Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по литературе.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

    За то, что Вы больны  – увы! – не мной,

    За то, что я больна  – увы! – не Вами.

    Все становится на  свои места. Каждый делает свой  выбор. Героиня выбирает «ночной  покой» вместо «встреч закатными часами». Трудно назвать такой выбор сознательным. Откуда у героини эти восклицания сожаления в конце стихотворения?

    За рамками этого любовного  сюжета остались мотивы и поступки, причины и следствия. Первостепенное  значение здесь играет мимолетное  желание, нечаянная радость, грозовая  вспышка, радость встреч и боль  разлук, душевное смятение и гармония сердец. Все это гораздо важнее жизни целых городов и революционных потрясений, ибо что может затмить Любовь? По крайней мере, так думает Марина Цветаева.

    Эмоциональное состояние  лирической героини поэтесса  определяет как «болезнь». Именно  это слово показывает всю глубину ее чувств. Несмотря на то, что стихотворение изобилует синтаксическими переносами и тире, передающими эмоциональный накал, его можно назвать стихотворением-настроением. То есть, как мне кажется, это произведение описывает любовь как настроение.

    Стихотворение М. Цветаевой  «Мне нравится, что Вы больны  не мной…» было положено на  музыку. Именно в качестве песни  его знают все. Это ли не  свидетельство истинной народной  любви к этому произведению?

 

  1. О.Э. Мандельштам. «Нотердам», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Я вернулся в мой город»

Творчество Осипа Мандельштама – это яркая, и одновременно трагическая  страница истории русской литературы. Поэта еще при жизни называли «лицом Серебряного века» за его  творческую смелость, решительность и бескомпромиссность. Мандельштам не чуждался читать вслух перед широкой публикой антисталинские стихи в страшных 30-х годах, за что и нашел свою смерть в дальневосточном трудовом лагере.

В своем стихотворении автор  описывает собор Notre Dame, но не с той стороны, как привыкли его видеть люди. Образ собора в произведении приобретает форму вызова, который бросил человек самому богу. Собор – это сотворенными человеческими руками, застывшая на множество веков стихия. Автор описывает готику Notre Dame, как явление, захватывающее дух человека.

 

Но вместе с восхищением от сооружения, в его сознании зарождается вопрос о том, зачем собор создавался, какие цели преследовала церковь, инициируя  строительство Notre Dame? В итоге, автор приходит к выводу, что тяжесть собора недобрая, она угнетает человека, убивает его душу, напоминая о ничтожности человеческого существования.

«Бессонница. Гомер. Тугие  паруса...»

Это произведение заслуженно является одним из самых достопримечательных  в поэзии Мандельштама. Автор в  своем стихотворении обращается к поэме Гомера «Илиада», не искажая при этом сюжетную линию древнегреческого произведения. Лирический герой рождает в своем воображении древне времена Троянской войны.

Перед его глазами с глубины  истории всплывают могущественные парусники, на которых находятся греческие герои в сопровождении мифических богов. Такие иллюзии наталкивают героя на размышления о великой силе любви, из-за которой возникла война меду троянцами и греками. Герой понимает, что именно настоящая любовь является движущей силой в истории человечества: во имя любви слагают песни и стихи, идут на ратные подвиги, разжигают военные противостояния.

Стихотворение наполнено философским  смыслом, реальный мир в нем сопряжен с миром фантазии, но парадоксальным образом они представляют собой единое целое.

«За гремучую доблесть...»

В своем произведении автор пишет  о судьбе интеллигентного благородного человека, которого советское государство  и тоталитарная машина Сталина загнала  в адские условия существования. Мандельштам сравнивает большевиков и их поклонников с «хлипкой грязцой», не знающей, что такое понятие чести и благородства.

Весьма смело для своего времени  поэт описывает все ужасы коллективизации  и насильственной идеологической пропаганды. Благородный человек в этом государстве имеет только два варианта действий, либо стать винтиком системы и активно поддерживать ее, либо добровольно упасть в «черную воронку» трудовых лагерей.

«Я вернулся в мой  город...»

В первых строках стихотворения  «Я вернулся в мой город...» , автор описывает всю величественность и красоту Санкт –Петербурга, в котором прошло его детство и юность. Мандельштам мечтает о скором возвращении на свою Родину, чтобы вновь соприкоснуться с царственным городом. Однако, перед ним постает Ленинград середины 30-х годов со своими грязными улицами и жителями, которые не растеряв свое благородство, все же превратились в нищих, запуганных людей, благодаря стараниям сталинской власти.

