Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по литературе.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что ключевое внимание писателя направлено именно на два этих элемента цикла рассказов: женщины и любовь. И истории любви такие же насыщенные, неповторимые, порой – роковые и своевольные, порой – до такой степени оригинальные и невероятные, что в них тяжело поверить.

Мужские образы в «Темных аллеях» слабовольные и неискренние, и это тоже обуславливает роковое течение всех историй о любви.

Рассказы «Темных аллей» раскрывают не только тему любви, они раскрывают глубины человеческой личности и  души, и само понятие «любви» представляется, как основа этой непростой и не всегда счастливой жизни.

И любовь не обязательно должна быть взаимной, чтобы приносить незабываемые впечатления, любовь не обязательно  должна превращаться во что-то вечное и неустанно продолжающееся, чтобы  радовать и делать человека счастливым.

Бунин проницательно и тонко  показывает лишь «мгновения» любви, ради которых и стоит переживать все остальное, ради которых стоит  жить.

 

  1. творчество И.А. Бунина. «Солнечный удар», «Кавказ»

Тема любви является главной  в творчестве Ивана Александровича Бунина. «Солнечный удар» - один из наиболее известных его рассказов.

Что характерно для Бунина, он акцентирует  внимание не на платонических чувствах, а на романтике, страсти, желании. Для  начала 20 века это можно считать  смелым новаторским решением: никто до Бунина открыто не воспевал и не одухотворял телесные чувства. Для замужней женщины мимолетная связь была непростительной, тяжким грехом.

Автор утверждал: «Всякая любовь –  великое счастье, даже если она не разделена». Это высказывание применимо и к данному рассказу. В нем любовь приходит как озарение, как яркая вспышка, как солнечный удар. Это стихийное и часто трагичное чувство, которое, тем не менее, является великим даром.

В рассказе «Солнечный удар» Бунин  говорит о мимолетном романе поручика и замужней дамы, которые плыли на одном теплоходе и внезапно воспылали друг к другу страстью. Автор видит вечную тайну любви в том, что герои не вольны в своей страсти: после ночи они расстаются навсегда, не узнав даже имени друг друга.

Мотив солнца в рассказе постепенно меняет свою окраску. Если в начале светило ассоциируется с радостным светом, жизнью и любовью, то в конце герой видит перед собой «бесцельное солнце» и понимает, что он испытал «страшный солнечный удар». Безоблачный небосклон стал для него сероватым, а улица, упираясь в него, горбатилась. Поручик тоскует и чувствует себя постаревшим на 10 лет: он не знает, как найти даму и сказать ей, что больше не может жить без нее. Что стало с героиней, остается загадкой, однако мы догадываемся, что влюбленность тоже оставит на ней отпечаток.

Манера повествования Бунина является очень «плотной». Он мастер короткого  жанра, и в небольшом объеме ему  удается максимально полно раскрыть образы и донести свою идею. В  рассказе много кратких, но емких  описательных предложений. Они наполнены эпитетами и деталями.

Что интересно, любовь – это шрам, который остается в памяти, но не лежит бременем на душе. Проснувшись  один, герой понимает, что снова  способен видеть улыбающихся людей. Он и сам скоро сможет радоваться: душевная рана может затянуться и почти не болеть.

Бунин никогда не писал о счастливой любви. По его словам, воссоединение  душ – это совсем иное чувство, не имеющее ничего общего с возвышенной страстью. Настоящая любовь приходит и уходит внезапно, как солнечный удар.

 

Любовь – самое светлое, самое  высокое чувство, на которое способен человек. Но первая же фраза, которую  произносит о себе герой - он «воровски» приехал в Москву - настораживает: действительно любящий человек  не может так поступать.

Поневоле сомневаешься в чистоте этих отношений. Оказывается, его любовница – замужем: а значит – обман, ложь, предательство. Но, конечно же, герои не желают сознаваться, что заняты неблаговидным делом, жена пытается обвинить в своем проступке мужа, который, якобы, обладает жестоким и самолюбивым характером.

Они задумали поездку на море –  и только. Если бы герой действительно  любил эту женщину, он нашел бы в себе мужество объясниться с  ее супругом, но он, видимо, знает, что  это увлечение и оно не продлится  слишком долго.

