Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по литературе.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

В начале XX столетия возникает неоромантизм, определяющей чертой которого является попытка преодолеть разрыв между идеалом и действительностью, благодаря могущественной силе личности, способной превратить желательное в действительное.

Интересным явлением русской поэзии стал имажинизм, своеобразное проявление на русской основе модернистского течения английской поэзии имажизма. Имажисты решающим в поэзии считали образ. Раннее творчество Т. С. Элиота дает представление о творческих поисках имажистов. С русским имажинизмом связанно творчество молодого С. Есенина, со временем он признал, что это была хорошая школа поэтического мастерства.

В модернизме были течения, которые  стремились обновить художественную систему. Эти течения получили название «авангардизм», (от фр. авант-гарде - передовой отряд). Наиболее распространенные течения авангардизма - футуризм и сюрреализм.

Футуризм (от лат. будущее) возник в Италии. В 1909 г. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма», в котором провозгласил разрыв с традиционной культурой, которая не может удовлетворить современного человека. Они открыли трагедию современной урбанизации - трагедию нивелирования человеческой личности. Они стремились воссоздать мировосприятие «безличного» человека. В русской литературе футуризм наблюдается в творчестве В. Маяковского, Д. Бурлюка

Сюрреализм происходит от фр. - надреализм. Сюрреалисты опирались на подсознание человека, одно из средств сюрреалистического искусства - выполнение «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ими ассоциаций).

 

С начала 1890-го года группа символистов провозгласила свое полное неприятие современного им реализма, ошибочно отождествив его с материализмом и объективизмом .С тех пор и началось противоборство 2-х худ. направлений. Модернисты подозревали чуждых себе писателей в неспособности проникнуть в сущность явления, в сухообъективистском отражении жизни. Реалисты отрицали «тёмный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии. Молодой реализм обладал всеми признаками преобразующегося имущего и обретающего истину искусства. Его создатели шли к своим открытиям путём субъективных мироощущений , раздумий. Прозе 19-го века был свойственен образ человека, воплощавший заветные мысли писателя. Из произведений новой поры почти исчез герой –носитель представлений писателя. Тут чувствовалась традиция Гоголя и Чехова. В произведениях младших современников Чехова героями стали «средней руки» интеллигенты , офицеры низших чинов, солдаты , крестьяне , босяки. О зыбкости их внутреннего состояния писали Куприн , Горький , Бунин. Андреев .Они обратились к загадкам самой природой человека. Предельно разрослось авторское начало в повествовании. План событий был упрощён, но пределы душевной жизни раздвинуты. Поэтому воспроизведение короткого отрезка времени разрасталось до крупных повествований («Гранатовый браслет» Куприна, «Братья» Бунина). С другой стороны , сложные темы представляли в скупой форме («Господин из Сан-Франциско» Бунина «Жизнь Василия Фивейского» Андреева) Новое поколение прозаиков обращалось к фольклорно --библейским образам и мотивам , мифологии разных народов . Произведения пронизывают авторские раздумья. Нет поучительных или пророческих интонаций. Реалистическая проза звала к дискуссии. Многие прозаики тяготели к рассказу в рассказе (Куприн, Горький) , к внутреннему противостоянию разных точек зрения. (Сны Чанга» Бунина, «Иуда Искариот и др» Андреева) Сложное мироощущение писателей не укладывалось в структуру последовательности реализма . Прозе начала века свойственно укрупнение, символизация образов и мотивов. Анализ реальных процессов совмещался с романтической мечтой . Молодые писатели испытывали страстное влечение к классицистическому наследию России.

 

  1. символизм. Акмеизм. Футуризм.

 

   Символизм был явлением неоднородным, объединившим в своих рядах поэтов, придерживавшихся самых разноречивых взглядов. Одни из символистов, такие, как Н. Минский, Д. Мережковский, начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали ориентироваться на идеи “богостроительства” и “религиозной общественности” . “Старшие символисты” резко отрицали окружающую действительность, говорили миру “нет” : Я действительности нашей не вижу, Я не знаю нашего века (В. Я. Брюсов) Земная жизнь лишь “сон” ,” тень” Реальности противопоставлен мир мечты и творчества — мир, где личность обретает полную свободу: Есть одна только вечная заповедь — жить.

