Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по литературе.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

Сближая события двухтысячелетней давности и эпизоды московской жизни, Булгаков утверждает, что основные проблемы существования людей остались те же. Это вечные проблемы. Каждое новое поколение пытается разрешить их по-своему, забывая о поиске истины и об ответственности. Это подмечает и наблюдательный Во ланд.

Проблема личности и  власти разрешается Мастером и Булгаковым в сцене противостояния Иешуа  и Понтия Пилата. Всемогущий прокуратор Иудеи сам зависим от Рима. Он готов помочь бродячему проповеднику, спасти его. И он задает вопрос: «Ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил? Или... не... говорил?» Но перед его мысленным взором всплывает плешивая голова с редкозубым золотым венцом, и вспоминается закон об оскорблении величества. И он утверждает смертный приговор. Прозванный Всадником Золотое Копье, прокуратор был храбрым воином на поле брани. Но здесь он струсил. Он боится доноса. Он боится потерять свою власть и оказаться виновным в глазах римского кесаря, от которого не может быть пощады. И он идет против своей совести, которая подсказывала ему, что Иешуа невиновен и его надо спасти. Позднее, допрашивая Левия Матвея, прокуратор хочет знать о последних словах Иешуа и слышит, что тот сказал о трусости как самом страшном и постыдном пороке. Понтий Пилат совершил из-за трусости предательство, расплатой за которое стало страдание на протяжении двух тысяч лет, когда его непрощённая душа не знает успокоения. В конце

романа мы узнаем, что  Понтий Пилат прощен самим Иешуа, который сказал, что казни не было.

Как властитель Иудеи Понтий Пилат вроде бы свободен. Но у него нет внутренней свободы, т. е. решим¬сти поступать так, как велит совесть и чувство справедливости, он несвободен внутренне. За внутреннюю свободу, за чистую совесть жизнь требует высокую цену. Такую цену за внутреннюю свободу платит Иешуа, а в московской ситуации XX века — Мастер, создающий свое произведение так, как велит совесть и талант. И каждый из них делает выбор между Добром и Злом: чему служить, на чью сторону встать. Выбор тоже дорого стоит. Левий Матвей, сборщик податей, уверовав в истину, проповедуемую Иешуа, бросает деньги на дорогу и устремляется за проповедником. Потом он готов ценою своей жизни избавить распятого от мук. Такой же подвиг верности совершает Маргарита, пытаясь и надеясь найти и освободить Мастера. Эти параллели в романе Булгакова призваны убедить читателя в вечности и злободневности проблем Добра и Зла, верности и предательства, человека и власти. С ними связаны вопросы ответственности и возмездия за предательство, совершенное сознательно, из эгоистических побуждений. Расправу над Иудой творит начальник тайной службы Афраний, направляемый тем же Пилатом. И если прокуратор все-таки прощен Га-Ноцри, хоть и через тысячи лет, Иуде прощения нет.

Тема милосердия и прощения звучит во многих эпизодах романа. Маргарита, пообещав заступиться за Фриду, умоляет Воланда простить ее. И она прощена, потому что выше всего милосердие. И в нем, милосердии и прощении, и заключена истина. Прощен и Мастер, сжегший свой роман, хотя ему дарован не свет, а только покой, так нужный его исстрадавшемуся сердцу.

Проекция этой проблематики представлена в московских эпизодах. Сюжетная линия Воланда и его свиты построена автором не только как противостоящая линии Иешуа. Воланд действует как судья в продажном мире московских критиков и литераторов, услужливо готовых затравить того, на кого укажут сверху. Жертвами Воланда оказываются те, кто заслужил наказание. Это не только дельцы от литературы. Это и жулики-администраторы, и вся чиновно-бюрократическая система, которая стала господствующей силой, прикрываясь демагогией о диктатуре пролетариата. Автор относится снисходительно-иронически к проделкам подручных Воланда и отчасти к нему самому, показывая, что он и его свита не так уж страшны по сравнению с тем, что творят имеющие власть или поощряемые властью. Воланд понимает художника и даже пытается его защитить.

Но какой смысл имеет  вмешательство нечистой силы в человеческие дела? Ради воцарения справедливости и наказания виновных? Дело в том, что восстановить нравственные нормы жизни некому: никто об этом не заботится, нет в реальности той силы, которая боролась бы со злом. То, что во время действия романа творится в Москве, по справедливости может быть названо адом. Поэтому закономерно появление в ней Воланда и его свиты.