Договариваясь о поездке, герой  предусмотрительно предупреждает  свою даму сердца, что он первым явится на вокзал и укроется в своем купе, чтобы, не дай Бог, не столкнуться  с мужем любовницы. Муж же оказался красивым, внимательным и заботливым – он не только разместил уезжающую жену в купе, но и удостоверился, что она действительно хорошо и комфортно устроена.

Страхи жены оказались верными: муж действительно подозревал, что  ему изменяют. И эти подозрения заставили его произнести слова  о том, что он будет защищать свою честь – и не только как офицер, но и как муж.

Защищают честь обычно на дуэли. Но кого мог вызвать на дуэль обманутый  муж – труса, прячущегося в  купе и увезшего любовницу в глухую кавказскую деревню на берегу моря, где их вряд ли можно было отыскать… Даже светлые воспоминания юности о днях, проведенных в одиночестве на берегу моря, теперь навсегда осквернены этим прелюбодеянием.

Но они изображают счастье –  отдыхают, врозь и вместе, купаются, наслаждаются великолепием природы. И  это великолепие, словно грозный голос совести, напоминает изменнице о необходимости вернуться в Москву, к обманутому мужу.

Страх преследует эту пару – каждого  в отдельности и обоих вместе, ведь оба знают, что совершают  нехорошее дело. И природа словно подтверждала это грозами, когда даже шакалы жались к человеческому жилью. В такие ночи жена радостно плакала – что далеко еще та гроза, которая разразится над нею самой.

Но гроза ударила не в нее. Якобы суровый человек, упорно отвергавший  факт того, что жена бросила его и уехала с любовником, искавший ее упорно по всем данным ему ложным адресам, наконец, смирился с очевидностью.

Он принял решение: как мужчина, как офицер, как муж. Как любящий  человек. Он избавил свою жену от необходимости  бояться, предоставив ей полную возможность прожить дальнейшие годы с тем, кого она полюбила. В оба виска сразу выстрелил, чтобы уж точно не остаться в живых.

Все, что он предлагал ей, она  отвергла, ему остался последний  дар – вернуть ей свободу.

Она вряд ли достойно воспользуется  этим великим даром настоящей любви.

 

  1. творчество И.А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско»

Иван Алексеевич Бунин, признанный мастер короткого рассказа, выдумал  главного героя своего знаменитого  и гениального рассказа «Господин  из Сан-Франциско» в имении своей  двоюродной сестры, которое находилось в Елецком уезде Орловской губернии.

Бунина называли продолжателем  остроумного чеховского реализма еще  в самом начале его творчества, и самобытность его произведений оправдана тем, что характерный  Чехову реализм его последователь украшает своим лирическим, искусным слогом и насыщенным деталями повествованием. Ему присуще желание как можно более реально и полноценно раскрыть трагизм и фатальность человеческого существования, реализовать свой интерес к простой, обывательской жизни, и тем самым подчеркнуть, что смысл такой жизни ничем не отличается от жизни интеллигенции и высших слоев общества.

Значительным символизмом можно  назвать то, что Бунин даже не называет имени главного героя, в  рассказе постоянно звучит «господин  из Сан-Франциско», и это объясняется тем, что никто его так и не запомнил. Он – капиталист, американский миллионер, потративший все своей существование на то, чтобы получать все больше и больше прибыли. Он отправляется в поездку с полной уверенностью того, что там он получит массу удовольствия и большое количество развлечений за те деньги, которые у него есть.

Главный герой является пассажиром крупного корабля «Атлантида», океан  в данном случае показывается как  символ жизни, переменчивой и текучей, и в рассказе указывается на то, что «он был страшен, но о нем не думали». Сам корабль олицетворяет собой островок шикарной жизни, со всеми удобствами и роскошью, на котором постоянно слышалась сирена, но ее заглушали звуки мелодичной музыки. Сирена и музыка – тоже умело используемый писателем символизм, в данном случае сирена – это мировой хаос, а музыка – это гармония и мир.

Основной замысел рассказа раскрывается тогда, когда господин из Сан-Франциско  вместе со своей семьей сходит с  корабля в Неаполе и отправляется на Капри, и именно там становится понятным глубокая и философская задумка Бунина. В гостинице на Капри, перед выходом на ужин, за которым он должен был провести шикарный вечер в компании красавицы, он внезапно умирает. И самое парадоксальное, что богатого и влиятельного господина из Сан-Франциско помещают в самом отвратительном номере после смерти, а его тело отправляют обратно на пароход в изношенном ящике из-под содовой, не сообщая этого другим богатым постояльцам гостиницы.