 Слово как таковое для  символистов утратило цену. Оно  стало ценным только как звук, музыкальная нота, как звено в  общем мелодическом построении  стихотворения. Новый период в истории русского символизма (1901 1904) совпал с началом нового революционного подъема в России

 На литературную арену выходят “младшие символисты” — последователи философа-идеалиста и поэта Вл. Соловьева представлявшего, что старый мир на грани полной погибели, что в мир входит божественная Красота (Вечная Женственность, Душа Мира) , которая должна “спасти мир” , соединив небесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать “царство божие на земле” : Знайте же: Вечная Женственность ныне В теле нетленном на землю идет. В свете немеркнущем новой богини Небо слилося с пучиною вод. (Вл. Соловьев)

Особенно привлекают любовь, —  эротика во всех ее проявлениях, начиная  с чисто-земного сладострастия  и кончая романтическим томлением  о Прекрасной Даме, Госпоже, Вечной Женственности, Незнакомке Эротизм неизбежно переплетен с мистическими переживаниями. Любят поэты-символисты и пейзаж, но не как таковой, а опять-таки как средство, как средство выявить свое настроение. Поэтому так часто в их стихотворениях русская, томительно-грустная осень, когда нет солнца, а если есть, то с печальными блеклыми лучами, тихо шуршат падающие листья, все окутано дымкой чуть-чуть колышущегося тумана. Излюбленным мотивом “младших символистов” является город. Город — живое существо с особой формой, особым характером, зачастую это “город-Вампир” , “Спрут” , сатанинское наваждение, место безумия, ужаса ; город — символ бездушия и порока. (Блок, Сологуб, Белый, С. Соловьев, в значительной степени Брюсов) . Годы первой русской революции (1905-1907) вновь существенно изменяют лицо русского символизма. Большинство поэтов откликаются на революционные события. Еще важнее то, что годы революции перестроили символическое художественное миропонимание. Если раньше Красота понималась как гармония, то теперь она связывается с хаосом борьбы, с народными стихиями. Индивидуализм сменяется поисками новой личности, в которой расцвет “я” связан с жизнью народа. Изменяется и символика: ранее связанная в основном с христианской, античной, средневековой и романтической традицией, теперь она обращается к наследию древнего “общенародного” мифа (В. И. Иванов) , к русскому фольклору и славянской мифологии (А. Блок, М. М. Городецкий) Другим становится и настроение символа.

Все большую роль в нем играют его земные значения: социальные, политические, исторические. К концу первого десятилетия XX века символизм, как школа, приходит в упадок. Появляются отдельные произведения поэтов-символистов, но влияние его, как школы, утрачено. Все молодое, жизнеспособное, бодрое уже вне его. Символизм не дает уже новых имен. Символизм изжил себя самого и изживание это пошло по двум направлениям.

 С одной стороны, против  идеологии символизма выступили “акмеисты” . С другой - в защиту слова, как такового, выступили так же враждебные символизму по идеологии “футуристы” . В 1912 г. среди множества стихов, опубликованных в петербургских журналах, читатель не мог не задержать внимания на таких, например, строчках: Я душу обрету иную, Все, что дразнило, уловя. Благословлю я золотую Дорогу к солнцу от червя. (Н. С. Гумилев) И часы с кукушкой ночи рады, Все слышней их четкий разговор. В щелочку смотрю я: конокрады Зажигают под холмом костер. (А. А. Ахматова) Но я люблю на дюнах казино, Широкий вид в туманное окно И тонкий луч на скатерти измятой. (О. Э. Мандельштам)

Эти трое поэтов, а так же С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Набурт в том же году назвали себя акмеистами (от греческого akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) . Приятие земного мира в его зримой конкретности, острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира, мысль о равноправии всего сущего — вот, что объединяло в ту пору всех шестерых.

Отличительной чертой поэзии акмеизма является ее вещественная реальность, предметность. Акмеизм полюбил вещи такой же страстной, беззаветной любовью, как символизм любил “соответствия” , мистику, тайну, Для него все в жизни было ясно.

В целом поэзия акмеистов была образцами  в большинстве случаев уступающего  символизму, но все же очень высокого мастерства. Это мастерство, в противоположность пламенности и экспрессии лучших достижений символизма, носило в себе налет какого-то замкнутого в себе, утонченного аристократизма, чаще всего (за исключением поэзии Ахматовой, Нарбута и Городецкого) холодного, спокойного и бесстрастного.

Во внешней судьбе русского футуризма есть что-то, напоминающее судьбы русского символизма.