Автор описывает все ужасы тоталитарного  режима: дверные замки здесь круглосуточно открыты для гостей из НКВД, люди разговаривают здесь полушепотом, чтобы избежать возможных доносов. В стихотворении поэт в первую очередь обращался не к своему городу, не к советской власти, а к потомкам, чтобы они осознали всю трагичность страшных для России времен.

 

  1. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Знаменитый роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», ставший известным  всеми миру и даже получивший Нобелевскую  премию, оказался на родине своего писателя только через тридцать лет после  того, как был написан.

Сюжет и замысел этого великого романа напрямую связан с историей России, с крупными и решающими поворотами в ее истории, с гражданской войной, которая жестоко разделила людей на два враждующих лагеря и заставила их ненавидеть друг друга.

Этот роман с трагической судьбой двойственен во всем, и поэтому говорят, что это главное и определяющее произведение в творчестве Бориса Пастернака. Сюжет напрямую связан с двумя революциями, двумя войнами, но прежде всего - это история о личностях и их судьбах, о жизни общества и его переломных моментах. История доктора Юрия Живаго позволяет читателям совершенно по-другому взглянуть на ход исторических событий, позволяет ощутить глубину перемен жизни целой страны и ее народа, ведь именно на примере его личности и людей, которые его окружали, мы пониманием суть изменений и то, как они отобразились в жизни людей.

Через образ доктора Живаго читатель осознает все настоящие тяжести  войны, не той, которую описывают  битвами и боевыми действиями, нет, глазами Юрия мы видим войну  в операционной и лазарете: гной, кровь, бинты… Пастернаком мастерски отображена ужасающая действительность – когда творится новая история, и происходят революции и войны, личность человека стирается, пропадает индивидуальность и глубина, а ведь на самом деле это - невозможно. Несмотря ни на что, личность человека выживает, каждый индивидуум остается со своими проблемами, печалями и радостями.

Двойственность романа «Доктор  Живаго»

 

Пастернак использует мощный символизм, его главный герой доктор Живаго любит двух совершенно разных женщин, и каждая из них – это символ эпохи. Живаго разрывается между сильной и крепкой привязанностью к матери своих детей – нежной и надежной Тоней и Ларой, которая является символом перемен, она - то появляется, то исчезает из его жизни, она – олицетворение кратковременного и всегда заканчивающегося счастья. И это в конечном итоге заставляет его опуститься на самое «дно» человеческой жизни, он больше не может найти опоры ни в чем, все подвержено тем изменениям, которые невозможно контролировать и при которых нельзя оставаться счастливым.

Он не может отыскать покой в  работе, поддержку в любви, он даже пытается найти себя в поэзии, тогда  ему кажется, что для того, чтобы  выжить – надо творить. Но и это  не становится спасением для его  души. Доктор Живаго теряет свои навыки и не может уже работать профессионально, все, что у него есть – это неквалифицированный подработок в Москве. Юрий Живаго умирает, и вместе с ним умирают его надежды, мечты, ожидания и переживания. Несмотря на то, что как раз перед этим все-таки появляется светлая надежда на лучшее, на то, что его жизнь еще может измениться в лучшую сторону, он не может дальше жить.

Своеобразие и оригинальность романа Бориса Пастернака проявляется в  двойственности всего происходящего, в недоговоренности и неопределенности, в символизме – ощущении переменчивости природы и бессмертной поэзии, которая сможет согреть человеческую душу вне зависимости от времени года.

 

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Произведение Михаила Булгакова  «Мастер и Маргарита», признанное гениальным, до сих поражает даже современных читателей найти аналог роману подобной оригинальности и мастерства практически не представляется возможным.

Тем более, даже современным литераторам  с трудом удается выделить причину, по которой роман приобрел такую известность и что является его основным, фундаментальным мотивом. Зачастую этот роман называют «беспрецедентным» не только для русской, но и для мировой литературы.

Повествование «Мастера и Маргариты» происходит в двух временных периодах это эпоха, в которой жил Иисус Христос, и период Советского Союза. Парадоксальным образом писатель совмещает эти две такие разные эры, и проводит между ними глубинные параллели.

