Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка проекта экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить исторические аспекты формирования танцевальной культуры.
Рассмотреть место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. Раскрыть понятие «импровизация» и выделить ее место и роль в современном танце, охарактеризовать ее значение в формировании танцевальной культуры детей. Представить характеристику деятельности танцевальной студии «Dance». Обосновать проект внедрения программы «импровизация», как один из важнейших аспектов формирования танцевальной культуры детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной деятельности 7
1.1. Исторические аспекты формирования танцевальной культуры 7
1.2. Место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. 14
1.3. «Импровизация» в современном танце, ее значение в формировании танцевальной культуры детей 30
Выводы 38
Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности 40
2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance» 40
2.2. Проект экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры на базе студии «Dance» средствами «импровизации». 52
Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 68

Вложенные файлы: 1 файл

03 04 возврат Капанина Елена 1 -2 часть дипломной работы docx.docx

— 557.22 Кб (Скачать файл)

Студия «Dance»  самостоятельно определяет форму и размер оплаты труда работника. Студия «Dance» использует специальный налоговый режим на основе упрощенной декларацией как субъект малого бизнеса, согласно статьи 433 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Руководителем танцевальной студии «Dance» является ИП Досхожаева Инга.

Художественный руководитель студии - Томилина Наталья Евгеньевна, почетный работник культуры города Алматы.

Основной задачей студии является обучающая. А именно обучение воспитанников хореографическому искусству, восприятие эстетического воспитания и физического развития. Педагоги дают воспитанникам хореографическую подготовку, выявляют способность у воспитанников, удовлетворяют их потребность в активности, развивают чувство ритма, танцевальную выразительность, координацию движений. Также воспитывают художественный вкус, умение полноценно воспринимать искусство танца.

Не менее  важной является воспитательная задача педагогов студии: воспитание культуры исполнения движений, точной передачи стиля и манеры классического танца, сценической культуры, культуры поведения, культуры костюма, культуры внешнего вида.

Еще одна задача, которую выделяют в своей работе педагоги-хореографы это развивающая. Она заключается в развитии у воспитанников выразительности, легкости силы и грации, которую подарила им природа.

Неотъемлемой частью работы студии выступает познавательная задача: С помощью современной хореографии, правильному преподаванию воспитанники познают мир, приобретают знания, необходимые для творческого восприятия художественных образов.

В студии существуют два отделения (см. приложение 1):

- отделение современной  хореографии, для детей различных  возрастов.

- отделение латиноамериканских  танцев, рассчитанное  для старших  возрастных групп. 

На данный момент в отделении  современной хореографии обучаются  дети с 4 до 15 лет, получающие полупрофессиональную хореографическую подготовку. Занятия  ведутся методом комплексного программного обучения современной хореографией, что помогает детям изучить танцевальное искусство в разных стилях, характерах и плоскостях. Группы делятся на несколько видов: подготовительную 4-6 лет, любительскую 7-12 лет и профессиональную 7-15 лет. Занятия в подготовительной группе проводятся 45 мин. в игровой форме, свободное посещение 2-3 раза в неделю; в любительской группе занятия проводятся по 90 мин., 2 раза в неделю в обязательном порядке; в профессиональной группе проводятся по 90 мин., 3 раза в неделю, в обязательном порядке. После полного завершения процесса обучения в профессиональной группе, студия выдает сертификат об окончании «Хореографической полупрофессиональной подготовки».

Комплекс программного обучения хореографией включает:

- джаз танец;

- модерн танец;

- классический танец;

- народно-сценический танец;

- акробатика.

Уроки хореографии проводятся в танцевальных залах, оборудованных  деревянными станками, зеркалами  и музыкальными инструментами (народный инструмент, рояль). Группы сформированы по возрастным категориям. Занятия  в них проводят с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

В отделении латиноамериканских танцев занимаются взрослые различных  возрастов. Основная цель этих занятий  – тренинг, оздоровительная программа. Занятия проводятся методом комплексного программного обучения латиноамериканских танцев. Комплекс программного обучения латиноамериканских танцев включает:

- латина;

- сальса;

- ча-ча-ча;

- джайв;

- пачанга.

