Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка проекта экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить исторические аспекты формирования танцевальной культуры.
Рассмотреть место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. Раскрыть понятие «импровизация» и выделить ее место и роль в современном танце, охарактеризовать ее значение в формировании танцевальной культуры детей. Представить характеристику деятельности танцевальной студии «Dance». Обосновать проект внедрения программы «импровизация», как один из важнейших аспектов формирования танцевальной культуры детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной деятельности 7
1.1. Исторические аспекты формирования танцевальной культуры 7
1.2. Место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. 14
1.3. «Импровизация» в современном танце, ее значение в формировании танцевальной культуры детей 30
Выводы 38
Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности 40
2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance» 40
2.2. Проект экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры на базе студии «Dance» средствами «импровизации». 52
Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 68

Вложенные файлы: 1 файл

03 04 возврат Капанина Елена 1 -2 часть дипломной работы docx.docx

— 557.22 Кб (Скачать файл)

Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развивались  другие танцевальные экзерсисы. Классический комплекс упражнений наиболее правильно  и гармонично развивает тело, активно  исправляя физические недостатки, создавая правильную манеру поведения, осанку столь  необходимую для детей.

Анализируя возникновение  и становление классического  танца, доктор искусствоведения В.М. Красовская приходит к выводу об определяющем значении этого вида искусства в  воспитании широты пластических возможностей человеческого тела, пишет: «Опираясь  на музыкальные формы своего времени, танец искал очищенную от конкретных бытовых подробностей систему условных выразительных средств. Одной из первых задач была упорядоченная  организация материала… За некую  постоянную единицу была принята  идеальная симметрия человеческого  тела… Появились такие устойчивые понятия, как позиция рук и  ног, как выворотность, как натянутость  ноги от верха до выгнутых книзу  кончиков пальцев. Все эти положения, упорядочивая беспорядочное, тем самым  поначалу лимитировать пластику, но в  то же время открыли перед ней  возможности направленного развития. Выворотность (разворот ноги в тазобедренном  суставе) увеличила амплитуду подъема  и размаха ноги вперед, назад, в  сторону. Натянутая до придела нога преодолевала в пространстве партерные  позы, а это помогало устремленности, частоте, высоте прыжков… Позиции рук  и ног уравновешивали тело, вырабатывая  устойчивость… »26.

Исходным в развитии обучающегося следует признать приобретение устойчивости. Постановка ног, корпуса, рук и головы создает необходимую танцевальную базу, с помощью которой развивается  двигательный аппарат обучающегося, то есть высокая степень координации  и такое качество, как «танцевальность». Основа  устойчивости – правильно  поставленный позвоночник – результат  правильного развития мышц спины  и поясницы Позиции ног и рук, положение epaulement, позы croisee, efface, ecarte arabesque позволяют подчинить тело условным положениям экзерсиса и закладывают основу для сознательного управления и контроля в движениях тела обучающего ребенка.

Приседание (plie) встречаются практически в каждом танцевальном движении. Только хорошо разработанное plie дает  движения мягкими и пластичными. Они связывают различные танцевальные pas в единую движенческую кантилену. Plie развивает мышцы, сухожилия и связки, производящие движения тазобедренного, коленного, голеностопного суставов. В исполнении этого элемента участвуют корпус, руки и голова.

Мышцы ног растягиваются  и сокращаются в медленных  скоростях. Таким образом, происходит подготовка тела обучающегося к последующим  трудностям – процесс разогревания.

Форма battements имеет различные группы: battement tendu, battement tendu jete, battement fondu, battement frappe, battement developpe, grand battement jete. battement tendu, battement tendu jete – важнейшие элементы экзерсиса. Правильная постановка ног, выворотность, сила ног вырабатываются именно ими. Особенностью battement tendu является его синтетический характер, заключающийся в том, что в процессе исполнения этих элементов в работу вводятся все группы мышц и связки ног (большие и малые)27.

Ваганова А.Я. отмечает: «Эти battements - основа всего танца. Они найдены так гениально, что, кажется, их создатель проник в самую суть строения и функций связочного аппарата ноги <…> недаром также принято перед танцем делать battement tendu, чтобы разогреть ноги  <…> но ноги не только разогреваются этим движением, они приводятся в состояние полной воспитанности для предстоящей им деятельности»28.

Юрий Громов в свое книге  описывает Battement fondu один из  элементов, вводящий в активную работу опорную ногу, вырабатывает мягкость приседания, его упругость, необходимую для исполнения прыжков (особенно при толчке - отдачи). Активная деятельность выгибающейся и разгибающейся работающей ноги развивает подвижность  коленного и тазобедренного суставов, тренирует мышцы бедра, голени и стопы. Соединение его элементами battement frappe создает возможность для конкретного переключения работы мышц, связок и суставов. При однородности этих элементов здесь соединяются мягкость исполнения с резкостью и энергичностью.

Battement releve lent battement developpe (подъем и вынимание ноги) – сложные элементы экзерсиса, они развивают шаг и силу ног. Особое развитие при изучении и совершенствовании этого упражнения получают мышцы, производящие сгибание, отведение и приведение бедра, а также тазобедренный сустав и косые мышцы живота. Упражнение воспитывает возможность удержать ногу на 90 градусов и выше (если это позволяют физические и возрастные возможности обучающегося ребенка)29.

Последний элемент из группы battements - grand battement jete (большой бросок ноги), также развивает шаг, внутренние бедренные мышцы и сухожилия, тазобедренный сустав, причем это развитие происходит еще более активно, нежели в battement releve lent и battement developpe30.

