслью о том, что прошлое невозможно вернуть назад, и с недоумением восклицает: «Может ли быть, что ты умерла!».

Из этого произведения становится очевидно, что Гумилев не желает участвовать в фарсе под названием  «светлое будущее», который разыгрывается  у него на глазах. Поэтому автор  требует: «Остановите трамвай!». Но это никому не под силу, и поэт продолжает свое безрадостное и бесцельное путешествие, сожалея лишь о том, что «дом в три окна и серый газон», промелькнувшие за его окнами, навсегда останутся в прошлом. Также поэт осознает, насколько дорога ему та, старая Россия. И, обращаясь к ней, он отмечает: «Я никогда не думал, что можно так сильно любить и грустить».

 «Капитаны».

 В этом стихотворении он прославляет мужество силу и доблесть «открывателей новых земель», образ этот у него сочетает в себе капитана военно-морского флота и испанского пирата. Его капитаны – это люди, жившие во времена , когда открывали Америку , поэтому образ капитана напоминает героев тогдашних романов.

 Очень ярко здесь проявляются  многие особенности его раннего  творчества : экзотичность, буйство  красок: «золото с кружев», «…розоватых …манжет» ; Набор чувств, любовь к пышному внутреннему и внешнему убранству, строгость формы.

 Подчеркивается  мужество лирического героя , который пытается найти свое  счастье за чертой бытия. 

 Гумилев  в этом стихотворении выступает  как романтический поэт , многое здесь идеализированно и преувеличенно.

 

 Это  стихотворение очень понравилось  нам своей экзотичностью и  особенно полюбился лирический  герой , напоминающий искателя  приключений.

 

  1. творчество И. Северянина

Свой талант Игорь Северянин часто ориентировал на вкусы эстетствующей петербургской публики, живущей стилизованной декадентской жизнью. Имя «Игорь Северянин» стало псевдонимом Игоря Васильевича Лотарева (1887 - 1941). Поначалу этот поэт печатался в скромных периодических изданиях, читал свои стихи в разных студенческих аудиториях. Он выпускал небольшие брошюры и рассылал их по редакциям в надежде получить хоть отзыв. Но признания не было. Лишь в 1909 году отрицательный отзыв Л.Н. Толстого сделал имя Северянина печально известным. Но литературные журналы откликнулись на это происшествие и открыли свои страницы для произведений молодого автора.

    1913 год был отмечен  для Северянина выходом его  первого сборника - «Громокипящий  кубок». Он принес поэту известность.  Книга вышла с предисловием Ф. Сологуба и переиздавалась 10 раз. О ней положительно отозвался сам В. Брюсов. Вскоре, один за другим, начали выходить и другие сборники Северянина: «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), «Поэзонтракт» (1915), «Тост безответный» (1916).

    И. Северянин стал  на время самым модным «певцом», но он оценил такое свое  положение очень трезво, назвав  все это «двусмысленной славой».  И действительно, массовый читатель  не смог уловить главного нерва  творчества поэта.

    Именно Игорь Северянин  ввел в поэтический обиход слово «футуризм». Творчество молодого поэта отличалось позицией откровенного самоупоения, которая должна была потрясти публику своим нахальством и вызовом:

    Не мне расчет лабораторий,

    Нет для меня учителей.

    Парю в лазоревом просторе

    Со свистом солнечных  лучей!

    В своем поэтическом  творчестве Северянин во многом  следовал принципам акмеизма. Но  некоторые эстетические принципы  этого литературного направления  обнажались у поэта с какой-то  пародийной наглядностью.

    Поэтизация совершенной жизненной гармонии акмеистов оборачивается у Северянина акмеистической стилизацией – картинами мещанских будуаров, ресторанной жизни, прогулок в кабриолетах, обстановки легкого, бездушного флирта.

    В предреволюционной  лирике Северянина обнаруживаются связи с темами и мотивами его ранней символистской поэзии. Прежде всего, в ней проповедуется культ индивидуализма, самоценного «Я». Желание и воля этого «Я» становится для поэта единственной реальностью мира. В программном «Эгополонезе» (1912) Северянин писал:

    Все жертвы мира во  имя эго!