Уроки латиноамериканских танцев проводятся в танцевальном классе, в котором имеются зеркала, паркетный  пол, музыкальное оборудование.

В студии существуют 14 групп, их них 3 подготовительные группы детей 4-6 лет, по 7-8 человек;  2 любительские группы детей 7-12 лет, по 9-12 человек; 2 профессиональные группы детей 7-15 лет, по 13-15 человек. (Рис.1)

В настоящее время в студии танца  занимается 177 человек.  Из них  57% детей занимающихся в отделении современной хореографии, и 43% взрослых занимающихся в отделении латиноамериканских танце. Целевая аудитория проекта составляет 15% занимающихся детей младшего школьного возраста.

Рис. 1. Количество человек занимающихся в группах.

Для выявления проблем  и последующей постановки цели проектной  деятельности было проведено тестирование уровня подготовки танцевальной культуры и воображения, художественно-творческих способностей детей - представителей целевой аудитории.

Целью исследования - изучение уровня сформированности танцевальной культуры и творческого отношения к танцу представителей целевой аудитории.

Генеральную совокупность исследования составили 27 детей в возрасте 7-10 лет. Для получения более точных данных и возможности проведения последующего сравнительного анализа выборка испытуемых была условно распределена по двум группам. В связи не сформированностью собственного мнения у детей и неумении объективно оценивать свои возможности, по решению руководителя студии организовывается экспертная группа (комиссия), состоящая из педагогов-хореографов в количестве 10 человек, для оценки сформированности танцевальной культуры детей. На «открытом уроке» в присутствии экспертной комиссии, дается индивидуальное задание детям на тему «Изобразить любимое животное» средствами танцевальной импровизации. Задание должно длиться в течение 1 минуты и исполняться под музыкальное сопровождение концертмейстера. В конце урока экспертная комиссия выставляет оценки и отражают свои выводы в анкете.

Характеристика целевой аудитории  исследования представлена в таблице  № 1.

Таблица № 1

Группы

Исследуемая аудитория

Дети младшего школьного возраста   учащиеся в любительской группе современной  хореографии студии «Dance»

7-10 лет - 12 человек

Дети младшего школьного возраста  учащиеся в профессиональной группе современной хореографии студии «Dance»

7-10 лет - 15 человек


Исследование проводиться  методом экспертной оценки. Форма  опроса экспертов письменная (анкета), которая предполагает обращение  с вопросами к определенной группе людей (экспертов, специалистов) для  получения сведений о мнениях, оценках  и предпочтениях опрашиваемых, применяемая  для сбора первичной информации. Совместное мнение обладает большей  точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Чаще всего  к таким оценкам приходится прибегать, когда анализируемая величина не поддается непосредственному измерению, учету.

Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования – например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию.

Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме  вопросов. Надежность и достоверность  информации, получаемой в результате опроса, в значительной мере обуславливается  конструированием и редакцией вопросов. Это предъявляет высокие требования к их формулировке. Анкета была оформлена в бумажном варианте. Вариант анкеты в приложении 2.

Результаты анкетного опроса экспертной группы после количественной обработки  оценок в графическом виде представлены:

График № 1.

Оценки экспертной группы на вопрос № 1: Как вы оцениваете его импровизационный этюд,  учитывая подготовленность и возраст ребенка?

Представленные данные в  графике № 1 показывают, что средняя  оценка любительской группы ниже профессиональной. Это позволяет заключить, что  занятия, проводимые 3 раза в неделю в профессиональной группе более  тщательны и дающие более серьезную  подготовку. Дети владеют более сложными движениями и  значительней развиты  эстетические и стилевые танцевальные навыки.

Выявленная средняя оценка двух групп – в целом удовлетворительна, но требующая планомерных продолжительных  уроков классического экзерсиса. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Занятия классическим танцем приносят детям такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Роль танца в воспитании движений детей, относятся по пластическим характеристикам к категории прекрасного, особенно важна. Скульптурная законченность поз и жестов, техническое совершенство и культура движений определяют гармоническое развитие, облагораживающее тело, является первостепенными в пластическом воспитании средствами танца.

В обучении возникает естественное совпадение освоения  технологии танца  с эстетически прекрасными движениями. Это позволяет определить основную направленность воспитания средствами танца ловкого, гибкого и подвижного тела, тренированного психологического аппарата будущего исполнителя. Это  является первой педагогической задачей.

