Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 07:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по литературе.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

    …четверть века

    Призывом к бою и  труду

    Звучало имя человека

    Со словом Родина в ряду.

    Здесь речь идет о  Сталине и времени, когда он  управлял огромной страной. Твардовский  весьма откровенно говорит о  жизни народа в то время.  Автор уделяет особое внимание  репрессиям и гонениям в этот  период. Тогда правила сила, которая  могла карать либо миловать:

    Так на земле он  жил и правил,

    Держа бразды крутой  рукой.

    И кто при нем его  не славил,

    Не возносил –

    Найдись такой!

    Признавая много отрицательного  и трагичного в сталинской  эпохе, тем не менее, автор  не берется никого осуждать, ибо такова была действительность. Твардовский видит исключительность личности вождя и считает, что во многом и его заслуга в том, что Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне:

    Ему, кто все, казалось, ведал,

    Наметив курс грядущим дням,

    Мы все обязаны победой,

    Как ею он обязан  нам…

    Сам автор уделял особое  внимание уделял и говорил  о ней следующее: «Впервые, может  быть, тронул в упор то, что  выходит за пределы только  литературы». Но Твардовский считает,  что в этом и есть истинное назначение настоящего писателя и поэта, поскольку обращение к правде и справедливости – главная его обязанность. Нужно пробуждать в человеке стремление к истине, но при этом нельзя категорично относиться к своему прошлому. Из него следует черпать только лучшее и стремиться к будущему благополучию:

    За годом – год,  за вехой – веха.

    За полосою – полоса.

    Нелегок путь.

    Но ветер века – 

    Он в наши дует паруса.

    эти слова являются ключевыми не только в поэме, но и во всей жизни человека, в них проявляется истинный оптимизм Твардовского.

 

  1. А.И. Солженицын «Матренин двор»

Русский национальный характер неоднократно был предметом изображения в литературе. Но именно Александру Солженицыну удалось на примере простой русской женщины, показать всю глубину русского духа, его многогранность и духовность.

Матрена простая русская женщина, ей не присущ героизм и громкие  поступки. Ее жизнь повторяет жизни  миллионов женщин на Руси, которые  беспросветно работают, терпят несправедливости. Внешность главной героини весьма простая, ее нельзя назвать красивой.

Жизнь Матрены не была насыщена яркими событиями. Она всю жизнь честно трудилась, иногда сталкивалась с несправедливостью. Но, не смотря на это, героиня Солженицына  не озлобилась на окружающий мир, а смотрела на него добрыми глазами.

Матрена, как и каждый человек, находила в своей жизни маленькие радости, которые разгоняли печаль и горести. Для женщины это были фикусы, которые  росли в ее доме и кошка. Это  наталкивает на мысли об ограниченности сознания Матрены. Однако это не так, бедность, в которой вынуждена жить женщина, не позволяет ей иметь что-то более ценное.

Даже необразованность Матрены  не вызывает раздражения, а наоборот умиляет. Привыкшая жить в окружении  первозданной природы, она осуждает людей, которые хотят вторгаться в нее, считает, что космонавты, полетев в космос, сделают так, что лета больше будет. Она воспринимает окружающий мир, как что-то святое и неприкосновенное, а человека как неотъемлемую часть этой среды.

 

Главная героиня, не смотря на усталость от беспросветного труда, всегда помогала своим соседям в полевых работах, чем заслужила их любовь и расположение. Труд - был ее отдушиной, в нем она осознавала свою значимость. Даже когда ею овладевали печальные мысли, она находила спасение от них в работе.

Матрена никогда не мела красивой одежды, более того, не видела для  себя потребности ее покупать. Ценность жизни она видела не во внешней  мишуре, а во внутреннем наполнении людей, которые ее окружают.

Почему же именно простая русская Матрена была выбрана писателем для воплощения русского национального характера? Потому что героизм и национальное сознание присуще не только полководцам, общественным деятелям и писателям он живет в простой деревенской бабе Матрене.

