Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка проекта экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить исторические аспекты формирования танцевальной культуры.
Рассмотреть место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. Раскрыть понятие «импровизация» и выделить ее место и роль в современном танце, охарактеризовать ее значение в формировании танцевальной культуры детей. Представить характеристику деятельности танцевальной студии «Dance». Обосновать проект внедрения программы «импровизация», как один из важнейших аспектов формирования танцевальной культуры детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной деятельности 7
1.1. Исторические аспекты формирования танцевальной культуры 7
1.2. Место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. 14
1.3. «Импровизация» в современном танце, ее значение в формировании танцевальной культуры детей 30
Выводы 38
Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности 40
2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance» 40
2.2. Проект экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры на базе студии «Dance» средствами «импровизации». 52
Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 68

Вложенные файлы: 1 файл

03 04 возврат Капанина Елена 1 -2 часть дипломной работы docx.docx

— 557.22 Кб (Скачать файл)

В английском языке существуют два различных по смыслу слова: «Play» и «Game». «Play» - это свободная игра, не связанная никакими условиями, правилами, прелесть ее в том и  состоит, что любые ограничения серьезной жизни могут в ней легко преодолевать. Так бурно, бесшабашно, безоглядно играют дети: возятся, толкаются, устраивают «кучу-малу». «Game» - это игра по правилам, о которых заранее договариваются  между собой участники, и она внутренне гораздо более организованна, чем окружающая жизнь. Шахматы, карты, футбол, рулетка – примеры такой игры, в которой ценна не свобода, выразить себя, а достижение выигрыша и избежание проигрыша. Игра импровизированная и игра организованная имеют совершенно разную философию, да и к серьезности у них разное отношение.

«Play» трактует серьезный мир как урегулированный, в котором все происходит по определенным канонам. Задача игры – взорвать этот канонический мир, опровергнуть его правила, стереть все различия в нем и обнаружить такое сущностное единство, где ни кто и ни в чем не стесняет и все могут быть всем. К таким играм приобщаются с раннего младенчества, когда человек еще не четко определяет свое индивидуальное «Я» и легко преступает как физические, так и психологические границы, отделяющие его от других людей, животных, вещей. Но вот постепенно ребенок вступает в мир четких социальных и этических дифференциаций,  что-то ему позволено, в чем-то отказано, он то и дело наталкивается на границы, суживающие и уточняющие его «Я» и отличающие от других существ. В одном случае игра есть система запретов, отделяющей ее от реальности; в другом зона вольности, тоже отдаляющая ее от реальности. Сама реальность берется при этом в противоположных модусах – то как слишком естественная, то как чересчур искусственная, и игра служит как бы регулятором коррективом реальности, придавая ей то, что в ней недостает, внося в природную стихию начала организации, а в социальный порядок – начала импровизации. Импровизационные игры различаются степенью выразительности или изобретательности.51

Структура и этапы импровизации детей.

Первый этап импровизации. Важнейшим условием осуществления  импровизации это накопленная информация, танцевальный опыт. Чем богаче информация, накопленная в системе памяти в виде кодированных знаков, чем  активнее работа интуиции, чем богаче и разнообразнее продукт импровизационного  творчества.

Второй этап импровизации. Импровизационное самочувствие ребенка-импровизатора  – готовность к импровизации, здесь  и сейчас, умение приспосабливаться  к любым изменениям сценической  обстановки, готовность ребенка к  любым неожиданностям на сценической  площадке.

Воспитание импровизационного  самочувствия – одна из главных  задач, стоящих в ходе учебно-воспитательного  процесса детей на протяжении всего  периода обучения.

Третий этап импровизации. Озарение (инсайт).  Оценивая ситуацию, ребенок получает своего рода «толчок», «импульс изнутри». У него происходит как бы «вспышка», озаряющая новую  необычную идею. Идея при условии  сиюминутной ее реализации и является следующим звеном импровизации.

Четвертый этап импровизации. Мгновенное осмысление идеи, мгновенный выбор пути ее реализации. На этапе  озарения рождается творческая идея и определяется путь ее публичной  реализации.

Пятый этап импровизации. Публичное  воплощение идеи. Эффективность импровизации зависит, прежде всего, от пятого этапа  импровизации. Какие бы идеи не приходили  в голову, какое многообразие вариантов  не просчитывал, если он не сумеет их публично воплотить потеряется весь смысл52.

По мнению Л.В. Митрохиной, основными  задачами начального этапа  обучения являются:

- развитие эмоционального  аппарата детей через движенческую  основу;

- развитие музыкальности  и пластической выразительности  детей;

- умение жить ситуацией  (событием) с примыкающим к ней  «если бы»;

- воспитание чувства действенной  природы сценического поведения  детей. Все физические действия  и упражнении и упражнения  начального этапа должны быть  направлены на достижение именно  этих задач53.

Комплекс импровизационных игр и упражнений.