Ведь главный герой произведения Мастер сам пишет роман о христианской истории, об Иешуа Га-Ноцри, Иуде и Понтии Пилате. Булгаков разворачивает невероятную фантасмагорию, как отдельный жанр, и растягивает ее на все повествование романа.

События, происходящие в настоящем  времени, удивительнейшим образом  связаны с тем, что когда-то навсегда изменило человечество. Очень тяжело выделить одну определенную тематику, которой мог бы быть посвящен роман, «Мастер и Маргарита» затрагивает чересчур много сакраментальных и вечных для искусства, и в особенности для литературы, тем.

Это раскрытие темы любви, безусловной и трагичной, смысла жизни, искажения в восприятии добра и зла, это темы справедливости и истины, безумия и неосознанности. Нельзя сказать, что писатель раскрывает это напрямую, он создает целостную символическую систему, которую довольно трудно интерпретировать.

Главные герои его романов настолько  неординарные и нестандартные, что  только лишь их образы могут послужить  причиной для детальнейшего анализа  замысла его уже ставшего бессмертным  романа. «Мастер и Маргарита» написан  с уклоном в философскую и идеологическую тематику, что и порождает обширную многогранность его смыслового содержания.

Два ключевых героя Га-Ноцри и  Мастер своеобразные мессии, светлая  деятельность которых затрагивает  совершенно разные временные эпохи. Но история Мастера не настолько проста, его светлое, божественное искусство связано с темными силами, ведь его возлюбленная Маргарита обращается к Воланду за тем, чтобы он помог Мастеру.

Высочайшая художественность «Мастера и Маргариты» заключается в том, что гениальный Булгаков одновременно рассказывает о приезде Сатаны и его свиты в советскую Москву, и о том, как уставший и потерянный судья Понтий Пилат приговаривает безвинного Иешуа Га-Ноцри к казни.

Последняя история, роман, который  пишет Мастер, удивительна и священна, но советские литераторы отказывают писателю в его издании, так как не желают признать его достойным. Вокруг этого и разворачиваются основные события произведения Воланд помогает Мастеру и Маргарите восстановить справедливость и возвращает писателю прежде им же сожженный роман.

«Мастер и Маргарита» - это впечатляющая, психологическая книга, которая  своей глубиной раскрывает мысль  о том, что обстоятельственного  зла не существует, о том, что зло  и порок в душах самих людей, в их поступках и мыслях.

 

Благодаря фантастическому сюжету и мифологическим приемам, Михаил Булгаков показывает главные человеческие ценности, и то, каким должен быть смысл  жизни для человека. Именно поэтому  говорят о том, что «Мастер  и Маргарита» - это роман не одной  или двух эпох, это история вне эпохи и вне культуры.

 

Роман «Мастер и Маргарита» (1940) по справедливости признан вершиной творчества Булгакова. В центре произведения, в сопоставлении разных его слоев, в их фантастическом сочетании, — трагедия личности, зависящей от тирана, и вечная борьба добра и зла, и вечная проблема вины, ответственности и возмездия. Трагическая история Мастера, преследуемого обстоятельствами, имеющими конкретное воплощение в реальных лицах (Берлиоз и другие), сопоставима с трагедией и преображением Иешуа, осужденного на муки тираном Понтием Пилатом. В этом сопоставлении видна авторская точка зрения на судьбу художника, зависимого от темной, неразумной силы, которая в Добре видит угрозу своему существованию. Мастер, поборник Добра, оставаясь верным призванию, тоже совершает подвиг, подвиг творчества. Много личного — тяжелых переживаний затравленного критикой писателя, боли, мужества, гнева, уверенности в неотвратимости возмездия за преступления — вложено Булгаковым в это произведение.

Роман о подвиге проповедника Иешуа Га-Ноцри, написанный Мастером, имеет свою проблематику. Это прежде всего вопрос, который Понтий Пилат задает Иешуа: «Что есть истина?» В сопоставлении позиций этих героев ставится и разрешается проблема человека и власти. Что такое внутренняя свобода человека и его несвобода, Добро и Зло, их вечное противостояние и борьба? И вытекающие из этих вечных вопросов бытия — такие же вечные вопросы, как верность и предательство, милосердие и всепрощение. Они проецируются на судьбу Мастера, на отношения с таинственной силой, которая пытается его сломить, на роль Воланда в московских эпизодах.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"