Шпаргалка по «Литературе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 17:08, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1
Общая характеристика русской классической литературы, её гуманизм, художественные поиски идеалов, высших духовных ценностей. Периоды развития литературы как вида искусства.
Ответ:
Россия всегда являлась частью мира, поэтому мировые события сказывались на стране. В 1789-1793 году во Франции прошла «Великая французская буржуазная революция», полностью изменившая уклад государства и подняв страну на новую ступень - сменилась формация на буржуазную, а после - на капиталистическую.И в России прошел ряд событий: так 11 марта 1801 года был убит император Павел 1. Причем, убийство было совершено в спальне государя его же близкими (аристократами).Но новый век тем не менее подавал надежды на что-то новое и хорошее.Все это сказалось на русской классической литературе, на её чертах и особенностях русского романтизма. Таких как психологический и философский романтизм. В это время идет образование литературных обществ и их эстетика. Формирование русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Гражданская лирика поэтов-декабристов.Это особый век: век, когда господствуют и существуют друг с другом сразу несколько литературных направлений: ещё жив классицизм, ещё существует сентиментализм, расцвет романтизма и начинает зарождаться реализм.Имена этого периода: Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Лажечников, Жуковский.Именно в этот момент пробудилось общественное сознание: просвещенные люди увидели правду, истинное положение дел своей страны. В России того периода существовали две мощные силы, самые крупные слои населения: дворянство и крестьянствоНо после 1812 появляется новая общественная мысль, а также появляются новые слои: интеллигенция, складывающаяся из дворян и разночинцев.Человек и среда - главная проблема в русской классической литературе. Человек - внутренний мир, мир чувств, страстей, интерес к проявлению страсти, но какая она - не важно, в русском романтизме - человек, но какая страсть им движет?; о среде: (это понятие впервые возникло у романтиков) среда национальная, как более обширный местный пункт3)проблема соотношения субъективного и объективного: субъективное восприятие автора, романтик не следует объективному, мир - через авторское восприятие, неприятие общества, идея, что личность играет решающую роль в истории. Отсюда мотив поэта и толпы. Автор и герой часто совпадают по психологическому настроению и оценке.Героя не устраивает мир, мотив бегства от действительности, принцип двоемирия - миры реальный и идеальный.Сопутствует развитию литературы - литературная критика. Литературная борьба стимулирует развитие критики, которая становится особой формой литературного искусства. Литературная борьба велась устно, в лит. Салонах. Каждый был за своё направление, даже в направлениях возникали разные течения.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос11111.docx

— 39.51 Кб (Скачать файл)

Вопрос  №1

Общая характеристика русской классической литературы, её гуманизм, художественные поиски идеалов, высших духовных ценностей. Периоды развития литературы как вида искусства.

Ответ:

Россия всегда являлась частью мира, поэтому мировые события сказывались на стране. В 1789-1793 году во Франции прошла «Великая французская буржуазная революция», полностью изменившая уклад государства и подняв страну на новую ступень - сменилась формация на буржуазную, а после - на капиталистическую.И в России прошел ряд событий: так 11 марта 1801 года был убит император Павел 1. Причем, убийство было совершено в спальне государя его же близкими (аристократами).Но новый век тем не менее подавал надежды на что-то новое и хорошее.Все это сказалось на русской классической литературе, на её чертах и особенностях русского романтизма. Таких как психологический и философский романтизм. В это время идет образование литературных обществ и их эстетика. Формирование русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Гражданская лирика поэтов-декабристов.Это особый век: век, когда господствуют и существуют друг с другом сразу несколько литературных направлений: ещё жив классицизм, ещё существует сентиментализм, расцвет романтизма и начинает зарождаться реализм.Имена этого периода: Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Лажечников, Жуковский.Именно в этот момент пробудилось общественное сознание: просвещенные люди увидели правду, истинное положение дел своей страны. В России того периода существовали две мощные силы, самые крупные слои населения: дворянство и крестьянствоНо после 1812 появляется новая общественная мысль, а также появляются новые слои: интеллигенция, складывающаяся из дворян и разночинцев.Человек и среда - главная проблема в русской классической литературе. Человек - внутренний мир, мир чувств, страстей, интерес к проявлению страсти, но какая она - не важно, в русском романтизме - человек, но какая страсть им движет?; о среде: (это понятие впервые возникло у романтиков) среда национальная, как более обширный местный пункт3)проблема соотношения субъективного и объективного: субъективное восприятие автора, романтик не следует объективному, мир - через авторское восприятие, неприятие общества, идея, что личность играет решающую роль в истории. Отсюда мотив поэта и толпы. Автор и герой часто совпадают по психологическому настроению и оценке.Героя не устраивает мир, мотив бегства от действительности, принцип двоемирия - миры реальный и идеальный.Сопутствует развитию литературы - литературная критика. Литературная борьба стимулирует развитие критики, которая становится особой формой литературного искусства. Литературная борьба велась устно, в лит. Салонах. Каждый был за своё направление, даже в направлениях возникали разные течения.

