Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка проекта экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить исторические аспекты формирования танцевальной культуры.
Рассмотреть место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. Раскрыть понятие «импровизация» и выделить ее место и роль в современном танце, охарактеризовать ее значение в формировании танцевальной культуры детей. Представить характеристику деятельности танцевальной студии «Dance». Обосновать проект внедрения программы «импровизация», как один из важнейших аспектов формирования танцевальной культуры детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной деятельности 7
1.1. Исторические аспекты формирования танцевальной культуры 7
1.2. Место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. 14
1.3. «Импровизация» в современном танце, ее значение в формировании танцевальной культуры детей 30
Выводы 38
Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности 40
2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance» 40
2.2. Проект экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры на базе студии «Dance» средствами «импровизации». 52
Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 68

Вложенные файлы: 1 файл

03 04 возврат Капанина Елена 1 -2 часть дипломной работы docx.docx

— 557.22 Кб (Скачать файл)

Материальное обеспечение  проекта представлено в таблице № 5

Таблица № 5

Статьи расходов

Затраты

Источники материальных ресурсов

Проектор

75000 тенге 

из бюджета студии

Аудио - видеоматериалы

15000 тенге

из бюджета студии

Элементы танцевального костюма, атрибутика.

10000 тенге

из бюджета студии

Почасовая заработная плата.

225000 тенге

из бюджета студии

Бюджет составляет 325000 тенге,  выделяемых из бюджета студии.


После внедрения проектной  экспериментальной программы «Импровизация  в Танце», в ходе повторного проведенного исследования, можно заключить, что  уровень танцевальной культуры детей  и творческого отношения к  танцу значительно вырос, что  показывает эффективность внедренного  проекта.

Результаты анкетного опроса экспертной группы после количественной обработки  представлены в графике № 10:

График № 10

Выводы

  1. Целевая аудитория проекта  составляет 15% занимающихся танцами, детей  младшего школьного возраста 7-10 лет, в отделении современной хореографии  танцевальной студии «Dance». Для получения более точных данных и возможности проведения последующего сравнительного анализа выборка испытуемых была условно распределена на две группы. Исследование проводилось методом экспертного опроса. Экспертная группа состоит из десяти педагогов-хореографов, форма опроса письменная (анкета). По результатам анкетирования экспертной группы, уровень подготовки танцевальной культуры, художественно-творческих способностей  и воображения детей - недостаточно высокий. Средняя оценка любительской группы, состоящая из 12 человек - 3,15. Средняя оценка профессиональной группы, состоящая из 15 человек – 3,17. Следовательно, можно заключить, что проект формирования танцевальной культуры детей должен быть построен с учетом развития творческого потенциала, воспитания художественно-творческих способностей  и творческого отношения к танцу, что возможно  при помощи создания экспериментальной программы, средствами «импровизации», который актуализировался в процессе проведения исследования.
  2. Целевым назначением предлагаемого проекта является создание условия для повышения уровня танцевальной культуры детей и творческого отношения к танцу средствами «импровизации» в процессе постижения, осмысления и творческой интерпретации различных направлений танцевального искусства. В основе проектной экспериментальной программы – идея необходимости изучения танцевальных практик с позиции традиционно-сложившихся методов и метода «импровизации». Проект под названием «Импровизируя в Танце», рассчитан на продолжительный период времени 40 недель по два занятия в неделю. Каждое занятие длится два академических часа. Проект состоит из 11 тематических мероприятий с детьми младшего школьного возраста на базе танцевальной студии «Dance». Расходы на проведения экспериментальной программы в течение одного учебного года составляет 325000 тенге,  выделяемых из бюджета студии.

После внедрения проектной  экспериментальной программы «Импровизация  в Танце», в ходе повторного проведенного исследования, можно заключить, что  уровень танцевальной культуры детей  и творческого отношения к  танцу значительно вырос, что  показывает эффективность внедренного  проекта. Результаты  анкетного  опроса экспертной группы: в любительской группе: до 3,15, после 4,11; в профессиональной группе: до 3,17, после 4,43.

