Речевая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Специфика лингвистики как области научного знания предопределяется прежде всего свойствами ее объекта – и именно поэтому лингвистика плохо укладывается в принятое разделение научных дисциплин на науки гуманитарного и естественнонаучного цикла. Объект лингвистики – естественный человеческий язык во всех его проявлениях. Язык же, с одной стороны, теснейшим образом связан с психической сферой человека, и прежде всего – с его мыслительной деятельностью и с продуктами этой деятельности, с тем, что называют «духовной сущностью» человека. Язык – неотъемлемая часть человека, одно из основных проявлений его человеческой сути. В этом плане он относится к объектам «идеальной» природы, и поэтому лингвистику правомерно считать гуманитарной наукой. С другой стороны, язык есть естественное образование, возникшее и существующее помимо воли человека, и как таковое он является объектом материальной природы. Это обстоятельство объединяет лингвистику с областями естественнонаучного знания.

Содержание

Содержание
Введение 2
Глава 1. Теория речевой деятельности 3
1.1. Объект и предмет лингвистической науки (языкознания) 3
1.2. Язык и речь 6
1.3. Понятие речевой деятельности 16
Глава 2. Структуры и виды речевой деятельности 22
2.1. Общая (фазная) структура речевой деятельности 22
2.2. Основные виды речевой деятельности 26
2.3. Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности 34
2.4. Специфические особенности речевой деятельности 49
Заключение 56
Список литературы 57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Речевая деятельность.docx

— 339.89 Кб (Скачать файл)

Действие в современной психологии (в теоретической концепции деятельности) определяется как одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая  ее мотивом и соотносимая с  определенной целью. Действие всегда направлено на достижение некоторой цели (которая  в типичном варианте является как  бы «промежуточной» по отношению  к общей, конечной цели деятельности); действие всегда предполагает решение  какой-то конкретной, «частной» задачи в рамках целой деятельности. Каждый конкретный вид деятельности реализуется  путем выполнения определенных, нередко  весьма специфических действий.

Целостное действие (согласно теоретической  концепции П.Я. Гальперина) состоит  из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля за ним23. Действие характеризуется следующими параметрами:

 • уровнем выполнения (например, в экспрессивной речи – это законченное речевое высказывание, полностью соответствующее нормам данного языка; в речи про себя – внутреннее проговаривание «в уме», т. е. на уровне внутренней речи);

 • степенью обобщенности и сокращенности;

 • наконец, степенью освоенности и «автоматизированности». Отдельное действие отличается от деятельности в целом прежде всего отсутствием собственной «мотивации». Мотивом для каждого действия в рамках целостного акта деятельности выступает мотив самой деятельности. Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин и др.) позволили установить, что на основе внешних материальных действий, путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.

Для определения речевого действия в психолингвистике (с подачи зарубежных специалистов X. Джексона, Ч. Осгуда, Д. Скиннера и др.) чаще всего используется термин «речевой поступок», который  по своему значению «подразумевает»  и мотивацию речи, и ее социальную детерминированность, и индивидуально-личностный аспект практической реализации РД. Вместе с тем нельзя не заметить, что  «в методическом плане», применительно  к содержанию «речевой» работы, этот термин-понятие является не совсем удачным. Он представляет собой своего рода общее обозначение действия, не наполненное конкретным содержанием. Кроме того, основное значение слова  «поступок» (социальное действие, поведенческая  реакция и др.) достаточно прочно закреплено в лексической системе  любого языка, что определяет необходимость  постоянного абстрагирования от этого основного значения при  использовании данного слова-понятия  для обозначения речевого действия. Для практики коррекционной логопедической работы более подходит другой термин-понятие, предложенный А. А. Леонтьевым.

По своему объему и структуре  речевые высказывания (РВ) подразделяются на отдельные (или одиночные) высказывания и развернутые речевые высказывания (описание, повествование, рассуждение). Первым из них соответствует такая  единица языка, как предложение, вторым – текст. «Отдельные высказывания» и «предложения», «развернутые высказывания» и «текст» – это не тождественные синонимы-понятия. Первые из них относятся к единицам речи и соответственно – к психолингвистическим единицам, вторые – к единицам языка.