Задачи комплекса:

- дальнейшее исследование  возможностей биомеханического  аппарата, его особенностей и  ограничений, поиск условий преодоления  зажимов психологического и физиологического  происхождения;

- знакомство с основным  законом сценического поведения  – законом активного, целенаправленного,  продуктивного (волевого) действия. Через сравнительную характеристику  процесса движения и действия  установить (на практике) их различие  и общие стороны.

Разогревающие упражнения.

Упражнение 1. «Водоросли».

Лежа на спине, отыскать удобную  позу для тела, конечностей, головы. Представить свое тело мягким и послушным. Медленно, а за тем в действии необходимо поднимать и отпускать  тело под воздействием волны, «уложить»  тело так. Чтобы чувствовать касание пола восемью точками: затылком, плечами (лопатками), локтями, кистями рук, позвоночником (особенно поясничным отделом), ягодичными мышцами, «икрами» ног и пятками. Попытаться как бы разложить, растянуть свое тело по полу. Глаза закрыть, чтобы точнее сосредоточиться на воображаемом объекте. Но вот легкий прилив волны коснулся сначала головы, затем плеч и рук, даже кончиков пальцев. Необходимо подлинно почувствовать мягкость и влажность, прохладу и уровень воды. По мере продвижения волны внимание переключается с головы на плечевой пояс, руки, спину. Подъем волны соответственно влияет на движение всего тела. В этом упражнении важно включить память на физические ощущения воды, песчаной поверхности, проникающих солнечных лучей. Концентрация внимания на отдельных (мельчайших) частях своего тела поможет не только настроить аппарат произвольного восприятия ребенка, но и даст возможность проанализировать физические данные собственного тела: размеры, пропорции, степень мышечной свободы, упругость мышц и сухожилий, вес и пр.

Упражнение вырабатывает точное ощущение мышечной свободы (мышечный контролер). Тренирует навыки сенсомоторных  восприятий, собирает внимание (концентрация), оживляет воображение.

Упражнение 2. «Анютины глазки».

В положении стоя, на расставленных  ногах, руки опущены, глаза закрыты, представить луг, теплую летнею погоду, легкий, обдувающий ветерок и себя – цветком. Поднимая вверх голову, будто она держится на тоненьком  стебельке, поморгать ресницами  и медленно приоткрыть глаза. Поворачивая  голову так же мягко и легко  при неподвижных плечах, осмотреться  вокруг. Любое дуновение ветерка  отклоняет голову цветка в ту или  иную сторону, постепенно ускоряя движения и амплитуду вращения. При всей стремительности вращения необходимо сохранять мягкость и непрерывность  вращения.

Основные упражнения.

Упражнение 3 «Тюльпан».

Сидя на коленях, голова и  руки опущены и спрятаны в коленях. Все тело составляет объем живого комочка, ровно дышащего. Под действием  теплых лучей солнца «бутон» начинает медленно распускаться «лепестки» и, вытягиваясь  вверх, постепенно отклоняясь назад (руки касаются ног). Внезапно начавшийся дождь  заставляет «бутон» свернуться. Возможны иные обстоятельства: утро, ранняя весна, позднее лето, ветер и т.д.

Упражнение 4.

На счет «раз» напрягать  поочередно мышцы шеи, плеч, спины. На счет «два», полностью расслабиться54.

Упражнение 5 «Деревянный  человечек».

Стоя на прямых расставленных  ногах (на ширине плеч), руки подняты  вперед и максимально вытянуты. Мышца  нижней части корпуса подтянуты, собраны. Все тело существует в едином, нерасчлененном объеме, как монолит. Начать передвижение вперед, или в  сторону, или назад, сохраняя заданный объем. Руки как «радары» - улавливают направление движения, возможные  препятствия,  совершают необходимые  операции:  взять, притянуть, перенести, поставить на другое место и т.д. Опасность может таиться и  внутри (внезапная поломка) и вовне (дождь, тяжелый груз, стена и пр.) При поворотах необходимо контролировать напряженность мышц и не «распускать» их.

Упражнение 6 «Манекены и  тряпичные куклы».

Начать все тело, стоя в  позе манекена, а затем расслабиться, превратиться в «тряпичную куклу», повешенную на гвоздике, их снимают  с гвоздика и сбрасывают на пол.

Упражнение 7 «Сторож идет!».

Пробраться под забор  дачи, чтобы сторож не заметил. Как  только дети крикнут: «Сторож идет!», возвращайтесь назад.

Упражнение 8 «Кис-кис - брысь».

Встать на четвереньки, прогнуть позвоночник к полу, как это  делает кошка, на ласковый манок «кис-кис» продвинуться вперед. На реплику «брысь»  выгнуть позвоночник дугой, сердиться  и фыркать, как это делает кошка.

Импровизационные упражнения.

Упражнение 9 (физические  элементарно-психические, сложно-психические  действия).

Посмотреть газету:

- чтобы скрыться за  ней от проходившего знакомого;

- чтобы прочесть статью  о своем друге или о себе.

Упражнение 10 (изменение предлагаемых обстоятельств).