Заключение

В ходе дипломного исследования были рассмотрены теоретические и прикладные аспекты формирования танцевальной культуры детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности в танцевальной студии «Dance» и сделаны следующие выводы.

Танцевальное искусство  с глубокой древности было неразрывно связано с импровизацией. Человек, охваченный эмоциональным подъемом, выплескивал все свои эмоции, в ритмичных движениях танца, выражая через него свое  отношение к окружающему миру, подражая деревьям, порывистому ветру. Его первые танцы носили в себе импровизационное начало. Эта субъективно-эмоциональная связь сохраняется в танцевальном искусстве и по сей день.

Воспитание танцевальной культуры детей младшего школьного  возраста  ориентировано на классические образы танцевального искусства, и на формирование ценностного отношения личности, эстетического идеала, воспитание вкуса.

Танцевальная культура - многокомпонентное  образное явление, тесно связанное  с музыкальным искусством, степень  ее восприятия во многом зависит  от сценического оформления и удачно подобранного костюма. Поэтому, логично рассматривать приобщение к танцевальному искусству, как, к сложному кропотливому процессу.

В процессе воспитания танцевальной культуры детей младшего школьного возраста формируются не только знания, умения и навыки в танцевальном творчестве, но и личностные качества, ценностное отношение к искусству и к миру в целом, что делает ребенка восприимчивым к живым человеческим эмоциям, учит сопереживать и сострадать, прививая высокие этические, нравственные нормы.

Система хореографических упражнений формирует не только красивое физически развитое тело, но и сильный волевой характер, так как классический танец выстроен на системе строгих канонов и жестких правил, вырабатывающих внутреннюю собранность, привычку к порядку, терпение и целеустремленность.

Однако эта же система  зажимает и сковывает учащихся,  дети не способны к импровизации, не умеют слышать свое тело, партнера, пространство, свободно отдаваться эмоциям  из-за существующих мышечных и психологических  барьеров, сковывающих реальные возможности  тела и духа. Введение импровизации в учебную практику  хореографической системы построено на включении детей в игровые моменты, умении отдаваться эмоциям, интуиции. Удачно исполненная импровизация подобно медитации, способна передать зрителю смысл послания. Но здесь есть опасность в том, что импровизация в значительных объемах может навредить процессу формирования основ классического танца, поэтому важно разработать специальную методику преподавания хореографии с элементами импровизации в системе классического танца.

На защиту выносятся:

  1. Результаты анализа деятельности танцевальной студии «Dance» города Алматы.

Студия «Dance» является коммерческим предприятием, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Танцевальная студия «Dance» относится к  субъектам малого бизнеса, с постановкой на учет в государственных органах в качестве индивидуального предпринимателя, с предельной численностью наемных работников до 25 человек.

Руководителем танцевальной студии «Dance» является Досхожаева Инга. Художественный  руководитель студии - Томилина Наталья Николаевна, почетный работник культуры города Алматы.

В студии существуют два отделения:

- отделение современной хореографии для детей различных возрастов,  проходящие комплексное программное обучение хореографии на основе классического танца.

- отделение латиноамериканских танцев для старших возрастных групп, проходящих комплексное программное обучение латиноамериканским танцам.

В настоящее время в студии танца  занимается 177  человек.  Из них  57% детей занимающихся в отделении современной хореографии, и 43% взрослых занимающихся в отделении латиноамериканских танце.

Целевая аудитория проекта составляет 15% занимающихся детей младшего школьного возраста, танцевальной студии «Dance».

Для выявления проблем  и последующей постановки цели проектной  деятельности было проведено исследование уровня танцевальной культуры и воображения, художественно-творческих способностей детей - представителей целевой аудитории.

В процессе исследования была выявлена необходимость в проведении системы  мероприятий, направленных на повышение уровня танцевальной культуры, художественно-творческих способностей  и воображения детей, который по результатам исследования был недостаточно высок.

  1. Проект экспериментальной программы формирования танцевальной культуры детей младшего школьного возраста «Импровизируя в Танце» разработан с учетом психофизических особенностей младших школьников с активным использованием метода импровизации.