Вопрос №2

А.С. Пушкин. Жизненый и творческий путь. Философское отношение к смыслу жизни, творчеству, любви, природе , дому.

Ответ:

Пушкин родился на исходе XVIII столетия, 26 мая (6 июня) 1799 г. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Царскосельский лицей, открывшийся 19 октября 1811 г. Через шесть лет, окончив лицейский курс, Пушкин стал не только высокообразованным человеком, но и самым многообещающим поэтом России.Творчество Пушкина было стремительным движением, тесно связанным с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX в. Пушкин не имеет двух биографий — биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь, поэзия определяла его судьбу.В творчестве Пушкина выделяются следующие периоды: 
1) 1813 г. — май 1817 г. — лицейский период; 
2) июнь 1817 г. — начало мая 1820 г. — петербургский период; 
3) май 1820 г. — август 1824 г. — период южной ссылки; 
4) август, 1824 г. — сентябрь 1826 г. — период ссылки в Михайловское; 
5) сентябрь 1826 г. — начало сентября 1830 г. — творчество второй половины 1820-х гг., до начала Болдинской осени; 
6) сентябрь — ноябрь 1830 г. — Болдинская осень; 
7) 1831 г. — 1836 г. — творчество 1830-х гг.В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы поэта. 29 января (10 февраля) 1837 г., в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался. 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотомна. Но сколь бы, ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний.

Вопрос №3

«Евгений Онегин» А.С.Пушкин – энциклопедия русской жизни.

Ответ: 

“Евгений Онегин” — реалистический роман в стихах, роман-дневник, произведение лиро-эпическое.  
    Этот роман критик называет “историческим”, связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосознания русского общества накануне восстания декабристов.  
    Пушкин начал писать “Евгения Онегина” в мае 1823 года в Кишиневе, а окончил 25 сентября 1830 года в Болдино. В 1831 году Пушкин вновь обращается к роману. В 1833 году роман был опубликован и содержал восемь глав.  
    В “Евгении Онегине” А. С. Пушкин размышляет о смысле жизни в определенных исторических условиях. Лучшие представители дворянской интеллигенции становились декабристами, но поэта волнует судьба молодого дворянского интеллигента, просвещенного, критически относящегося к действительности (Онегин, Ленский), неудовлетворенного светской жизнью, ее пустотой и праздностью, но не активного в своих устремлениях.    В романе нет ни одного исторического лица, но в ней видим “поэтически воспроизведенную картину русского общества в один из интереснейших моментов его развития” (период декабристского движения).  
    Главный герой романа “Евгений Онегин”, представитель дворянской интеллигенции, изображен реалистически. Его жизненная беда в отрыве от русского народа. Он не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда. Евгений — человек света, но человек с недюжинными задатками. Он умен, бескорыстен, благороден. “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется. Недовольство собой и окружающей жизнью свойственно герою Пушкина. Эта неудовлетворенность — свидетельство того, насколько Онегин выше светского общества. Его эгоизм, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств. Болезнь Евгения болезнью века, так как причиной ее являлась уродливая атмосфера эпохи. “    А. С. Пушкин оставляет своего героя на распутье, “в минуту злую для него”. Оставляя вопрос о судьбе своего героя открытым, поэт как бы указывает на разнообразие его судьбы в сложной и противоречивой действительности. В то же время нравственные страдания героя — знак великого общественного пробуждения. Причем драматическая судьба дворянской молодежи эпохи декабризма выражена не только в образе Онегина, но и в образе Ленского. Онегину и Ленскому в романе противопоставлена Татьяна, она близка родному народу, русской природе, ее образ помогает раскрыть основную идею романа: только общение с народом может спасти общество, сделать его жизнь содержательной, труд — полезным.  
    Страстно влюбленная простая деревенская девушка, потом — светская дама, Татьяна остается неизменной, сохраняет себя в любых жизненных ситуациях, она — “существо исключительное; натура глубокая, любящая, страстная”.  
Пушкин в романе охватил различные стороны жизни русского общества 20-х годов XIX века. Так же А. С. Пушкин изображает простонародную старину, провинциальное дворянство. В романе поэт резко осуждает провинциальное дворянство за самодовольство, эгоизм, невежество, эксплуатацию народа, непрерывную праздность. В романе Пушкиным подняты вопросы воспитания, образования, экономики.  На страницах романа поэт размышляет о любви и дружбе, о жизни с ее печалями и радостями, об искусстве, литературе, театре.