В зале три стула:

- выбирайте удобный стул  в зале;

- осматривай стул в  музее, на котором сидел царь  или гениальный поэт и т.п.

-покупайте стул в магазине55.

Выводы

  1. Зарождение танца относится  к глубокой древности, когда движение было непосредственным выражением сильных  эмоций. Человек, охваченный ликованием, пускается в пляс; бьющая через  край радость жизни, ощущение здоровья, наслаждение бытием выливаются в  энергичные движения. Эта субъективно-эмоциональная  связь основа сохраняется в танцевальном искусстве, и по сей день. Именно этим можно объяснить то исключительное место, которое танец занимает в  пространстве художественной культуры во все исторические времена. Он прочно входит в социальную жизнь, является неизменным участником ритуалов, как  никакое другое искусство укоренен в быту и повседневной жизни человека.

Танец является видом искусства, в  котором движениями человеческого  тела создается художественный образ.

  1. Самым главным средством воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста является то дело, ради которого дети пришли в эту студию или коллектив. Творческий поиск увлекает их и отвлекает от неблаговидных поступков. В процессе занятий у детей формируются умения и навыки творчества, творческие способности и общественная активность, все качества личности, отношение к миру в целом и к искусству, возникает эмпатия – сопереживание, сострадание.

Хореографические упражнения дают представление о классическом танце. Классический танец является видом  хореографической пластики, построенный  на определенных и строгих законах. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет  ничего лишнего или случайного. Конечно, следовать этой системе трудно, особенно в детском возрасте, поскольку  здесь требуется большая самоотдача и жесткая дисциплина. Именно в  детском возрасте закладываются  основы классического танца, дается начальное образование. Танцевальная часть занятия требует абсолютной внутренней собранности, серьезной  физической подготовки, стремления к  преодолению трудностей и способностей к сознательной затрате значительного  количества физических сил. Эта часть  занятий направлена на выработку  необходимых хореографических навыков: развитие выворотности, эластичности связок и мягкости движений, укрепление мускулатуры, стоп и подъема.Важно  развивать абстрактное мышление и творческое восприятие танцевального  искусства. И одним из инструментов развития танцевальности, эмоциональной  открытости,  пространственной ориентации и образного восприятия является импровизация.  Начинающим танцорам бывает очень трудно импровизировать  в танце. Причина заключается  в мышечных и психологических  барьерах, которые сковывают реальные возможности тела и духа человека, являющиеся защитной реакцией нашего тела в движениях и контролем нервной системы над свободой движений.

  1. Танцевальная импровизация как явление современного искусства, как возможность игры с пространством, перегруженным культурными смыслами и стилевыми конструкциями, оформилось только в эпоху постмодерна. Импровизация как умение слышать свое тело, пространство и партнеров – скорее отсылает к состоянию импровизатора, но ничего не  может сказать о процессе и результате. Импровизация сама по себе не является презумпцией истинного творчества. Она может исходить из разных предпосылок, требует особой подготовленности (или открытости) зрителя, можно назвать это включенностью в культурный контекст. Чудо импровизации, то есть значимый акт творения в момент «здесь и сейчас», разумеется, более вероятен в импровизации, но не гарантирован. Отвечая на воображение, интеллект, стиль, и энергию каждого человека, танцовщики находят пути прорыва через стереотипы мышления и движения, которые ограничивали их. Когда исчезает страх, и  человек реально умеет импровизировать (то есть выстраивать отношения с пространством, временем, зрителем, своими телесными возможностями и импульсами в настоящий момент времени), чудо более возможно.

Парадигма хореографии как имманентного видения мироустройства предполагает наличие в мире некоторого смысла, более того - Послания, которое можно  понять и расшифровать, и в этом пересекается с миром теологии. Импровизация предполагает отсутствие изначального смысла, и танец становится способом создать или обнаружить его отсутствие. Оба варианта равновозможные, отсюда внутренний, метафизический риск импровизации. В этом импровизация близка к мистическим  поискам.

Импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли. Современное  развитие танцевальной культуры, когда  импровизация все больше становится частью обучения танцоров, находит  свое место среди других видов  сценических искусств и доказывает это.

Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности

2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance»

Целевой аудиторией проекта  являются дети младшего школьного возраста от 7 до 10 лет, занимающиеся  в танцевальной студии «Dance».

Базой исследования стала  танцевальная студия «Dance» находящаяся в Республике Казахстан  город Алматы, ул. Наурызбай Батыра, д. 56.

Студия является коммерческим предприятием осуществляющая свою деятельность согласно законодательству Республики Казахстан. Танцевальная студия «Dance» относится к  субъектам малого бизнеса, с постановкой на учет в государственных органах в качестве индивидуального предпринимателя, с предельной численностью наемных работников до 25 человек. Индивидуальный предприниматель отвечает за свои обязательства всем принадлежащим ему имуществом согласно статьи 20 Гражданского кодекса Республики Казахстан56.

Информация о работе Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»