    Живи, живое! – поют  уста.

    Во всей вселенной  нас только двое,

    И эти двое – всегда  одно!

    Я и Желанье! Живи, Живое!

    Тебе бессмертье предрешено.

    А в «Самогимне» (1912) поэт надменно провозглашает:

    Мой стих серебряно-брильянтовый

    Живителен, как кислород.

    «О гениальный! О талантливый!»  -

    Мне возгремит хвалу  народ.

    Сущностью поэзии Северянин  считал свою фантазию – «мои  капризы, мои волшебные сюрпризы».  Для творчества Игоря Северянина характерна маскарадность, стилизация действительности. «Трагедию жизни превратить в грезофарс» - вот в чем усматривал Северянин назначение поэта и поэзии.

    Игорь Северянин обладал  способностью переживать события  очень глубоко и остро. Он подмечал такие черты в окружающей действительности, которые могли бы воссоздать картину в воображении читателей.

    Славе поэта во многом  способствовал и его исполнительский  дар. Северянин был одним из  основоположников русских реситалей  – авторских читок перед многотысячной публикой. Вечера поэта Игоря Северянина всегда проходили с неизменным успехом.

    Северянин умел покорить  воображение небывалыми соцветьями  образов. Упоенные переживания,  «чувства без названия» доносит  поэт до своего читателя и  слушателя. Лирический герой в его стихах «упоенно молится», его «сердце крылит к раздолью».

    Игорь Северянин вошел  в историю русского стиха как  основатель эгофутуризма, как король  поэтов, автор изысканных стихов. В то же время он известен  как один из родоначальников массовой культуры 20 века.

 

  1. творчество В.В. Хлебникова

Виктор Владимирович Хлебников  родился 9 ноября 1885 года в главной  ставке Малодербетовского улуса  Астраханской губернии (ныне с. Малые  Дербеты, Калмыкия).

В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Через пять лет он окончил курс гимназии, осенью 1903 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В ноябре того же года после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме. В феврале 1904 года Виктор подаёт прошение об увольнении из числа студентов университета. Летом этого же года подаёт прошение о зачислении на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, где и продолжает обучение. К 1904 году относятся первые известные литературные опыты Хлебникова, он даже пытается опубликовать пьесу «Елена Гордячкина», послав её в издательство «Знание» Максиму Горькому, но безуспешно.

Русско-японская война и произошедшее в ходе неё Цусимское сражение оказали большое влияние на Хлебникова и побудили его начать поиски «основного закона времени», пытаться найти оправдание смертям. Впоследствии Хлебников писал: «Мы бросились в будущее с 1905 года».

В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой.

В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь. В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. Увлечение языческой Русью и народным русским языком способствовало особенному сближению с Ремизовым. Квартира Ремизова стала первым литературным домом, где стал появляться Хлебников. Славянская тема же нашла отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных Хлебниковым языческих божеств, таких как снезини, смехини, Березомир, Древолюд и другие. Это было прямым продолжением начатой символистами тенденции возобновления интереса к мифам: в те же годы выходят в свет стихи Александра Блока на тему России, книги Ремизова «Лимонарь» и «Посолонь», а также поэтические сборники Городецкого «Ярь» и «Перун» - все эти произведения были так или иначе связаны со славянской мифологией. Вячеслав Иванов в те годы писал: «Оживление интереса к мифу - одна из отличительных черт новейшей нашей поэзии».

К этому времени относится кратковременное  увлечение Хлебникова идеей воинственного  панславизма. 16 октября 1908 в петербургской  газете «Вечер» было напечатано анонимное «Воззвание учащихся славян», написанное Хлебниковым. «Воззвание…» призывало к вооружённой борьбе за свободу славянских народов Восточной Европы. Появление его было связано с «Боснийским кризисом»; тем не менее, уже в конце ноября того же года Хлебников отошёл от принципов, заявленных в «Воззвании».

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"