Противоестественность московских нравов не только в том, что в столице господствуют бюрократы, жулики и проходимцы, В писательской среде поддерживаются бездарности, существует целая корпорация литературных критиков, которые шельмуют талантливые книги и их творцов. А молодым, неопытным, иногда невежественным людям заказывают (!) произведения на определенную тему, как была заказана Берлиозом атеистическая поэма Ивану Бездомному. Потом поэт сам, как и другие его собратья по цеху, признаются, что писали совершенно бездарные вещи. Но Ивану Бездомному повезло: он познакомился и подружился с Мастером, хотя и в «доме скорби» — в психиатрической лечебнице, из которой Мастеру уже не выйти. Теперь уже на новом материале — московской жизни Мастера — возникает проблема человека и власти, художника и власти. И ситуация мало чем отличаемся от той, что была две тысячи лет назад.

В романе, создаваемом в конце 30-х годов, Булгаков не мог прямым текстом говорить о многих вещах. Он говорил о них намеками. Мастер, рассказывая о своей любви к Маргарите, замечает: «Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали». После этого Маргарита не может отыскать его следов. Неизвестно, где был Мастер с «половины октября» до «половины января», только появился он в своем дворике в том же пальто, но с оборванными пуговицами, а холод и страх стали его постоянными спутниками. Мастер вернулся оттуда, откуда не возвращались. Его, вероятно, сочли сумасшедшим, потому он и оказался в «доме скорби». Но он оказался в силах вдохновить Ивана Понырева (поэта Ивана Бездомного).

Чего же испугались начальники пишущей братии, когда Мастер стал носить свой роман в редакции? Почему в рецензиях появилось, как клеймо, слово «пилатчина»? Они узнали в Понтии Пилате себя, поняли замысел художника и увидели в этом опасность. Поэтому так прискорбна судьба Мастера.

И снова, теперь уже на материале московских эпизодов, решается проблема свободы и несвободы художника, художника и власти, верности и предательства, ответственности и возмездия. Сломленный Мастер сжег рукописи. За это он вознагражден не светом, а только покоем. Но рукописи не горят! Ее прочел тот, кто простил Пилата.

Роман «Мастер и Маргарита» — вершинное явление русской  литературы XX столетия, восславление творчества и бессмертной любви в ужасающей атмосфере политических репрессий 30-х годов. Это еще и преклонение перед подвигом Иешуа, земного человека, исповедовавшего Истину.

 

  1. А.П. Платонов «Котлован»

Главному герою повести А.П.Платонова  «Котлован» - Вощеву 30 лет, он прошел половину жизненного пути и стоит на пороге духовного выбора. Вощев страдает от «неистинности» и бессмысленности  жизни, его мучают неразрешенные вопросы о смысле жизни, поэтому он робок, грустен и у него «скучное лицо». В день, когда ему исполняется тридцать лет, его увольняют с работы «вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди, общего темпа, труда». Покончив с прошлой упорядоченной жизнью, герой отправляется в неизведанный путь, где он видит иную жизнь, существующую по другим законам. Вощев встречает людей, которые ищут забвения за кружкой пива, становится свидетелем ссоры супругов. Он понимает, что эти люди несчастны: «Он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье»,поэтому вмешивается в ссору и говорит очень важные слова: «чтите своего ребенка, когда вы умрете то он будет». Потом Вощев приходит в город, где встречает пионерский отряд. Он видит хрупкость и незащищенность ребятишек и чувствует ответственность за них. Пионеры помогают ему ощутить свою жизненную задачу. И после долгого пути на горизонте, появляется та самая идея, которая способна стать истинной жизни. Это строительство дома для всех, дома всеобщего благоденствия. Ему наконец захотелось жить, захотелось слышать жизнь другого человека, захотелось трудиться. Он согласен был и не иметь смысла существования, но желал хотя бы наблюдать его в обществе. Появление на котловане маленькой девочки Насти расценивает как чудо, как надежду на обретение в будущем другими людьми смысла жизни. Ради девочки он собирал ненужные вещи, приносящие ребенку радость. И именно к ней герой возвращался на котлован, чтобы в нем зародилось желание искать. Но девочка, ставшая частью жизни каждого строителя котлована, умерла. Глядя на умирающую, думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением».

