Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по литературе.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

Противостояние двух лагерей в романе — это не только борьба и столкновение различных социальных сил, представленных, с одной стороны, коммунистами Семеном Давыдовым, Андреем Разметновым, Макаром Нагульновым, сочувствующими советской власти Кондратом Майданниковым, Любишкиным, Ушаковым, Шалым,— и, с другой стороны, теми, кто пытался задержать, остановить ход истории (Островнов, Половцев, Лятьевский), но это и конфликты, столкновения резко очерченных характеров. Сама типичность шолоховских героев — следствие глубокого проникновения в мотивы их действий, поступков, в самое «тайное тайных». Противоборство различных социальных сил воплощается в конфликтах, которые имеют не только общественно-политическое значение, но проявляется и в интимных отношениях людей.

 

  1. литература 50-начала 60 годов. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев

Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской  литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.

К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний  сталинизм, «оттепель», застой, перестройка  и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.

Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.

Основным направлением русской  культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.

Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно  фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.

Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской  культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой  до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс.

Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.

Произведения Быкова, Богомолова и  Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.

Становятся известными и распространенными  движения диссидентов, которые требуют  свободу творчеству и слову. В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.

 

После смерти Сталина в 1953 растущее недовольство жесткой регламентацией сказалось в повести И.Г.Эренбурга Оттепель (1954), о злосчастной участи художников, вынужденных творить под контролем начальства. Во многих произведениях поэзии, прозы и драматургии молодые авторы обличали не только злоупотребления власти сталинской поры, но и уродливые явления современной действительности.

В 1957, когда мятежный дух обеспокоил начальство, Хрущев напомнил писателям, что им надлежит следовать коммунистической идеологии. Публикация в том же году за границей романа Пастернака Доктор Живаго была сурово осуждена в партийной прессе, и Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии 1958. Шумный скандал, который вызвала книга, помог справиться с литературным брожением, и на Третьем съезде писателей в 1957 вновь царила атмосфера покорности.

 В начале 1960-х годов потребность  в большей свободе художественного  выражения в литературе и искусстве  сказалась с новой силой, особенно  стараниями "сердитых молодых  людей", из которых наибольшую  известность получили поэты Е.А.Евтушенко  и А.А.Вознесенский.

1960-е годы были примечательны  не только новыми произведениями, но и впервые опубликованными  старыми. Так, читатели получили  возможность ознакомиться с творчеством  М.И.Цветаевой (1891-1941), покончившей  жизнь самоубийством вскоре после  возвращения из эмиграции. Снова появилось в печати имя Бориса Пастернака, хотя публиковали лишь его стихи; Доктор Живаго был издан в Советском Союзе тридцатью годами позднее, нежели на Западе. Важнейшим литературным открытием десятилетия было творчество М.А.Булгакова (1891-1940), ранее известного своей инсценировкой Мертвых душ Гоголя и романом Белая гвардия (1924), где, в отличие от большинства произведений советской литературы, противники советской власти во времена Гражданской войны изображены не презренными негодяями, но сбитыми с толку людьми, отстаивающими безнадежное дело. Посмертно опубликованные романы и повести завоевали Булгакову репутацию тончайшего сатирика и вообще одного из лучших русских прозаиков. Театральный роман, опубликованный в 1965, представлял собой издевательский шарж на знаменитого театрального режиссера К.С.Станиславского. Великолепный роман Мастер и Маргарита (1966-1967) затрагивает множество тем, связанных с искусством и чувством вины. Третье значительное произведение Булгакова, повесть Собачье сердце, была опубликована за рубежом в 1969. Причудливый рассказ о научном опыте, превратившем обычное животное в жуткое существо, соединяющее в себе худшие человеческие и собачьи свойства, был сочтен властями опасной пародией на советский опыт воспитания нового человека.