Вопрос №4

М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь писателя. «Пафос вольности и простота в лирике»

Ответ:

М.Ю. Лермонтов, русский поэт, писатель. Родился в Москве в ночь на 15 октября (по старому стилю - на 3 октября) 1814 г.

Отец Михаила, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке, мать Лермонтова умерла весною 1817. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась до самой его смерти: уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение "Тарханы", Пензенской губернии. Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила к одиночеству.Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды. Здесь он первый раз узнал чувство любви, встретив девочку лет 9-ти. Первыми учителями Лермонтова были беглый грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ, оказавший на него наиболее сильное влияние. Позднее учителями были французский эмигрант Шандро и англичанин Виндсон. В 1828 Лермонтов поступает в Московский университетский Благородный пансион, где в "Утренней Заре", одном из рукописных журналов, составлявшихся учениками, стал главным сотрудником и поместил первую поэму "Индианка". Осенью 1830 он поступает в Московский университет на "нравственно-политическое отделение", Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 его переводят в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 - в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в "большой свет". 16 февраля 1840, на балу у графини Лаваль, произошла ссора с Барантом, сыном французского посланника. В результате - дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. В двух походах - в Малую и Большую Чечни - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к награде золотою саблею с надписью: "за храбрость". В январе 1841 получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург, а возвращаясь, остановился в Пятигорске, где и произошла роковая ссора с отставным майором Мартыновым, закончившаяся дуэлью.  Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение о его смерти гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога". Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы, а в 1899 в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.Среди произведений Михаила Юрьевича Лермонтова - поэмы, драмы, стихи, романы: "Индианка" (1828, поэма), "Кавказский пленник" (1828, поэма, впервые опубликована в 1859, полностью - 1891), "Корсар" (1828, поэма, впервые опубликована в 1859, полностью - 1891), "Демон" (1829-1834, 1837-1838, поэма), "Странный человек" (1831, драма), "Ангел смерти" (1831, поэма), "Измаил-Бей" (1832, поэма), "Хаджи-Абрек" (1834, поэма), "Панорама Москвы" (1834), "Боярин Орша" (1835, поэма), "Маскарад" (1835-1836, драма), "Княгиня Лиговская" (1836, роман), "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1937?, поэма), "Бородино" (1837), "Смерть поэта" (1837), "Герой нашего времени" (1838-1839, роман), "Мцыри" (1839, поэма), "Завещание" (1840), "Родина" (1841), "Прощай, немытая Россия" (1841), "Тамара" (1841).М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. 
Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.

Вопрос №5

Онегин и Печорин, проблема несостоятельности индивидуализма, ответственность человека перед людьми.