Отдельное высказывание может быть реализовано в комбинированном  варианте: одни его структурно-семантические  компоненты могут быть выражены знаками  языка, другие – невербальными знаками (жест, мимика, неречевые звуки, голосовое  интонирование без фонемного  продуцирования слогов и слов), и  при этом оно все равно остается речевым высказыванием. РВ может  быть (в исключительных случаях) реализовано  только через использование неязыковых знаков (в качестве примера можно  привести «веревчатое письмо» древних  индейцев Северной и Центральной  Америки). В отношении единиц языка (предложение, текст) такое «допущение»  невозможно; это «строго нормативные» знаковые единицы, в связи с чем  любой ненормативный вариант  их знакового выражения всегда однозначно интерпретируется как «ошибочный», как отклонение от речевой, языковой. По своей «коммуникативной направленности» (задаче) речевые высказывания подразделяются на: (1) высказывания, служащие для передачи «новой» информации; (2) высказывания, цель которых – получение необходимой  информации (на уровне отдельных высказываний им соответствуют вопросительные предложения); (3) высказывания– побуждения к неречевым  и речевым действиям (или императивные высказывания) и (4) высказывания – умозаключения.

Речевое высказывание рассматривается  в психолингвистике24 как действие, имеющее свое «означаемое» (предмет высказывания, соответствующий общему предмету РД) и «означающее». В качестве «означаемого» выступает то, что человек хотел выразить своим речевым действием; «означающим» является форма реализации действия (для речевого высказывания – это соответствующая языковая форма выражения).

 В качестве «означаемого»  выступает передаваемое субъектом  РД смысловое содержание высказывания. Коммуникативной формой является  лексико-грамматическое и интонационное оформление речи. С учетом вышесказанного, речевое высказывание реализуется в речевой деятельности на уровне сообщения или суждения, высказываемого в форме предложения или текста.

Вторым структурно-образующим компонентом  деятельности является операция. Операция – это также одна из составляющих деятельности человека, соотносимая  с объективно-предметными условиями  достижения целей деятельности.

Операции формируются в результате преобразования действий при их выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием, средством осуществления  другого действия, условием достижения новой цели.

По своей природе операция почти  тождественна действию. Их основное отличие  между собой состоит в следующем. История становления и развития человеческого общества свидетельствует  о том, что изначально любая деятельность складывалась и выполнялась на основе последовательных равноправных действий. Постепенно (в ходе общественно-исторического  развития) отдельные действия стали  выполняться в максимально автоматизированном варианте, сознательный контроль за их выполнением уступил место подсознательному, а сами действия перестали соотноситься с решением какой-то частной, промежуточной  задачи в ходе осуществления деятельности.

Специфической особенностью речевой  деятельности является то, что входящие в ее состав основные действия –  действия порождения речевого высказывания и его восприятия и понимания  включают целый набор (несколько  десятков) взаимосвязанных между  собой операций.

В психологии речи, лингвистике и, разумеется, в психолингвистике принято  дифференцировать операции по их предмету и предназначению. Так, принято выделять операции со знаками языка – языковые операции, семантические операции –  операции со смысловыми единицами РВ («семами») и собственно речевые  операции, обеспечивающие реализацию речевой деятельности (различные  виды и формы речи). К речевым  операциям, обеспечивающим механизм построения и реализации речевых действий (речевых высказываний), относятся операции сличения, выбора смысловых и языковых элементов, «набора» (составление целого из частей), а также перестановка, замена, построение высказывания по аналогии и др. Примером речевых операций является, в частности, выбор нужных элементов семантического комплекса (поля) в процессе лексического оформления высказывания.25

Операции в процессе речевой  деятельности доводятся до автоматизма. Это, в свою очередь, способствуют доведению  операционной стороны речевого действия до уровня навыка.

Навык определяется в психологической  теории деятельности как оптимальный  качественный уровень выполнения действия или операции. Это такой уровень  их выполнения, при котором сознание человека – субъекта деятельности – полностью или почти полностью  сосредоточено на содержательной стороне  этой деятельности. При этом субъект  деятельности отвлекается, «абстрагируется» от технической стороны выполнения действий и операций.

По аналогии с операциями, навык  может быть языковым, если «автоматизируются» (доводятся до совершенства) средства формирования мысли и построения речевых высказываний, и речевым, если автоматизируются способы формирования и формулирования мысли, способы  осуществления речевой коммуникации. К основным языковым навыкам (в лингвистике  и психолингвистике) относятся:

 • навыки отбора средств языка (главным образом слов и словосочетаний) при построении речевых высказываний для целей адекватного отображения предмета речи;

 • навыки словоизменения (изменения слов по грамматическим формам) и, соответственно, навыки отбора словоформ (нужной грамматической формы слов);

 • навыки правильного оформления грамматической связи слов в словосочетаниях, а также построения самих словосочетаний;

 • навыки словообразования (образования одних слов от других с использованием различных способов – «языковых стратегий»);

 • навыки правильного грамматического структурирования (оформления) предложений;

 • навыки нормативного оформления грамматической связи между предложениями в составе текста.

