Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка проекта экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить исторические аспекты формирования танцевальной культуры.
Рассмотреть место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. Раскрыть понятие «импровизация» и выделить ее место и роль в современном танце, охарактеризовать ее значение в формировании танцевальной культуры детей. Представить характеристику деятельности танцевальной студии «Dance». Обосновать проект внедрения программы «импровизация», как один из важнейших аспектов формирования танцевальной культуры детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной деятельности 7
1.1. Исторические аспекты формирования танцевальной культуры 7
1.2. Место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. 14
1.3. «Импровизация» в современном танце, ее значение в формировании танцевальной культуры детей 30
Выводы 38
Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности 40
2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance» 40
2.2. Проект экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры на базе студии «Dance» средствами «импровизации». 52
Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 68

Вложенные файлы: 1 файл

03 04 возврат Капанина Елена 1 -2 часть дипломной работы docx.docx

— 557.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной  деятельности 7

1.1.  Исторические аспекты формирования танцевальной культуры 7

1.2. Место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. 14

1.3. «Импровизация» в современном танце, ее значение в формировании танцевальной культуры детей 30

Выводы  38

Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности 40

2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance» 40

2.2. Проект экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры на базе студии «Dance» средствами «импровизации». 52

Выводы  59

Заключение 61

Список литературы 65

Приложения 68

Введение

Актуальность. Формирование танцевальной культуры играет важную роль в процессе становления всесторонне развитой личности. Занятия хореографией в детском возрасте будет способствовать более полному раскрытию творческого потенциала ребенка, поможет ему осознать свое призвание и свою социальную роль.

В настоящее время социокультурная  ситуация характеризуется целым  рядом негативных процессов, среди  которых особенно выделяется  тенденция недостаточного внимания к детскому творчеству, которое требует слишком большой отдачи: временной, моральной, материальной, для государства оно всегда было нерентабельным. Недостаточное внимание к вопросам творческого развития и нравственно - эстетического воспитания оборачивается в дальнейшем отсутствием духовных и нравственных ориентиров подрастающего поколения.

Младший школьный возраст  является особенно благоприятным периодом для формирования и развития танцевальной  культуры детей. Это обусловлено, во-первых, психофизиологическими особенностями развития ребенка в этом возрасте. Во-вторых, при поступлении в начальную школу сильно меняется образ жизни детей. В связи с тем, что они проводят много времени в малоподвижном состоянии за партами во время школьных занятий, резко возрастает их потребность в движении во внеурочное время. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость», благотворно влияет на общее психофизиологическое состояние и является необходимым фактором роста и развития маленького человека. Хореография как гармонично организованное движение в сочетании с музыкальным сопровождением, является одним из необходимых условий гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства. Занятия классическим танцем, с одной стороны, развивают ребенка физически и эмоционально, формируют координацию, пластику, красивое тело, воспитывают дисциплину, собранность, целеустремленность.  С другой стороны сложившаяся педагогическая система классического танца в своей структуре имеет жесткие специфические правила выполнения танцевальных движений, что ограничивает детям свободу для самостоятельного творчества и самовыражения.

Дети в этом возрасте воспринимают окружающий мир через игру и эмоции, поэтому маленькие исполнители не принимают постановок, самых интересных по композиции, показанных профессионально грамотно, но без внутреннего огонька. Им необходимы элементы импровизации, где образуется связь с духовным миром ребенка и реализуется потребность детей в самостоятельной деятельности, любознательности. При этом формируется творческий интерес к танцу, развивается творческая интуиция, музыкальное и танцевальное воображение, фантазия, свободное владение своими физическими возможностями, появляется первый опыт в творческой деятельности, что взращивает детей-творцов.

Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между потенциалом, заключенным в социально-культурных методах воспитания творческого отношения к танцу, и, как следствие, формирования танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста и недостаточностью их использования в хореографической студии.

Целью дипломной работы является разработка проекта экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance».