Цель экспериментальной  программы создать условия для повышения уровня танцевальной культуры детей и творческого отношения к танцу средствами импровизации в процессе постижения, осмысления и творческой интерпретации различных направлений танцевального искусства.

Задачи программы:

  1. Развитие эмоциональной свободы, воображения, фантазии и интуиции, умение передать художественные образы и смысл танца зрителю.
  2. Стимулирование творческого подхода к танцу средствами импровизации, формирование танцевальной культуры детей.
  3. Эстетическое воспитание личности через знакомство с эстетическим потенциалом танца, музыкой, историей возникновения и развития танца, его характером, специфической манерой исполнения танцевальных движений.

Структура программы: проект под название «Импровизируя в Танце», рассчитан на продолжительный период времени на 40 недель по два занятия в неделю. Каждое занятие длится два академических часа с перерывом на 10 минут. Проект состоит из 11 тематических мероприятий с детьми младшего школьного возраста на базе танцевальной студии «Dance».

Методический инструментарий программы: рассказ педагога студии танца, демонстрация иллюстративного, фото- и видеоматериала, демонстрация образов практической деятельности, беседы и практическая деятельность.

Тематика мероприятий экспериментальной  программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста и творческого отношения к танцу средствами импровизации в танцевальной студии «Dance» разделена на:

- знакомство с нормами этикета в мероприятии «Танцевальный этикет»;

- музыкальное направление в мероприятии «Музыкальное движение»;

- актерское мастерство;

- историческое направление, в мероприятиях под названием: «Как танцевали первобытные люди?», «Пляски Античности», «Танцы Эпохи Средневековья и Возрождения», «Историко-бытовой танец», «Балет: история и современность»;

- танцы востока, в мероприятии под названием «Индия: жемчужина Востока»;

- импровизационное направление.

В конце учебного года, завершающим  этапом является участие детей в  работе над созданием танца под  названием «Я в мире танца». Результатом  проделанной работы является участие и проведение  премьеры танцевального номера на «открытом уроке».

Расходы на апробирование экспериментальной программы в течение одного учебного года составляет 325000 тенге,  выделяемых из бюджета студии. После внедрения проектной экспериментальной программы «Импровизация в Танце», в ходе повторно проведенного исследования на «открытом уроке», можно заключить, что уровень танцевальной культуры детей и творческого отношения к танцу значительно вырос, показывающее эффективность внедренного проекта.

Апробация проекта в течение  года свидетельствует, что гипотеза доказана, цель исследования достигнута.