Ответ:

Печорин и Онегин принадлежат к тому общественному типу двадцатых годов девятнадцатого века, которых называли «лишними» людьми. «Страдающие эгоисты», «умные ненужности» - так образно и точно определил сущность этого типа Белинский. Итак, чем похожи и в чем различны персонажи пушкинского и лермонтовского произведений? Прежде всего, герои обоих романов предстают перед нами как исторически и социально обусловленные человеческие характеры. Общественно - политическая жизнь России двадцатых годов девятнадцатого века – усиление политической реакции, упадок духовных сил юного поколения – породила особый тип непонятного молодого человека того времени. Онегин и Печорин объединяют их происхождение, воспитание и образование: оба они – выходцы из богатых дворянских семей. При этом оба героя не принимают многое из светских условностей, отрицательно относятся ко внешнему светскому блеску, лжи, лицемерию. Об этом свидетельствует, например, развернутый монолог Печорина о своей «бесцветной» молодости, которая «протекла в борьбе с собой и светом». Объединяет героев и духовное одиночество среди светской «пестрой толпы». Отсюда в обоих произведениях возникает стремление обоих героев к уединению, их попытка отстранения от общества, мирской суеты. Духовная свобода, которая понимается героями как независимость от людей и обстоятельств, является главной ценностью в системе мировоззрения обоих персонажей. Подобное мировосприятие определяет особое значение поступков героев в жизни других людей: оба они, по разному выражению Печорина, играют роль «топоров в руках судьбы», причиняют страдания людям, с которыми сталкивает их судьба. Гибнет на дуэли Ленский, страдает Татьяна; аналогично погибает Грушницкий, умирает Бэла, обижается добрый Максим Максимыч, разрушается уклад контрабандистов, несчастливы Мери и Вера. Героям Пушкина и Лермонтова почти в равной степени свойственно «принимать вид», «надевать маску». Так в чем же разница? Если Печорину свойственны безграничная потребность в свободе и постоянном стремлении «подчинять своей воле, что его окружает», «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха», то Онегин не стремится к постоянному самоутверждению за счет других людей, занимает более пассивную позицию. Мировосприятие Печорина отличается так же большим цинизмом, некоторым пренебрежением к людям. Онегину присуще душевная апатия, безразличие к окружающему миру. Он не способен к активному преобразованию действительности Этот герой в отличии от Печорина, менее последователен в своих принципах. Итак, при сопоставительном анализе пушкинского и лермонтовского произведений можно выделить как общее, так и различное в образах этих героев и способах их художественного воплощения. Онегин и Печорин – типичные герои своего времени и одновременно универсальные человеческие типы. Однако если Пушкина в большей степени интересует социально-исторический аспект проблемы «лишнего человека», то Лермонтова волнуют психологическая и философская стороны этого вопроса.

Вопрос №6

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова- нравственно-психологический роман. Роль композиции в раскрытии образа Печорина.

 

Ответ:

“Герой нашего времени” — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.     Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина к их мотивам, то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.         В первых трех повестях (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя.     Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты).    Но перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В “Княжне Мери” звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.” “Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы...” На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость”. Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична?     Ответом на этот вопрос является последняя повесть “Фаталист”. Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.     Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич — сторонник фатализма, что все педопределено. Печорин же задается вопросом: “Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?” Этот спор поверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе.    Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой. Выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы”.Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа “Герой нашего времени”, — нарисовать образ своего современника, “каким он его понимает и... часто встречал”. Человек этот мыслящий, чувствующий, талантливый, но не сумевший найти достойное применение своим “силам необъятным”. Роман состоит из пяти частей, действие в которых происходит в разное время, в разных местах. Меняются действующие лица, меняются рассказчики, от лица которых ведется повествование. При помощи этого творческого приема автору удается дать разностороннюю характеристику своему главному герою.в “Герое нашего времени” композиция является одним из самых активных элементов воссоздания истории души человеческой. Стремясь раскрыть внутренний мир героя, автор отказывается от событийного порядка изложения. Сюжет романа нарушает хронологический ход событий. Повести расположены в следующем порядке: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”.     Такое построение романа позволяет постепенно знакомить читателя с героем, с его внутренним миром.Молодой офицер едет по делам службы на Кавказ. По дороге он останавливается в Тамани. Там происходит его встреча с контрабандистами, его обворовывают и даже пытаются утопить. (Повесть “Тамань”.)     Приехав в Пятигорск, герой сталкивается с “водяным обществом”. Завязывается интрига, послужившая поводом для дуэли. За участие в дуэли, в которой погибает Грушницкий, Печорина отправляют служить в крепость. (“Княжна Мери”.)     Во время службы в крепости Печорин уговаривает Азамата украсть для него Бэлу. Когда Азамат привозит свою сестру, Печорин помогает ему украсть Карагеза, коня Казбича. Казбич убивает Бэлу. (Повесть “Бэла”.)     “Как-то раз случилось (Печорину) прожить две недели в казачьей станице”. Здесь герой проверяет на практике теорию предопределенности, судьбы. Он с риском для жизни разоружает пьяного казака, который незадолго до этого убил человека. (Повесть “Фаталист”.)     Много переживший, разуверившийся во всем Печорин отправляется путешествовать и умирает в дороге. (Повесть “Максим Максимыч”.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №7

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества.