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить исторические аспекты формирования танцевальной культуры.
  2. Рассмотреть место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста.
  3. Раскрыть понятие «импровизация» и выделить ее место и роль в современном танце, охарактеризовать ее значение в формировании танцевальной культуры детей.
  4. Представить характеристику деятельности танцевальной студии «Dance».
  5. Обосновать проект внедрения программы «импровизация», как один из важнейших аспектов формирования танцевальной культуры детей.

В качестве рабочей гипотезы можно предположить, что формирование танцевальной культуры детей в условиях танцевальной студии возможно при наличии следующих условий:

- обеспечения целостного  индивидуального психологического  и педагогического подхода к  каждому воспитаннику в деятельности  танцевальной студии с учетом  возрастных особенностей детей.

- оптимального использования  личностного и творческого потенциала  каждого педагога-хореографа и коллектива педагогов студии в целом.

- внедрения программы по формированию танцевальной культуры в студии, средствами импровизации.

Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста как носители танцевальной культуры.

Предметом исследования являются психологические и педагогические условия формирования танцевальной культуры младших школьников в студии «Dance».

Степень научной разработанности  проблемы исследования в психологии и педагогике детского творчества уделяется особое внимание, поскольку ее решение связано с проблемой общего развития и созревания ребенка. Интерес представляют исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Анафьева, Е.И. Земятина, В.С. Ротенберга, Б.М. Рубина, Н. Рождественской, собранных в хрестоматию «Психология художественного творчества»1. В которых подчеркивается ведущая роль художественно-творческой деятельности детей в воспитании и обучении, а также психология творчества, задачи психологии искусства,  психология импровизации, психология сценической деятельности. В работах этих авторов отмечается, что творчество естественно и необходимо для ребенка, оно отвечает его потребностям и возможностям, хотя, неравномерно представлено в различных видах художественной деятельности детей.

Авторы, такие как Ю.Г. Громов, В. Красовская, А. Мессерер, Н.П. Базарова в своих работах  охватывают возникновение балета в России, расцвет и утверждение русского балетного театра, рассматривают хореографию как сценическое искусство, имеющее свою специфику и систему воспитания и обучения детей, отталкиваясь от методики преподавания и исполнения движений, разработанных в трудах профессора А.Я. Вагановой. 

Вместе с тем, в методической литературе редко встречается описание педагогических форм и методов работы с детьми, развивающих навыки импровизации, но о свойствах и значении импровизации, и ее развивающего творческого потенциала  писали О.А. Ермакова, М. Рахманова Н. Рощина. Авторы рассматривают состояние и этапы развития современного танца в России и за рубежом, а также значение танцевальной импровизации как явление современного искусства. А. Гиршон дает сравнительный анализ хореографии, как специфической технике структурирования и построения мира из заранее заложенных, выделенных кирпичиков и танцевальной импровизации как некого метода раскрытия потенциальных возможностей пустого пространства.

Практическая база исследования: танцевальная студия «Dance».

Методы исследования:

    • социокультурное проектирование;
    • экспертная оценка.

Практическая значимость дипломного исследования заключается в разработке и внедрении программы, которая поможет создать условия для повышения уровня танцевальной культуры детей и творческого отношения к танцу средствами импровизации в процессе постижения, осмысления и творческой интерпретации различных направлений танцевального искусства.

Данная работа будет интересна  и полезна в первую очередь  детям младшего школьного возраста, педагогам-хореографам и руководству  студии. К числу заинтересованных лиц можно отнести родителей  детей.

Дипломный проект призван  помочь в развитии танцевальной культуры детей, творческих способностей детей  младших школьников, приоритетом  выдвигается воплощение идеи воспитания человека самостоятельного, инициативного, ответственного, способного реализовать  свой творческий потенциал.

Структура дипломной работы  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной  деятельности

    1. Исторические  аспекты формирования танцевальной культуры

Традиционная танцевальная культура является самобытной формой духовной культуры народа. В нем  своеобразное отражение находят  психология, миропонимание, мироощущение народа, мировоззренческие представления, верование.