Она воплощает в себе весь народ, для которого характерны доброжелательность, независимость характера, доброта и открытость, искренность и острое чувство долга. Все то, что есть в Матрене, присуще каждому из нас.

Простая жизнь русской женщины  это и есть тот героизм, который воспевается веками. Солженицын, благодаря своему непревзойденному писательскому мастерству, смог создать образ носителя национального характера доступным для понимания каждого.

Писатель показывает нам на примере  Матрены, что судьбу России вершат не политические деятели или общепризнанные герои, а миллионы таких скромных, трудолюбивых женщин, как главная героиня.

Прототипом Матрены являются все  женщины России, которые самоотверженно жертвуют своей жизнью для блага  окружающих и не видят в этом героического поступка. По предсказанию самого автора, Россия будет существовать до тех пор, пока в ней будет жить хотя бы одна такая Матрена.

 

  1. Ф.А. Абрамов «Поездка в прошлое»

Федор Абрамов — широко известный  в нашей стране писатель и критик. В 1993 году вышло полное собрание сочинений писателя впервые, уже после смерти Федора Абрамова. До этого до читателя доходили лишь редкие издания в журналах и “истерзанные” цензорами сборники, каждый из которых автору приходилось буквально пробивать в печать месяцами, а иногда и годами.

    Федор Абрамов красочно  рисует дела и судьбы людей  русской деревни во время Великой  Отечественной войны и в послевоенные  годы. Тема коллективизации, уничтожения  крестьянства — основы русской  духовной культуры — звучит  у писателя в большинстве  его произведений. Особенно близок Абрамову Русский Север — родина писателя.

    В 1974 году было закончено  одно из самых ярких и значительных  произведений Абрамова — повесть “Поездка в прошлое”. Она не увидела свет при жизни автора, ее издали лишь в 1989 году, спустя пятнадцать лет. Эта повесть превосходит остальные по емкости и лаконичности, по глубине социального анализа и остроте конфликта. Абрамов сосредоточил внимание в повести не на событиях, а на сознании и психологии людей, на самых губительных последствиях политики партии в двадцатые и тридцатые годы, которые проникли в души людей, в характеры, жизненные ориентации. В повести затронуты те сложнейшие политические, социально-исторические и философские проблемы, о которых в полный голос заговорили совсем недавно и которые до сих пор ждут настоящего осмысления: трагедия коллективизации и раскулачивания, противостояния фанатиков революционеров и подлинных гуманистов, хранителей общечеловеческих ценностей, прозрение и истоки трагедии людей, сломанных страшным прессингом советской идеологии, давлением на людей в течение долгих десятилетий. В центре повести лежит история жизни Микши Кобылина — сельского конюха, алкоголика. Микша — жертва своего прошлого. Он всю жизнь верил в то, что его дядья — революционеры-коллективизаторы — честные, благородные, отважные люди, которые заботились об общем благе. Прозрение оказалось для него столь страшным, что убило его изнутри. “Мефодий Кобылий, хоть и дядя тебе родной, а собака был человек. Сколько его на свете нету? Двадцать лет, а может, больше, а люди и теперь еще из-за него плачут. В кажинной деревне безвинных людей сказнил, а в нашей волости зараз десять мужиков”, — рассказывала старая Федосеевна Микше. Миф о трагической гибели дяди Александра действительно оказался лишь мифом: “А на самом деле пьяный дядя изнасиловал беззащитную пятнадцатилетнюю девчонку, которая убирала комендатуру, а брат этой девчонки — четырнадцатилетний пацан — убил дядю...” А Микша верил в то, что рассказывали в областном музее: он отрекся от родного отца, чтобы “показать революционный пример”, он отказался от отцовской фамилии. Микша узнает, что его отец был честным и трудолюбивым человеком, но уже было поздно чего-либо исправлять.

    Сцены раскулачивания, жизни  “лишенцев” или сосланных на  Север крестьян отражают реальные события тех лет: “У нас в деревне стали колхоз делать — караул кричи. Три хозяйства по плану распотрошить надо, а где их взять?” “А в этом самом тридцатом году что тут делалось... По два, по три мертвяка за утро вытаскивали. Из раскулаченных. С южных районов которые к нам, на Север, были высланы. Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето баржами возили”. Эти сцены говорят сами за себя. Расстрелы, убийства, полное разрушение деревенского быта, реки крови и страданий...