 В 1960-е годы постепенно  возродился и советский театр  - как за счет нового репертуара (например, пьес В.С.Розова и А.Н.Арбузова), так и возобновления сценического  экпериментирования 1920-х годов. Поэзию  обогатили новые таланты - Белла  Ахмадулина и Новелла Матвеева. Некоторые молодые новеллисты, например Ю.П.Казаков и Ю.М.Нагибин, стремились использовать опыт таких дореволюционных русских мастеров жанра, как Чехов; другие же, например В.П.Аксенов, принимали за образец современных западных писателей, таких, как Дж.Д.Сэлинджер.

 Наиболее значительными литературными  событиями 1960-х годов были публикация  в 1962 повести А.И.Солженицына Один  день Ивана Денисовича и процесс  А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля в  1966. Последующее творчество Солженицына  и Синявского, двух первостепенных прозаиков послесталинской эпохи, отражает развитие советской литературы во времена Брежнева.

 Вслед за публикацией Одного  дня Ивана Денисовича, принесшей  ему всеобщую известность, Солженицыну  удалось опубликовать лишь несколько рассказов, лучший из которых - Матренин двор (1963); после этого двери советских издательств перед ним закрылись. Его главные романы В круге первом и Раковый корпус были опубликованы за рубежом в 1968, а в 1969 его исключили из Союза советских писателей.

С 1950-х годов все больший вес  в советской литературе приобретала  группа "деревенщиков". В их произведениях  изображалась горестная жизнь русской  деревни; они были исполнены тоски  по прошлому и отличались склонностью  к мифологизации русского крестьянства. Ведущими представителями этой группы были Ф.А.Абрамов, В.Г.Распутин, В.И.Белов и В.П.Астафьев. Некоторые писатели сосредоточились на жизни городской интеллигенции. Ю.В.Трифонов привлек внимание романами, исследующими "обуржуазивание" интеллигенции и комплекс нравственных проблем, связанных со сталинскими репрессиями и их последствиями (роман Дом на набережной, 1976).

 

  1. А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины», «К обидам горьким собственной персоны», «За далью – даль»

"Я знаю: никакой  моей вины..."

Это небольшое стихотворение занимает особое место в творчестве поэта. Твардовский посвятил теме войны много стихотворений и поэм, но "Я знаю: никакой моей вины..." является завершающим словом поэта о войне. Стихотворение посвящено построению будущего, и поэтому поэт говорит о том, что война - прошла, и за ней следует новый мир.

Твардовский вспоминает о военных  событиях, и заново переживает горечь от потерь близких и друзей и многих соотечественников. Поэт не желает забывать войну и те испытания, которая  она принесла в жизни людей, но он чувствует, что многое необходимо отпустить - для того, чтобы полноценно жить дальше.

Буквально несколько строчек раскрывают душевную боль автора, и мы понимаем сложную и глубокую философию  прожитой им жизни. Заметно, что Твардовскому тяжело и болезненно говорить на эту тему, поэтому конструкция стихотворения довольно сложна и постоянно обрывается. Но только так можно передать все те мучения и тягости, которые пережил Твардовский во время войны, как и миллионы его соотечественников.

Стихотворение «К обидам собственной персоны» А.Т.Твардовский написал в 1968 году, за три года до смерти.

    Этим стихотворением  поэт хотел передать свой жизненный  опыт читателю, он хотел научить  людей жить правильно. 

    В стихотворении говорится  о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык. Твардовский говорит, что нужно быть целеустремлённым, но «жить, как живешь», то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, «быть самим собой».

    Не только Твардовский  призывал к самостоятельности,  устремленности и терпению. В  народе уже сложилась такая  пословица: «взялся за гуж –  не говори, что не дюж». Именно  ее автор и вставляет в стихотворение  для подтверждения своих мыслей. Если человека кто-то обидел, в этом виноват именно он. И не надо искать виноватого среди окружающих, нужно самому попытаться найти выход из сложившейся ситуации («К обидам собственной персоны Не призывай участье добрых душ…»).