Ответ:

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Писатель происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у них было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетманскую канцелярию.Отец писателя, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, слыла первой красавицей на Полтавщине, замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье помимо Николая было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке .Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818—1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 года поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно посредственно, зато отличался в гимназическом театре — как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и прозе.По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 года вместе приезжает в Петербург. Но не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная в 1829 году , получает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и сжигает его) это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию. По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается поступить на службу — сперва в Департамент государственного хозяйства. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения, зато новые публикации (повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала») обращают все большее внимание читающей российской общественности. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину. Осенью того же года выходит первая часть сборника повестей из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки». В июне 1836 года Гоголь уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами».В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Но большую часть времени живет в Москве.К началу 1852 года была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям. В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля, он умирает. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).Творческая судьба Гоголя считается счастливой: все произведения его были опубликованы при жизни, ни одно не обошла критика. Гоголя называют первым профессиональным писателем в девятнадцатом веке.Пьесы Гоголя — новая и яркая страница в истории русской драматургии и театра. Он создал образец современной комедии. Гоголь считал, что комедия должна строиться на конфликте, имеющем широкое общественное значение. Типическая обобщенность образов, глубокое раскрытие их внутренней сущности, яркая характеристика — все это сделало Гоголя одним из основоположников русской реалистической драматургии, которая в дальнейшем развивалась с обязательным учетом его художественных открытий. Творчество Гоголя — это блестящий пример духовного единства русского и украинского народов. Украина порою рисовалась как идиллическая страна сплошного веселья и всеобщего довольства. Многочисленные украинские мотивы, образы, бытовые подробности были необходимы Гоголю не только как внешнее украшение и служили не просто для создания этнографического колорита, они оказывались важнейшим компонентом художественной системы, призванным раскрыть пленительный образ Украины и украинских крестьян, их богатый духовный мир, физическую и нравственную красоту. Замечательные произведения великого русского писателя благотворно воздействовали на развитие украинского театра и драматургии.

Вопрос №8

Своеобразие реализма в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Проблема национального характера в поэме.

 

Ответ:

У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, - произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами». Еще только начав писать это произведение, Гоголь проникся убеждением в его исключительной важности, в том, что оно должно сыграть какую-то особую роль в судьбах России и прославить имя автора. Поэма «Мертвые души» - поучительное, психологическое произведение. Анализ его дает огромные возможности для изучения типов людей и динамики их развития. В этом заключается актуальность и злободневность темы контрольной работы.Реализм Гоголя был проникнут духом бесстрашного анализа социальных явлений современности. Но своеобразие гоголевского реализма в том, Гоголь не находит в окружающей его жизни воплощения своих Идеалов и изображает нищих духом героев в бездушной, вещественной конкретности их общественного бытия, в мельчайших деталях их бытового уклада, их повседневного существования.Гоголь был убежден, что в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно выразить только через отрицание безобразной действительности.Первый смысл названия: «мертвая душа» - это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции. Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл.В поэме Мертвые души Гоголь стремится как более четко изобразить русского человека. Для лучшего понимания его характера он вводит в повествование представителей трех сословий: помещиков, чиновников и крестьян. И, хотя наибольшее внимание уделяет помещикам, Гоголь показывает, что настоящие носители русского национального характера - крестьяне.Гоголь показывает нам, что современная реальность губит русский народ. Стремление простых людей к образованию и невозможность его реализации приводит к пустословию, а горячее желание вырваться из крепостного порядка порою приводит крестьян к абсурдным поступкам.И всю эту трагичность русской действительности Гоголь рисует на фоне величественных и бескрайних русских просторов; он считает, что у России изначально были великие задатки и возможности, но самодержавная власть все их ограничила.