 Такое же яростное непризнание  на первых шагах, шум при  рождении (у футуристов только  значительно более сильный, превращающийся в скандал) . Быстрое вслед за этим признание передовых слоев литературной критики, триумф, огромные надежды. Внезапный срыв и падение в пропасть в тот момент, когда казалось, небывалое доселе в русской поэзии возможности и горизонты. Футуризм – течение значительное и глубокое. Несомненно его значительное внешнее влияние (в частности Маяковского) на форму пролетарской поэзии, в первые годы ее существования. Но так же несомненно, что футуризм не вынес тяжести поставленных перед ним задач и под ударами революции полностью развалился. То обстоятельство, что творчество нескольких футуристов – Маяковский, Асеев и Третьяков – в последние годы проникнуто революционной идеологией, говорит только о революционности этих отдельных поэтов: став певцами революции, эти поэты утратили свою футуристическую сущность в значительной степени, и футуризм в целом от этого не стал ближе к революции, как не стали революционными символизм и акмеизм оттого, что членами РКП и певцами революции стали Брюсов, Сергей Городецкий и Владимир Нарбут, или оттого, что почти каждый поэт-символист написал одно или несколько революционных стихотворений. В основе, русский футуризм был течением чисто-поэтическим.

Более подходящие под понятие “футуризм” , роднящие русский футуризм с его западным собратом. останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.

 

  1. творчество В.Я. Брюсова. «Юному поэту»

Прославленный русский поэт Валерий  Яковлевич Брюсов является одним  из основателей символизма в русской поэзии начала XX века. Именно он стоял во главе двух популярных на то время течений: младосимволизма и старшего символизма.

Восприятие литературы Брюсова  было особенным для того времени  он воспринимал поэзию, как автономное искусство, и не связывал его с религией, моралью и общественным мнением. Раннее творчество поэта наполнено экзотическими и порой противоречивыми образами, провокационными названиями и смелыми мотивами.

И помимо творческого порыва и чувственного восприятия поэзии, Брюсов уделял пристальное внимание техническим приемам и совершенствовал их в своих произведениях.

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения.

    Композиционно-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает. Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось.

    Важно, что в трех заветах  содержится, в лаконичной форме,  программа символистов, символистского искусства:

    Первый прими: не живи настоящим, 

    Только грядущее - область поэта.

    Помни второй: никому не сочувствуй,

    Сам же себя полюби беспредельно.

    Третий храни: поклоняйся искусству, 

    Только ему, безраздумно, бесцельно.

    Лирический герой призывает юного  поэта сделать объектом своих  мыслей, чувств, творений будущее.  Формировать грядущее – вот  главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать  свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность.

    Смыслом жизни для поэта должно  стать искусство. Только оно  – сфера жизненных интересов,  смысл и цель. Только ради искусства  надо жить, творить, чувствовать  и мыслить. 

    Стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.

    В стихотворении можно выделить  два «действующих лица». Это,  прежде всего, лирический герой,  поэт, дающий наставления новому  поколению. Этот герой «проявляется»  в речи, прежде всего, в заветах,  которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения:

    Молча паду я бойцом побежденным, 

    Зная, что в мире оставлю поэта. 

    Сравнение «бойцом побежденным»  показывает, что лирический герой  видит назначение поэта в борьбе  за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным».

    Каков же в представлении героя  этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется - взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное.

 

  1. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека». «В ресторане», «На железной дороге», «Скифы».

Поэзия великого русского поэта-символиста Александра Блока посвящена разным темам - это стихи о Родине, о  судьбе человека и его призвании, о любви и идеале.

Лирика Блока отличается глубиной проникновения во многие процессы жизни, она пытается ответить на глобальные, вечные вопроса искусства. Особенностью его поэзии можно назвать тонкость передаваемых чувств и переживаний, которая выражается художественным совершенством Блока, как выдающегося поэта.

«Незнакомка»

Это проникновенное стихотворение  является одним из самых знаменитых творений поэта. Написанное в расцвет  его творческой деятельности, произведение тесно связано с революционным  настроением в стране, которое  передалось и Блоку.

Поэт создает яркую и отчетливую картину при помощи цветописи и звукописи, что подчеркивает художественную самобытность и выразительность лирика Блока. Это стихотворение пропитано чувством безысходности, несмотря на то, что его картина яркая и насыщенная.

Блок мастерски использует антитезу, которая и выделяет ключевое настроение "Незнакомки" - противопоставление главного образа стихотворения и субъективного взгляда Блока на окружающий мир.

«Россия»

Данное стихотворение посвящено  одной из основных тем творчества поэта - тема России. Еще один мотив поднимается в "России" - это тема дороги, которая всегда была близка русским поэтам. Произведение раскрывает истинное отношение Блока к своей Родине, ведь он любил Россию странной для поэта любовью - без всякой иллюзии и запредельного восхищения.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"