Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

 

Культура Древней Индии.

 

достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов  небольших форм (статуэтки, гравюры ); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, кот. не было ни у одной их других древ. к-р. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью к-ры Хараппы  был ее необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древ. инд. мест не изменялось, а новые  дома строились на местах старых. Характерной  чертой к-ры Индии является то, что  мы встречаемся с многочисленными  религиями, кот. взаимодействуют между  собой. Среди них выделяются основные - брахманизм и его формы индуизм  и джайнизм, буддизм и ислам. Мусульм. племена владели военной тех-гией и сильной полит. системой, но гл. их верование опиралось на концепцию "сгруппированного братства", кот. объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Вся  инд. лит-ра, как религиозная, так  и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние  века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных  позах.. Все ф-фские взгляды играли важную роль не только в истории  к-ры Индии, а и мир. ф-фии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеинд. науки - мат-ки, астрономии, медицины и природоведения. Известно, что инд. ученые еще в  далеком прошлом опередили некот. открытия, сделанные европ. учеными  только в эпоху Возрождения или  в нынешнее время. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными  размерами. Восприятие света через  духовную призму верований этих религий  есть фрески пещерных храмов Аджанты  и наскальные композиции в храмах Эллоры, кот. объединяют традиции сев. и юж. типа строения храмов в Др. Индии.

 

Культура Древнего Китая

 

Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность , кот. путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую  коллеграфию , а также был составлен  в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи  Др. К. внес в мир. к-ру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в области  письменности и книгопечатания открыли  бумагу и подвижный шрифт, а в  военной технике - пушки и стремена .Также был изобретены механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл. шелкоткатства. В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование  десятичных дробей и пустой позиции  для обозначения 0, вычисление числа  П, открытие метода решения уравнений  с двумя и тремя неизвестными. Древ. китайцы были образованными  астрономами , составили одну из первых в мире звездных карт. Поскольку  древнекитайское общ-во было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с  использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических  прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их инженерном использовании. Важным оставалось также строительство  фортов, направленное прежде всего  на охрану внешних границ империи  от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители  прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим  каналом. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов. В Др. К. впервые была написана "Фармакология", впервые  стали проводить хирургические  операции с применением наркотич. средств, впервые применили и  описали в литературе методы лечения  иглоукалыванием, прижиганием и  массажем. Своеобразность духовной к-ры Др. К. в значительной мере обусловлена  феноменом, известным в мире как "китайские церемонии". Эти  строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились  на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ  которых сохранился, лишились наименьшего  сходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное место в китайской духовной к-ре занимает конфуцианство - этико-полит. учение ф-фа-идеалиста Конфуция

 

Культура Древней Греции

 

Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались  литература, философия, наука. Основу литературного  образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. Одним из наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть произведения Гомера "Илиада" и "Одиссея", возникла лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это  храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой  и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе  и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось тщательному  геометрическому изучению, в результате кот. были установлены правила пропорционального  соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций  является скульптор Поликлет. Антропоцентричность  античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ  тела был настолько велик, что  нагота не вызывала чувства. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор  А. Македонского).. В греческом агоне  берет свое начало диалектика (умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и зрелищна. В литературе в период эллинизма  растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные  с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились  базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы "Лаокоон" и "Фарнезский бык". 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и  Афины в Пергаме. 3. Александрийская  школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала  заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.

 

 

 

46. Феномен Античной культуры

 

3.1.1. Понятие “Античной  культуры” и её периодизация.

То, что принято называть Античностью, античной культурой явление  далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся  по данному вопросу огромное количество публикаций существует большая разноголосица  в трактовке этого феномена, определения  его исторических и географических границ.

К началу ХХ в. в научной  литературе сложилось мнение, что  под античной культурой следует  понимать культуру древних греков и  римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д. С нашей  точки зрения исторические рамки  греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с  Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения  Западной Римской империи (V в.н.э.). В  пределах этого времени выделяют различные этапы её развития.

Для греческой культуры:

1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).

2. Классика (V-IV вв. до н.э.).

3. Ранний эллинизм (конец  IV в. до н.э. - I в. до н.э.).

4. Поздний  эллинизм (I в.  н.э. -  V в. н.э.).

Для римской культуры:

1. Культура царского периода  (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).

3. Культура периода империи  (I - V вв. н.э.).

3.1.2. Происхождение греков  и римлян.

Небезынтересен вопрос о  том, “кто такие греки и римляне, какова их древнейшая история?”. Ответить на него с высокой степенью достоверности  очень сложно. Греки и римляне (точнее италики) - народы арийского  происхождения, которые на очень  раннем этапе откололись от других ариев и пошли собственным  путём. Вначале совместно, а затем  самостоятельно. Начиная примерно с  ХХ в. до н.э. греческие племена (ахейцы, ионийцы, эолийцы, дорийцы) переселились с севера Балканского полуострова  на юг и близлежащие острова. Позже  других это сделали дорийцы - наиболее воинственное греческое племя. Ощущая стеснённость в территории, греки  колонизировали едва ли не всё побережье  Средиземного моря. Они основали поселения  даже в Крыму. То, что называют Древней  Грецией - понятие условное (скорее культурное, чем политическое), ибо  греки не представляли собой единого  целого. Это был конгломерат огромного  числа небольших городов-государств, которые жили по собственным законам, часто конфликтовали. Наиболее значительными  из них являлись Афины, Спарта, Коринф, Милет, Эфес, Дельфы, Фивы. Надо сказать, что греки никогда не называли себя греками. Подобное название им дали римляне. Сами же греки именовали  себя вначале данайцами, затем ахейцами и с IX в. до н.э. эллинами, а территорию, которую они населяли, обобщёно называли Элладой. В силу этого справедливее древнегреческую культуру называть эллинской.