Вопрос № 9

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Краткая характеристика творчества.

Ответ:

Островский, Александр Николаевич [1823--1886] -- крупнейший русский драматург. Род. в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835--1840 учился в I Московской гимназии. В 1840 был принят на юридический факультет Московского университета.  В 1843 г. он оставил университет, не окончив курса обучения, и решил полностью отдаться литературной деятельности В 1843 О. поступил в Московский совестный суд, а в 1845 перешел на службу в канцелярию Московского коммерческого суда, в которой прослужил до 1851. В этих учреждениях, ведавших торговые дела по сделкам, по векселям о несостоятельности, по уголовным делам и гражданским спорам между детьми и родителями, О. приобрел исключительно большой запас наблюдений над тем миром замоскворецкого купечества, который он впоследствии с таким блеском изобразил.Первым литературным произведением О. были две сцены из комедии «Несостоятельный должник», появившиеся в No 7 газеты «Московский городской листок» за 1847. Это были первые зарисовки комедии «Свои люди -- сочтемся». В той же газете несколько позднее были напечатаны «Записки замоскворецкого жителя» Островского. В 1849 Островский. закончил комедию «Свои люди -- сочтемся», которая и была напечатана в следующем году в мартовской книжке «Москвитянина». Цензура, усмотревшая в комедии оскорбление купеческого сословия, не разрешила «Своих людей» к постановке на сцене. Дальнейшая деятельность Островского проходит в кружке «молодой редакции» «Москвитянина» , который сыграл исключительную роль в идеологическом самоопределении Островского. Комедии «Не в свои сани не садись» [1853], представленную с исключительным успехом на сцене Александрийского театра в, и «Бедность не порок», еще с большим художественным успехом поставленную в начале 1854 московским Малым театром. С начала 50-х гг. эти два театра ставили почти все произведения Островского. -- «Не так живи, как хочется» [1854], «В чужом пиру похмелье» [1856], «Доходное место» [1856] и т. д. В 1856 Островский. по поручению великого князя Константина Николаевича совершил этнографическую поездку по Волге; собранный в эту поездку огромный материал был им использован в произведениях как бытового, так и исторического характера. В 1859 Островским были напечатаны «сцены из деревенской жизни» -- «Воспитанница». В 1860 появилась «Гроза», встреченная критикой исключительно хорошо и доставившая Островскому  Уваровскую премию Академии наук. Не прекращая работы над бытовым репертуаром, Островский с начала 60-х гг. обратился к темам русской истории -- одна за другой появились его драматическая хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» [1862], комедия «Воевода» («Сон на Волге», 1865), «Димитрий Самозванец и Василий Шуйский» [1867], «Тушино» [1867], историческая драма «Василиса Мелентьева» [1868]. К концу 60-х и к 70-м гг. относятся такие наиболее известные комедии Островского, как «На всякого мудреца довольно простоты» [1868], «Горячее сердце» [1869], «Бешеные деньги» [1870], «Лес» [1871], «Волки и овцы» [1875], «Таланты и поклонники» [1882]. «Бесприданница» [1879]. Все эти произведения Остроского печатались в различных журналах той поры и чаще всего в «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках», «Вестнике Европы». Кроме драматургической работы Островский  развернул в эти годы большую театрально-общественную деятельность: помимо участия в организации «Литературного фонда» ему принадлежит заслуга организации «Артистического кружка» в Москве [1870] и «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов» [1874 Островскому принадлежит ряд переводов на русский яз. произведений Шекспира («Усмирение своенравной», 1865), Гольдони («Кофейня»), интермедий Сервантеса («Судья по бракоразводным делам», 1883; «Бдительный страж», 1884; «Театр чудес», 1884; «Саламанкская пещера», 1885). В 1886 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. Последовавшая вскоре кончина оборвала его творческий путь. Всего за свою сорокалетнюю деятельность Островский написал более пятидесяти пьес.Знаменателен тот факт, что когда Островский сатирически изображает дворянина, он почти всегда противопоставляет ему купца, сильно идеализируя последнего.Пороки и недостатки, изобличаемые Островским, хищническое накопление капитала, создание богатства путем обмана и замаскированного грабежа

 

 


Информация о работе Шпаргалка по «Литературе»