 Наконец Вощев понимает, что  не может участвовать в строительстве,  ради которого у крестьян отбирается  их последняя собственность и  отправляется в деревню. Там  он грустит о несбыточной мечте,  тогда как дневные колхозные  мероприятия рождают в нем чувство протеста. Например, «звездное шествие колхозных пешеходов» вызывает острый приступ тоски. Судьба героя трагична. Он так и не смог найти истины, которая бы помогла ему совершать поступки осмысленно и достойно. Он стремился понять как устроена жизнь, для существуют люди и вещи. На поиск смысла поделена вся внутренняя жизнь, он даже собирает в мешок «всякую безвестность мира для памяти», хочет дать душу камешкам, листочкам и соеденить их существование со своим. У каждого есть свой смысл жизни: кто-то живет ради других кто-то ради себя, кто-то ради мечты, кто-то для любви. Человек живет для того чтобы прожить и найти свой путь, свой смысл жизни. Повесть заканчивается тем, что Вощеву больше не зачем оставаться вблизи котлована, и снова отправляется в путь и снова подбирает по дороге ненужные вещи, что бы он когда-нибудь получили смысл. И будет это странствие вечны, потому что ибо «нигде человеку конца не найдешь и масштабной карты души его составить нельзя». И будет он идти, идти, встречать на пути таких же одиноких людей, осиротевших от утраты смысла жизни. Смысл жизни – тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Стремление к нему свойственно всем людям – это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто он так и остается, глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему собственно мы стремимся и чего хотим понять. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки.

 

  1. М.А. Шолохов «Поднятая целина»

«Поднятая целина» вошла в историю  советской литературы как одно из самых замечательных произведений, запечатлевших эпоху коллективизации, крушения старых и рождения новых форм жизни.

У этой книги необычная судьба. Она создавалась, как говорил  сам писатель, «по горячим следам событий». Шолохов — непосредственный участник коллективизации. Его друзьями были партийные работники, председатели только что возникающих колхозов, казаки-колхозники... Все годы он живет и работает в станице Вешенской. То, что происходило вокруг, касалось его кровно, и поэтому книга - прямой отзыв на события, которые бурлили, клокотали, в которых проступал, кристаллизовался новый лик времени.

Роман, повествующий о событиях, в  сущности, одного 1930 года, был начат  в том же году, а в 1932-м в первых номерах журнала «Новый мир» печаталась уже его первая книга. Но завершен роман был почти через тридцать лет. Работа над «Тихим Доном», затем начавшаяся Великая Отечественная война помешали окончанию «Поднятой целины». Вторая книга была завершена лишь в 1960 году.

И теперь две книги «Поднятой  целины», отделенные друг от друга десятилетиями, живут в нашем восприятии как  нечто единое, органически целостное.

Роман Шолохова, если попытаться определить его жанровую природу, многогеройный  роман. Вы не сможете ответить на вопрос, кто же главный герой этого  произведения. Даже в «Тихом Доне»  с его эпическим размахом и  широтой изображения был центральный герой со своей завершающейся в рамках произведения судьбой — Григорий Мелехов. В «Поднятой целине» Семен Давыдов, Макар Нагульнов, Андрей Размётнов, в сущности, равноправные герои. Это во многом определило и сюжетно-композиционное своеобразие романа. В основу его положена история «дела», история создания колхоза в далеком донском хуторе Гремячий Лог, которая становится одновременно повествованием о драматических судьбах, непримиримых столкновениях. Перед нами эпоха бурного кипения страстей, ожесточенной борьбы, трагических конфликтов. Вся книга Шолохова пронизана размышлениями об исторических судьбах народа, о сущности и характере социального прогресса, о подлинном гуманизме.

В то же время видно и определенное различие двух томов «Поднятой целины». Система событий первой книги романа во многом основывалась на конкретно-исторических фактах первых месяцев коллективизации; правдиво воссоздавая те обстоятельства, в которых действовали его герои, Шолохов сознательно опирался на факты самой действительности. Внимательный читатель «Поднятой целины» заметит, что писатель нередко давал точную хронологическую датировку событий. «Февраль...», «4-го февраля общее собрание колхозников единогласно постановило», «В Гремячем Логу к 15 марта был целиком собран семенной хлеб», «Двадцатого марта утром почтальон привез в Гремячий Лог опоздавшие по случаю половодья газеты со статьей товарища Сталина «Головокружение от успехов».

Динамика событий в первой книге  романа, их последовательность позволили  писателю воссоздать типические обстоятельства, в которых происходила коллективизация не только на Дону, но и по всей стране. В сущности, всюду эти события развивались в той последовательности, в какой они изображались в «Поднятой целине»: собрание бедноты и актива, начало раскулачивания, общее собрание, обобществление орудий труда и тягловой силы, борьба с массовым убоем скота, засыпка семенных фондов и т. д.

Но это — внешние обстоятельства, которые создают лишь событийную канву. Глубина художественного  мышления Шолохова проявилась в создании индивидуализированных характеров, каждый из которых не только представлял определенный социальный тип времени, но и обладал той психологической полнотой, которая позволяла увидеть многообразие проявлений человеческой личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"