В своем тонком и одновременно остроумном и трагическом рассказе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин использует символическую контрастность в описании представителей буржуазных классов и обычных людей. Образы простых трудящихся живые и настоящие, и тем самым, писатель подчеркивает, что внешнее благополучие верхних и богатых слоев общества ничего не значит в океане нашей жизни, что их богатство и роскошь не являются защитой от течения настоящей, реальной жизни, что такие люди изначально обречены на нравственную низость и мертвую жизнь.

 

  1. творчество А.И. Куприна. «Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн – знаменитый и один из самых талантливых русских писателей. Куприн был мастером краткого рассказа. В своих произведениях он показывал многоликую картину жизни русского общества. Его рассказы о любви пропитаны тонким психологическим чутьем и изысканным художественным вкусом.

Рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет» отображает тонкую лирическую натуру Куприна - романтика. Это история  несчастной неразделенной любви, которая  привела к человеческой гибели. Загадочные символы и тонкие нотки мистического настроения делают рассказ по-настоящему особенным. Основой сюжета послужила реальная история, которую писатель, наполнив непревзойденной художественной окраской, мастерски воссоздал на бумаге.

Главная героиня  рассказа княгиня Шеина – красивая, спокойная женщина, которая обладает настоящим благородством души. В  день своего рождения она получает подарок от тайного поклонника –  золотой браслет, украшенный россыпью гранатов. Здесь следует отметить символизм, который автор вложил в свое произведение. Гранат – это камень, который является символом любви и страсти. Муж подарил Шеиной серьги грушевидной формы с жемчугом, который символизирует слезы и разлуку. В записке, которая прилагалась к браслету, тайный воздыхатель признается Вере в искренней любви к ней, и рассказывает, что редкостный зеленый гранат, который присутствует в браслете, открывает женщинам дар предвидения будущего.

После того, как гости разошлись, княгиня  показывает эту записку и подарок мужу. Брат Веры Николаевной убеждает их в том, что надо установить личность человека, сделавшего подарок и вернуть ему его чтоб не опорочить честь семьи. Таинственным поклонником оказался мелкий чиновник Желтков, много лет питающий к княгине самые искренние чувства. Несмотря на угрозы брата Шеиной, Желтков не теряет чувство собственного достоинства, великая любовь к Вере помогает ему вынести все оскорбления и запугивания. В конце концов, Желтков решает уйти из жизни, чтоб не мешать спокойствию Веры. Княгиня почувствовала, что человек, искренне ее любивший,  собирается уйти из жизни. После того, как она узнала с газеты, что он умер, к ней пришло понимание того, что единственное светлое чувство, которое было послано ей жизнью ушло вместе с ним.

Герой Желткова в рассказе представляет собой человека высоких идеалов, умеющего беззаветно любить. Он не способен предать свои чувства, даже если цена этому его жизнь. Желтков вновь разжигает в душе Шеиной желание страстно любить и быть любимой, ведь за годы в браке с мужем, это умение притупилось. С появлением Желткова ее эмоциональное состояние преображается, и наполняется яркими красками. В уставшей душе княгини появляется юношеский пыл, который долгое время находился в полудреме.

К теме любви  в своем произведении, Куприн прикасается необычно нежно и благоговейно. В рассказе «Гранатовый браслет» отсутствует грубость и пошлость, любовные чувства здесь преподносятся как высокая и благородная материя. Куприн воспринимает любовь как божественное провидение. Несмотря на печальный финал, княгиня чувствует себя по-настоящему счастливой, ведь она получила то, о чем давно мечтало ее сердце, а чувства Желткова всегда останутся в ее памяти. «Гранатовый браслет» - это не только художественное произведение, но еще и вечная печальная молитва о любви.

 

  1. творчество А.И. Куприна. «Олеся»

"Олеся" - одно из первых  крупных произведений автора  и, по его же словам, одно из самых любимых. В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».

 

Несмотря  на то, что произведение было создано  молодым автором, оно привлекает сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"