    “Раскулачивали наиболее расторопных, хозяйственно-инициативных мужиков. Построил мельницу, завел смолокурню, маслобойку выписал — враг. Враг каждый, кто проявлял хоть какую-нибудь инициативу. Желанный, идеальный гражданин — лодырь, бездельник”, — писал автор о проблеме раскулачивания.

    Глубина проблематики  в книгах Абрамова связана  с достоверным знанием жизни  русской деревни, души и характера  крестьянства, пониманием его трагедии  в советское время.

 

  1. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

«Прощание с Матерой» - своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В повести с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой.

    В этом произведении  Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти.

    Наши первые детские  впечатления строятся на том,  что все, что нас окружает (дом,  родители), существовали вечно. Солнце  всегда с утра появляется на  небе, а вечером уходит, отец и  мать долго прожили и еще долго будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти. Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации.

    Так случилось на Матере – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся. Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков, которые держатся за отжившее время. Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: «Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды». А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь «не как у всех» считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают, прежде всего, о том, как будут дальше жить их потомки. Дарья вспоминает слова умирающего отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».

    Она вспоминает именно  то, что нужно сегодняшней молодежи: «Раньше совесть сильно разжигали.  Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им? А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества».

    Совесть у молодежи, конечно,  есть, но не всегда она вспоминает о ней. И не всегда она желает следовать старым традициям, опираться на опыт предыдущих поколений, которые много не понимают в современной жизни. Старухи у писателя знают только свою Матеру, любят ее и не хотят расставаться с ней, считают грехом лишение человека родины. Это именно тот патриотизм, который не единожды спасал Россию от вражеских нашествий. Старики эти умеют трезво подводить итоги прожитой жизни, как делает это Дарья: «Стойко жить долгую жизнь, чтобы признаться под конец: ничего она в ней не поняла. Пускай ее догоняют другие. Но «они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней – нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, нам смотрит сейчас она».

    Взрослея, человек начинает  понимать, что не все так просто в жизни, как казалось в юности, что нужно и о душе подумать. Каким бы плохим не было прошлое, полностью отказываться от него мы не должны, так как оно все равно присутствует в нашей жизни, и мы должны относиться к нему с уважением. Не надо забывать, что человек лишь часть тех людей, которые жили до него, что он дитя природы.: «Родился ребятенка и во всю жизнь ребятенком же и остался…А смерть….как он ее боится». Ничто не способно избавить человека от страха смерти, всю жизнь человек носит это чувство в себе. И здесь надо вспомнить о предках, которые сумели умереть, сохранив достоинство и самообладание. А все потому, что они почитали могилы и знали, что о них будут заботиться и помнить после смерти. Не случайно все старики мечтают умереть вместе с Матерой.

    А сколько кладбищ  уничтожено, заброшено. Беспечность,  с которой люди обращаются  с могилами, переносится ими и  на все остальное в жизни,  а это никому еще не приносило  счастья. И не даром старики  напутствуют молодежь: «Не дай  господь, чтобы жизнь твоя показалась тебе легкой». Прогресс, облегчая труд человека, не готовит его к трудностям жизни. И эта «облегченность приводит к несерьезному отношению к жизни вообще, мешая человеку самоутвердиться в жизни».

    Память человеческая  прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки, которые жили и умерли, чтобы подготовить твою жизнь, оставить свой жизненный опыт. Поэтому осквернение кладбища Матеры «нечистью» из санэпидемстанции становится для Дарьи и других стариков трагедией. По их мнению, это уже признак полного обесчеловечивания людей. Ведь не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Дарья ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Ведь как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Недаром Дарья так переживает из-за того, что не смогла перенести могилу родителей с острова. Она думает, что о ней так же не позаботятся ее дети.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"