Соответственно к речевым навыкам  в психолингвистике относят навыки смыслового анализа предмета речи и  определения смысловых элементов  содержания речевого высказывания; навыки речевого общения; навыки диалогической  речи (диалогического общения); навыки монологических высказываний (а в  их составе – навыки пересказа, составления  рассказа-описания, рассказа-сообщения  по наглядной опоре и др.). Подразделение  навыков на языковые и речевые  является достаточно условным, поскольку  речевые навыки «включают» в свой состав языковые (так как без них  невозможно нормативное построение речевых высказываний), а языковые навыки без их использования в  речевой деятельности, в речевых  действиях и операциях никакой  самостоятельной ценности для человека не имеют. Вместе с тем дифференциация навыков на языковые и речевые  играет существенную роль в методическом аспекте с точки зрения правильной организации «речевой работы», особенно применительно к практике логопедии. Специалисту, профессионально занимающемуся  формированием речи детей (особенно в условиях патологии развития), очень важно осознанно и методически  грамотно подходить к составлению  программы коррекционно-педагогической работы, в структуре которой необходимо соблюдать строгий «баланс» приоритетов  и задач «речевой работы», не допуская «перекосов» в собственно речевую  или языковую работу и не умаляя значения обоих направлений в  работе по формированию речи. Методический анализ программ коррекционной логопедической работы с разными категориями  детей с нарушениями речи, предлагаемых разными авторами, должен проводиться  логопедом-практиком также с учетом дифференциации речевых и языковых навыков.

Не менее важным для коррекционного педагога является и знание параметров оценки сформированности навыка, которая  пока еще не получила достаточного распространения в практике «речевой» (в т. ч. логопедической) работы. В этой связи важным является рассмотрение основных критериев сформированности навыка. К их числу относятся:

 • правильность и качество выполнения действия или операции (применительно к речевому действию – соответствие содержания речевого высказывания целям РД, а его языкового оформления – нормам данного языка, т. е. языковой норме; отсутствие ошибок;

 • оптимальная скорость (темп) выполнения действия и отдельных составляющих его операций;

 • отсутствие направленности сознания на форму («техническую» сторону) выполнения действия;

 • отсутствие напряжения и быстрой утомляемости;

 • исключение промежуточных операций;

 • устойчивость — качество и время выполнения действий (операций) должно оставаться неизменным в условиях усложнения (до определенного предела) деятельности, составной частью которой они являются.

Следует особо подчеркнуть роль речевой практики в формировании речевых навыков. Все навыки (как  языковые, так и собственно речевые) формируются при кратном выполнении речевых действий. Осуществление  речевой деятельности предполагает при этом, что речевые действия должны быть доведены до такого уровня совершенства их выполнения, как «навык».

Таким образом, речевой навык —  это речевое действие или операция, осуществляемые по оптимальным параметрам. «Такими параметрами являются бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормальный темп (скорость) выполнения, устойчивость…». Если по этим параметрам речевое действие или  операция удовлетворяет потребностям речевой коммуникации, значит, обучающийся  выполняет ее правильно, следовательно  – речевой навык сформирован.

Если понятие «навык» соотносится  с действием и операцией и  определяет достаточно высокий уровень  их выполнения, то «умение» можно соотнести  с деятельностью в целом. «При усвоении речевых единиц и правил их использования, – указывает И.А. Зимняя, – у человека появляется речевая способность, которая формируется, совершенствуется под влиянием речевого общения. Эта способность и есть речевое умение». Речевое умение как целостная система включает четыре составляющие ее подсистемы: лексическую, грамматическую, произносительную и семантическую. Каждая из подсистем содержит комплекс взаимосвязанных навыков и «частных» умений, а также соответствующих им образов-представлений, включая образы-эталоны. Речевая способность человека «реализуется в процессе выбора, отбора необходимых слов (единиц языка, обозначающих как предметы и явления, так и их отношения) и составления из них сообщения по соответствующим правилам данного языка».

Информация о работе Речевая деятельность