    Стихотворение звучит настойчиво и призывающее («не поступая», «не отступая», «жить, как живёшь»). Автор, я думаю, пишет так для того, чтобы читатель по-настоящему проникся в строки, понял то, что хотел сказать поэт. Ведь нужно признать то, что стихотворение было написано Твардовским в конце жизни, и он может с полным правом учить тех, у кого всё впереди.

    Твардовский пишет:

    Так со своей управиться  судьбой, 

    Чтоб в ней себя  нашла судьба любая…

    В этих строчках есть  метафора – «нашла судьба».  Это ещё один приём, используемый Твардовским для достижения художественной окраски стихотворения.

    Интересно построение  стихотворения. Оно не имеет  обращения, подлежащего, здесь  одни сказуемые. Его трудно  понять с первого раза. И читатель  вынужден ещё не раз обращаться  к стихотворению, чтобы открывать для себя что-то новое.

    По мнению Твардовского, человеку необходимо осознание  своего места на земле. Это  даст ему только труд. Труд  даёт человеку чувство достоинства,  наполняет каждый прожитый час  смыслом и значением, - труд и самостоятельность.

    Поэт говорит, что  нужно так построить свою жизнь,  чтобы другим в ней нашлось  место и чтобы «чью-то душу  отпустила боль». 

    Поэту удалось всего  в девяти строчках передать  читателю все секреты жизненных  успехов. 

Твардовский жил и творил в самую сложную и противоречивую эпоху советской истории. Большинство его произведений тесно связаны с теми событиями, которые происходили в стране. Отличительной чертой Твардовского является его неумение лукавить. Искренность – вот основное его качество. Одним из лучших произведений поэта, без сомнения, является «За далью – даль», написанная во времена «хрущевской оттепели». Здесь автор поднимает самые разные вопросы и проблемы действительности. Но при этом особое внимание уделяется Великой Отечественной войне. Твардовского волнует все, что происходит в его родной стране.

    В художественном плане  интересно построение поэмы. Поезд,  в котором едет герой произведения, проезжает почти по всей территории  огромной страны. Таким образом,  происходит некое объединение времени и пространства, все теперь концентрируется в размышлениях героя. Можно говорить о том, что поезд является неким символом жизни и существования человека. Путешествие становится не просто действительностью, в которой оказался герой, но и воспоминанием, и своеобразным подведением итогов:

    Я видел, может быть, полсвета

    И вслед за веком  жить спешил,

    А между тем дороги  этой

    За столько лет не  совершил…

    Таким образом, автор  считает обязательным подобное  путешествие во времени и пространстве.

    В поэме Твардовский  обращается и к молодежи, достаточно  вспомнить главу «Москва в  пути»:

    Тебе сродни тех далей  ветер.

    Ты знаешь: очередь твоя  – 

    Самой в особом быть  ответе

    За все передние края.

    Важно заметить, что проблема отношения будущих поколений к родине всегда волновала автора. И судьба молодежи в сознании героя тесно связана с прошлым и, в первую очередь, с войной, которую просто невозможно вычеркнуть из памяти:

    Однако, - нужды нет лукавить, -

    Душа, минуя давность лет,

    Той горькой памяти  оставить

    Еще не может и нет-нет-

    В тот самый заступает  след.

    Обращаясь к теме войны,  Твардовский еще раз утверждает, что долг и честь являются  основными качествами настоящего  бойца. Кроме того, автор очень часто собственные мысли и свое отношение к жизни передает через размышления своих героев:

 

    Он так сказал: ходить  в атаки

    И умирать, коль выпал  час,

    Есть тот гражданский  долг, что всякий

    Обязан выполнить из  нас.

    Весьма откровенно повествует автор и о своем отношении к власти. Здесь нужно казать о знаменитой четырнадцатой главе «Так это было». Она посвящается тому времени нашей истории, когда

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"