Истоки римлян еще более  темны, чем эллинов. Римский народ  образовался из большого числа разных племён. Его основу составили латины, умбры, вольски, герники, сабины, этруски, эквы. Не исключено и присутствие  троянцев, о чём свидетельствуют  мифы и другие источники. Рим, начиная  с VIII в. до н.э., стал постепенно разрастаться и укреплять свои позиции, вначале  на Апеннинском полуострове, которым  полностью завладел к III  в. до н.э., затем на соседних с ним территориях. Ко II в. н.э. образовалась гигантская по масштабам, мощи и культурной развитости держава, которая впоследствии не сумела устоять под натиском варваров, а  также в силу внутренних противоречий расколлась на две части, а затем  Западную римскую империю завоевали  германские племена.

3.1.4. Причины культурного  взлёта

Античность - это уникальный феномен в истории мировой  культуры. Эллинам и римлянам удалось  создать невиданную раннее, а в  некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для  европейцев архетипичной, классической.

Чем можно объяснить столь  блистательный культурный взлёт? Однозначно ответить нельзя. Можно лишь предполагать.

Во-первых, Греция - приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному  освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов;

во-вторых, недостаток земельных  угодий и скудность природных  ресурсов (включая воду) побуждал к  разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В  то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и  др.;

в-третьих, интенсивный характер экономики, её многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной  частной собственности;

в-четвертых, широкое использование  рабского труда, благодаря чему греки  освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и  духовной деятельностью;

в-пятых, природный талант эллинов, их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к  знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость;

в-шестых, стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм;

в-седьмых, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни  по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений  между индивидами, между личностью  и государством;

в-восьмых, отсутствие деспотии, преимущественно демократический  характер власти, её сменяемость и  ответственность перед народом, контроль за её деятельностью, свобода  личности, активное участие в культурном созиании большинства населения;

в-девятых, светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как  тормозящей консервативной силы, свободомыслие;

в-десятых, высокий уровень  образованности и воспитанности  граждан, патриотизм, здоровый образ  жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет  духовного нача по отношению к  остальному;

и, конечно же, субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких  выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Клисфен, Перикл, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Скопас, Пракситель, Харес, Аполлодор, Апеллес, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.

 Некоторые из перечисленных  черт были присущи в разной  степени и римлянам, но, разумеется, с оговорками. Они были более  сдержанны, прозаичны, строги, прагматичны.

 

 

 

47. Культура европейского  средневековья.

Эпоха  Средневековья —  более  чем тысячелетний пе- риод становления и развития культуры  человеческо- го общества от крушения греко-римской античности до Нового времени, совпадающий с существованием в За- падной Европе  феодализма.

История  свидетельствует, что  развитие  человечества во всех  регионах  происходит от архаического состояния  еди- нения с природой в родовом обществе в направлении  созда- ния  современного индустриального  и постиндустриального общества.  Это  развитие  осуществляется  в долгом   и  труд- ном  процессе культурно-исторического самосозидания  об- щественных форм  жизни человека через  разложение пер- воначальных  природных форм  её  организации  в условиях родоплеменной  общности и  творчества новых  культурных форм в условиях цивилизации. Однако, являясь магистраль- ным  направлением  развития человечества, он  происходил в различных регионах  в силу  множества причин  в разных формах  и с разной степенью интенсивности,  породив два типа древних  цивилизаций  — восточные и античную (гре- ко-римскую).

Восточные цивилизации  базировались преимуществен- но на государственной  собственности на основные средства производства,   обусловившей  невозможность  выделения индивида из родоплеменной общности, позднее  соседской, территориальной общины,  а  также   полную   зависимость  всех  проживающих на  определенной территории от  цен- тральной государственной  власти.  Античность же  породи- ла частную  собственность и относительную  независимость

 производителей как   основу  индивидуальной самостоятель- ности личности и становления  договорных отношений в об- ществе.

 

Крушение античной цивилизации, произошедшее вслед- ствие  исчерпания внутренних ресурсов  развития античного  рабства  и империализма и под  ударами  варварских племен (взятие  Рима готами в 41О г., вандалами в 455 г., наконец, гер- манским наемником  Одоакром в 476 г.), знаменовало конец  Западной Римской империи, а вместе  с нею всего предыду- щего этапа  культурно-исторического развития.  На длитель- ный  период  времени  Западная Европа  погрузилась в  хаос смешения германских племен  (алеманы,  тевтоны, англы, саксы, вандалы, готы,  бургунды, франки, лангобарды), во многом  ещё стоявших на уровне общинного  уклада жизни — с военной демократией  и вождями во главе, с остатками  рим- ской цивилизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"