Список литературы

  1. Азы  актерского мастерства: сборник  статей к 40-летию театрально-педагогической деятельности Владимира Викторовича  Петрова / сост. и доп. Е.Р. Ганелин. –  СПб.: Изд-во Речь, 2002. – 240 с.
  2. Базарова, Н.П. Азбука классического танца: первые три года обучения / Н.П. Базарова, В.П. Мей (Азбука классического танца)
  3. Блок, Л.Д. Классический танец: история и современность /Л.Д. Блок. – М.: Искусство, 1987. – 556 с.
  4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника /  П.П. Блонский. – М.: Изд-во институт практической психологии, 1997. – 575 с.
  5. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. – М.: Изд-во Искусство, 1971. – 544 с.
  6. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. /  Л.С. Выгодский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
  7. Герасимова, О.А. Импровизация шоумена: учебное пособие /  О.А. Герасимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 128 с. - (Высшее образование)
  8. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) от 27 декабря от 1994 года № 269-XII
  9. Грачева, Л.В. Актерский тренинг: теория и практика / Л.В.  Грачева. – СПб.: Речь, 2003. – 168 с.
  10. Громов, Ю.Г. От Школы на Росси к Школе на Фучика: история, теория сценического танца, хореографическая педагогика / Ю.  Громов. – СПб.: СПбГУП, 2001. - 148 с. - (Труды университета; Вып. 2).
  11. Громов, Ю. Г. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. / Ю.Г. Громов. – СПб.: СПбГУП, 1997. – 224 с.
  12. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
  13. Кодекс Республики Казахстан 10 декабря 2008 г. № 99 – IV «о налогах и других обязательных платежах бюджет»
  14. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца с 1 по 8 класс: учеб.-метод. пособие / В.   Костровицкая. – Изд. 2-е, доп. – Л.: Изд-во Искусство, 1981. – 262 с.
  15. Красовская, В.М. История русского балета: учебное пособие /  В.М. Красовская. – Л.: Изд-во Искусство, 1978. – 231 с.
  16. Македонская, И.В. Учебно-методическое пособие по актерскому мастерству: для I, II и III курсов хореографических училищ / И.В. Македонская, Е.В. Петрова. – М.: МГАХ, 1998. – 135 с.
  17. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб.: СПбГУП. 1998. – 364 с. – (Библиотека Гуманитарного университета; Вып. 6).
  18. Мессерер, А. Уроки классического танца / А. Мессерер. – СПб.: Изд-во Лань, 2004. – 400 с. – (Мир культуры, истории и философии).
  19. Митрохина, Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии: учебное пособие / Л.В. Митрохина. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2003. – 108 с.
  20. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие -  СПб.: СПбГУП, 2006. – 632 с. – (Библиотека Гуманитарного университета; Вып. 28)
  21. Основы теории художественной культуры: учебное пособие / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб.: Изд-во Лань, 2001. – 288 с. – (Мир культуры, истории и философии).
  22. Проблемы совершенствования хореографического образования: материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 16 декабря 2003 года / науч. ред. Ю.И. Громов. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 76 с.
  23. Психология конфликта / сост. и общ. ред. Н.В.Гришиной. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. - (Хрестоматия по психологии)
  24. Психология художественного творчества: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с. – (Библиотека практической психологии).
  25. Самодеятельное хореографическое искусство / Отв. ред. Ю.И. Громов. – СПб.: СПбГУП, 1993. – 88 с.
  26. Теория и методика физической культуры: учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: советский спорт, 2003. – 464 с.
  27. Хореографическое искусство: теория, история, методика обучения / Сост. Ю.И. Громов, В.А. Звездочкин, Д.Н. Катышева. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. – 104 с. – (Учебные записки искусств. Вып. 2).
  28. Художественная культура первобытного общества: хрестоматия / сост. И.А. Химик. – СПб.: Изд-во Славия, 1994. – 415 с.

Интернет-ресурсы

  1. Гиршон, А. Импровизация и хореография [электронный ресурс]  Официальный сайт Александра Гиршона. Режим доступа: http://www.girshon.ru/txt/choreo.htm (дата обращения: 28.02.2011).
  2. Рахманова, М. Тайна импровизации [электронный ресурс]. М. Рахманова // Всероссийский студенческий информационный портал. Режим доступа: http://www.xrapkoff.ru (дата обращения: 27.02. 2011).
  3. Рощина, Н. Воспитание музыкальной и танцевальной культуры школьника-петербуржца на основе синтеза искусств [электронный ресурс]. Н. Рощина // Nadinmuz Режим доступа: http://sites.google.com/site/nadinmuz/stihi-i-pesni/moi-stihi/planirovanie (дата обращения: 27.02. 2011).
  4. Рунин, Б.М. О психологии импровизации [электронный ресурс]: сборник / Б.М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. - Л., 1980. Режим доступа:  http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor31.html (дата обращения: 28.02.2011)
  5. Чащина, Т.В. Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии: детской школы искусств [электронный ресурс] Т.В. Чащина // Фестиваль открытых дверей «открытый урок». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586955/ (дата обращения: 28.02.2011)

 

Приложение № 1

 

Структура танцевальной студии «Dance»

 





 

 



 




 







 





 




 

 

 

 

 


 

 

 

 



 

 



 

 



 

 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Анкета для экспертной группы с целью определения уровня танцевальной культуры детей и их творческого подхода к импровизационному этюду.

 

ФИО эксперта_________________________________

 

ФИО ученика       __________________________

Возраст                __________________________

Пол                        __________________________

Группа                   __________________________

Выбранный образ __________________________

 

  1.  Как вы оцениваете  этюд,  учитывая подготовленность и возраст ребенка

1.                     2.                        3.                           4.                            5.

Информация о работе Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»