Важные элементы экзерсиса входят в форму круговых движений rond de jambe. Один из них - rond de jambe par terre (круг, описываемый ногой по полу). Этот элемент выполняет роль развития выворотности, эластичности и подвижности тазобедренного сустава. Особое развитие получают мышцы, выполняющие супинацию бедра (поворот бедренной кости кнаружи) и пронацию бедра (поворот бедренной кости внутрь). Эти упражнения, в свою очередь, являются исходными для изучения более сложных движений классического танца, таки как:

- связующие  и вспомогательные движения (par de bourree, coupe, passé и т.д.) развивает собственно танцевальность;

- прыжки (воздушные  и партерные), способствующие развитию  элевации (взлета) и баллона (задержки  и сохранения в воздухе позы  взлета)31.

Определенное  место в классическом экзерсисе  занимают упражнения «руки» и их разновидности, так называемые port de bra, которую особую роль играет при больших прыжках, где энергично помогая взлету и задержки в воздухе, они одновременно сохраняют и подчеркивают рисунок позы. Одна из функций рук является  пластическим выражением эмоций, смысла исполняемого танца и та гармоничная форма, которую руки придают всей фигуре танцующего32.

««Port de bras» лежит в основе великой науки рук классического танца, - определяет А.Я. Ваганова, - <…> только правильное нахождение своего места для рук завершает художественный облик танцовщицы и дает полную гармонию танца…»33.

Port de bras активно развивает плечевой, локтевой, лучезапястный суставы. Руки двигаются совершенно свободно и самостоятельно, при подтянутом корпусе и раскрытых, опущенных плечах.

Таким образом, классический экзерсис, создавая определенные танцевальные навыки, совершенствуя и закрепляя  их, оказывая серьезное воздействие  на развитие силы мышц, их эластичность и подвижность суставно-связочного аппарата, является основным средством  освоения танцевального искусства.

Работа концертмейстера-пианиста в классе хореографии, работающего  с детьми объективна сложна. Искусство танца без музыки существовать не может. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

По мнению Чащиной Т. В., концертмейстера и преподавателя по классу фортепиано музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Уроки хореографии от начала до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контакту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируется первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которое помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох,  стилей, жанров34.

Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать  ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей  концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.

Задачи музыкального воспитания детей:

- ритмическое  исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

- умение согласовать характер движения с характером музыки;

-  развитие  воображения, художественно-творческих  способностей у детей;

- повышение  интереса учащихся к музыке, развитие  умение эмоционально воспринимать  ее;

- расширение  музыкального кругозора детей35.

Концертмейстеру всегда приходится работать с детьми разного возраста, с педагогами разных танцевальных направлений  – народной хореографии, классического  и современного танца. Наполнять  музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром  данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один –  постоянное совершенствование, серьезный  творческий подход к работе.

В Ленинградском хореографическом училище музыкальное сопровождение  урока имеет в основном импровизационную форму. Экзерсис у палки и на середине зала почти целиком идет под музыкальную  импровизацию. В adajio, allegro импровизация чередуется с готовой музыкальной формой.

Импровизация может строиться  как собственная музыкальная  мысль пианиста, но может быть на тему какого-нибудь музыкального произведения. Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной педагогом  комбинации, иметь определенный ритмический  рисунок, соответствующий характеру  движений36.

Формы и виды проведения занятий  хореографией  с совмещением импровизации для детей младшего школьного  возраста:

Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 2-3 комбинаций.

Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа37.

Правое полушарие отвечает за творчество, с его помощью мы абстрактно мыслим. Игровые танцы  в раннем развитии используются для  визуального распознавания и  пространственной ориентации, образного  восприятия. Левое же полушарие мозга  отвечает за языковые способности, логическое мышление, математику, анализ. Все двигательные задания и музыкальные упражнения занятий развивают ориентировку в пространстве, умения анализировать  и реагировать на сигнал преподавателя.

Занятие необходимо строить  так, чтобы были задействованы оба  полушария мозга. Ведь именно правое полушарие отвечает за абстрактное  мышление, творческое восприятие искусства. На занятиях важно активно уделять  внимание пластике и фантазии: ведь если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что весь живой  мир, вся природа находится в  движении, причем движении удивительно  пластичном. Наблюдая с детьми за растениями, животными, птицами, рыбами, необходимо запоминать их движения, и повторять  под музыку. От простых упражнений надо переходить к более сложным, развивая фантазию и воображение  детей,  например: «красивую розу» вначале только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх к солнышку. Он тянется все выше и выше – и вот уже перед нами огромный розовый бутон. Бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир и превращается в прекрасную Розу. Пробуя уложить руки, словно лепестки. Продумывая, какого цвета  Роза, какой у нее характер. Наступает ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула. Необходимо активнее вовлекать ребенка в процесс воображения, включайтесь в творчество самим, изображая то, о чем говорит педагог и, побуждая детей повторять действия педагога38.

Импровизация и хореография. В современной культуре во внутреннем, неосознанном определении танца  существуют две противоречивые тенденции: с одной стороны, танец всегда ассоциируется со свободой выражения, раскрепощением, «полетом»; с другой – «уметь танцевать - значит, знать  правильные движения».

Это противоречие связано  с все еще существующим противопоставлением  двух различных тенденций внутри танца: импровизации и хореографии. Естественно, что танец изначально рождается из импровизации, а хореография (исторически) появилась только тогда, когда возникла необходимость передачи определенного опыта, закодированного  в танце. Естественный эволюционный источник импровизации - радость движения и игры. Естественный эволюционный источник хореографии - удовольствие от подражания и единства в движении. Импровизация изначально более индивидуалистична, а хореография основывается, если можно так выразится, на «стадных инстинктах», значимость которых для  человека очевидна.

Информация о работе Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»