График № 2

Оценки экспертной группы на вопрос № 2: Как вы оцениваете сюжетный подход ребенка к танцу в его импровизационном этюде?

Представленные данные в  графике № 2 показывают, что средняя оценка групп неудовлетворительная, которая позволяет заключить, что не развито художественно-образное мышление у детей. Творческие этюды предлагаются детям для самостоятельного создания танцевальной композиции. Приводимые примеры детей были не разнообразны по выбору сюжетной линии и по выбору персонажа для своего импровизационного этюда - «Кошка», «Щенок».

Первая попытка исполнения этюда предоставляется детям  для самостоятельного поиска выразительных  средств воплощения заданного образа. Затем, используя различные методы, педагог направляет этот поиск (наводящие  вопросы о характере и обстоятельствах  действия персонажа; объяснение особенностей пластики и прямой показ движения или отдельных его элементов).

Ребенку легче осмысливать и воплощать танцевальные образы, если танец имеет сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием тех или иных взаимодействующих персонажей. В связи с этим обучение начинается с простейших упражнений и этюдов; на их примере дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» отдельных пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся выразительно передавать различные настроения, отношения и др.

График № 3

Оценки экспертной группы на вопрос № 3: Как вы оцениваете использование  детьми пройденного материала в  его импровизационном этюде?

По итогам опроса экспертной группы по данному вопросу в представленном графике № 3, средняя оценка любительской группы ниже. Это связанно  с недостаточностью опыта танцевальных движений и элементов классического экзерсиса. Представленные  данные позволяют сделать вывод, что использование пройденного материала очень низка в двух группах и ее средняя оценка неудовлетворительная.

Когда танцевальная импровизация бедна по исполнению и структуре, критики говорят, что «импровизация  в выступлении не работает», ею гораздо  интереснее заниматься, чем смотреть.

Проявление творческой мысли  может произойти внезапно и только в системе сознательного, творческого  труда на основе длительного и  глубокого осмысления проблемы. Ожидание появления творческих мыслей, не подкрепленное  систематическим творческим трудом, будет тщательным и не приведет к  актуализации творческого процесса.

График  № 4

Оценки экспертной группы на вопрос № 4: Как вы оцениваете использование придуманных движений детьми в его импровизационном этюде?

Представленные данные в  графике № 4 показывают, что средняя  оценка любительской группы выше профессиональной. Это позволяет заключить, что дети любительской группы более раскрепощены и не зажаты рамками. Средние оценки у двух групп удовлетворительные. На занятиях важно активно уделять внимание пластике и фантазии: ведь если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что весь живой мир, вся природа находится в движении, причем движении удивительно пластичном. Наблюдая с детьми за растениями, животными, птицами, рыбами, необходимо запоминать их движения, и повторять под музыку. От простых упражнений надо переходить к более сложным, развивая фантазию и воображение детей.

Умение комбинировать  движения развивается у детей  во время проб танцевальной импровизации.

График  № 5

Оценки экспертной группы на вопрос № 5: Как вы оцениваете актерское мастерство ребенка в его импровизационном этюде?

Представленные данные в  графике № 5 показывают, что средняя  оценка любительской группы выше профессиональной. Это позволяет заключить, что дети любительской группы более раскрепощены и не зажаты рамками. Средние оценки у двух групп удовлетворительные.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством  формирования личности учащегося ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

График  № 6

Оценки  экспертной группы на вопрос № 6: Как вы оцениваете музыкальность исполнения  ребенком его  импровизационного этюда?

Представленные  данные в графике № 6 позволяют сделать вывод, что музыкальность исполнение профессиональной группы значительно выше любительской. Это можно связать с тем, профессиональная группа большее время занимаются классическим экзерсисом, которая воспитывает в детях музыкальность исполнения упражнений.

На занятиях по хореографии  учащиеся овладевают основными навыками движения под музыку, элементами танцев, умением эмоционально передавать игровые  образы, вырабатывают правильную осанку, а так усовершенствуется умение детей самостоятельно начинать и  заканчивать движения под музыку.

Информация о работе Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»