Танцевальная культура народов, глубоко отражающая суть национального характера, характерные черты менталитета, сегодня как никогда востребована обществом. Танцевальная культура - духовное наследие народа. Сегодня нужен новый взгляд и новый подход к традиционному танцевальному творчеству как творчеству, фокусирующему духовное начало этноса.

Проведем краткий экскурс  истории формирования танцевальной культуры.

Зарождение танца относится к глубокой древности, когда движение было непосредственным выражением сильных эмоций: охваченный ликованием, человек пускается в пляс; бьющая через край радость жизни, ощущение здоровья, наслаждение бытием выливаются в энергичные движения. Эта субъективно-эмоциональная связь сохраняется в танцевальном искусстве, и по сей день. Именно этим можно объяснить то исключительное место, которое танец занимает в пространстве художественной культуры во все исторические времена. Он прочно входит в социальную жизнь, является неизменным участником ритуалов, праздничных событий и как никакое другое искусство укоренен в быту, в повседневной жизни человека.

Танец является видом искусства, в котором средство создания художественного образа являются мимика, жесты и движения человеческого тела. Искусство танца в наше время принято называть хореографией (от греч. choreia. – пляска и grapho - пишу).  Однако надо помнить, что у этого слова есть еще два более узких смысловых значения:

- запись  танца при помощи определенной  системы условных знаков;

- искусство  сочинения танцев и танцевальных (балетных) спектаклей2.

Это определение не показывает всей широты и глубины этого понятия. Одним из ярких определений танца  и хореографического искусства  дается автором многочисленных  балетов и миниатюр, создателем собственного театра – труппы «Хореографические  миниатюры», наставником, балетмейстером, воспитавшим несколько поколений  советских артистов, классиком хореографии XX века Леонидом Якобсон – «Танец - это душа хореографии, ее сущность, тогда как хореография – понятие обобщающее. И классический танец, и народный танец, и школа китайского, индийского танца, и Айседора Дункан – все это хореография, искусство которое тоже нуждается в определении. Все, что связанно со спецификой искусства движения есть хореография. Это тоже трудноопределимо, но легче понимается. Все искусство человечества, начиная от вакхических, ритуальных шествий, через школы Петипа и Бурнонвиля, включая Комедию дель арте – все это Хореография с большой буквы. Хореография вмещает в себя все стили, все жанры, все развития и все «отклонения» искусства движения» 3.

В силу своей особо интимной связи с повседневной человеческой жизнью танец повышенно чутко  реагирует на стандарты вкуса  и эстетические нормы каждой эпохи. Танец рождается из материала  самой жизни. Бытовая жестикуляция и мимика – вот первооснова  танцевального искусства. Она также  легла в основу родственного танцу  искусства – пантомимы. О тесной связи пантомимы с танцем свидетельствует само возникновение термина: pantomimes (греч. «всему подражающий») – так в Древнем Риме назывался сольный драматизованный танец на мифологический сюжет4.

Пантомима обращена к повседневно-бытовому жестомимическому материалу или, иными  словами, к материалу самой действительности. Она становится базой для формирования хореографического языка, который  ее обобщает и художественно трансформирует. Можно говорить о том, что пантомимическое  начало всегда присутствует в танце, оно словно связывает танец с  окружающей человека действительностью  и помогает понимать смысл и содержание танцевальной композиции. Особенно наглядно роль пантомимического начала можно  наблюдать на примере индийского классического танца. Искусство  мима воспринимается как неотъемлемый компонент танца, понимаемого во всей широте многомерного мира пластики.

Сложную кривую вычерчивает  история танцевального искусства  в Европе. В Древней Греции танец – составная часть пользующегося особым почетом мусического искусства, в котором объединены пение, музыка и хореография. Согласно теории Платона, вся человеческая жизнь должна быть проникнута хореей, т.е. пением и пляской; а образованный человек – только тот, кто умеет хорошо петь и плясать5

Информация о работе Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»