Контрольная работа по «Основам речевой деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №1. Как вы думаете, речевая деятельность носит индивидуальный или социальный характер. Обоснуйте свою позицию.
Вопрос №2. Кто такие Кирилл и Мефодий? Тезисно изложите ход их деятельности по созданию алфавитов.
Вопрос №3. Приведите ряд доказательств тому, что детские новообразования – это творчество. Доказательства проиллюстрируйте примерами.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по курсу «Основы речевой деятельности»студентки 2 курса .docx

— 42.66 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по курсу «Основы речевой  деятельности»студентки 2 курса

 

Вариант №11.

 

Вопрос №1.

Как вы думаете, речевая  деятельность носит индивидуальный или социальный характер. Обоснуйте  свою позицию.

Человек – общественное существо, От природы он наделен  речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность.

Что же можно назвать речевой  деятельностью? Это деятельность, орудием  которой является язык и у которой  есть свой мотив, цель, конечный результат.

Человек действует, когда  говорит, пишет и читает, когда  слушает другого. Таким образом, различают четыре вида речевой деятельности. Два из них производят текст — это говорение, письмо, и два из них осуществляют восприятие текста — это слушание и чтение. Как видим, язык здесь воплощается в письменной форме (когда мы пишем и читаем) и в устной (когда мы говорим и слушаем). Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому.

Функции речевой деятельности  (функции языка и речи) – это прежде всего ее общественное и индивидуально-личностное предназначение, та роль, которую речевая деятельность выполняет в осуществлении основных видов жизнедеятельности человека и общественной деятельности.

 Я считаю,  что речевая деятельность - это деятельность, имеющая и индивидуальный,  и  социальный характер, без нее невозможна никакая другая, ни трудовая, ни  научная, ни государственная, ни политическая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности.

Индивидуальный характер речи проявляется, например когда человек остается один и использует речь, скажем, для потребностей собственного мышления (речемыслительной деятельности), он осуществляет «самокоммуникацию», диалог (общение) с самим собой. В данном случае речь выступает как  форма существования  сознания.

Наиболее масштабный и  авторитетный труд в этой области  принадлежит  Ж.Пиаже. Пиаже  впервые  с  необычайной  глубиной  и  широтой  охвата  подверг

систематическому исследованию особенности детского мышления  и  речи. В

этом исследовании он приходит  к выводу,  что все разговоры детей можно

подразделить  на  две  группы,  которые  можно  назвать  эгоцентрической   и

социализированной речью. Под  именем  эгоцентрической  речи  Пиаже  понимает

речь, отличающуюся прежде всего свой функцией.  "Эта речь  эгоцентрична,  -говорит Пиаже, - прежде всего потому, что ребенок говорит лишь  о  себе.  Онне интересуется тем, слушают ли его, не ожидает ответа.  Он  не  испытываетжелания воздействовать на собеседника или действительно сообщить  ему что-нибудь. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал.  Он  ни  ккому не обращается".

Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном  между  аутентической  и социализированный мыслями. По своей структуре она остается  аутентической, но  ее  интересы  уже   не   направлены   не   удовлетворение   органических потребностей или потребностей игры,  как  при  чистом  аутизме,  а  обращены также на умственное приспособление как у взрослого.

Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической речи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским.

По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически может быть описана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям общения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь сопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыражения становится все более непонятной для окружающих; к началу школьного возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля.

Проведя ряд  экспериментов, Л.С.  Выготский  показал, что помимо функций указанных у Пиаже,  эгоцентрическая речь  очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает  выполнять функцию образования плана разрешения задачи.  По  поводу  результатов этого эксперимента Л.С. Выготский высказался так:  "Мы  не  хотим вовсе сказать,  что эгоцентрическая речь ребенка проявляется всегда только в этой  функции.  Мы не хотим утверждать далее, что эта интеллектуальная функция эгоцентрической речи возникает у ребенка сразу…в эгоцентрической речи  мы  склонны видеть переходную стадию в развитии речи от  внешней к внутренней"

По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая  речь на пороге школьного обучения становится попросту ненужным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения: он полагал, что данная форма речевой деятельности не исчезает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. Иными словами, сходит на нет не эгоцентрическая речь как таковая, а только ее внешняя, коммуникативная составляющая. То, что представляется несовершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким инструментом саморегуляции. С её помощью человек планирует собственное поведение. (Например, некто говорит сам себе: «Не волнуйся! Все в порядке»; или: «Сначала перейду площадь, потом пойду налево, заверну за угол».

Социальный характер речевой  деятельности,  по мнению А.А. Леонтьева  заключается в том, что она  обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя  ее.

 Социальный характер  речевой деятельности определяется  условиями, в которых она функционирует,  отношениями людей, вступающих  в общение друг с другом, мотивами, побуждающими их общаться, целями, которые они при этом преследуют. С точки зрения психолого-педагогической  науки речь выступает условием  полноценного существования человека  в социуме, поскольку она имеет  деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения. Известный канадский психолог Ж.Годфруа, характеризуя феномен речи, отмечает, что она представляет собой средство общения, " необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий ".

Социальный характер речевой  деятельности проявляется и в  том, что для ее осуществления  требуется коллектив (самое меньшее  два человека). Помимо непосредственных участников — говорящего и слушающего, обычно меняющихся ролями, необходим  и предмет речи, то, о чем говорят  и по поводу. Высказывание является центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все  остальные «участники» диалога. важная особенность речи, непосредственно связанная с адресатом речевого акта, — это адресованность речи. Речь не существует сама по себе, ради самой себя. Итальянский исследователь В. Пизани замечает, что "когда двести юкагиров спят и не видят снов, их язык перестает существовать как таковой и вообще прекратил бы свое существование, если бы по какой-либо причине юкагиры перестали просыпаться".

Речь существует для слушающего, для того, чтобы передать, сообщить ему, что думает, чувствует, хочет говорящий. Роль адресата не менее важна, чем роль производителя речи. Без я речь невозможна, без ты речь обессмысливается, превращается в глас вопиющего в пустыне и тоже фактически перестает существовать. В этом случае нарушается, как говорят ученые, коммуникативная природа речи, существующей прежде всего как средство общения.

Наличие адресата влияет не только на сущность, но и на форму  речи. Если позиция я обусловливает индивидуальность, субъективность речи (говорящий стремится выразить особенности своего восприятия), то позиция ты — стабильность, постоянство речевой формы, стремление к использованию речевых средств, общих для говорящего и слушающего.

Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.  Кроме того, несомненной заслугой ученого явилось то, что он первым в мировой психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал речевой деятельностью.

В своей психосоциологической теории он  подчеркивает ярко выраженный социальный характер речи. По его мнению, изначально, с момента своего появления на свет, ребенок включен в непрерывный процесс общения и является активным субъектом социума. В исследованиях Л.С.Выготского прослеживается тесная взаимосвязь между речью и психикой человека. С его точки зрения, язык представляет собой социальный продукт, который постепенно интериоризируется ребенком и становится главным "организатором" его поведения и таких когнитивных процессов как восприятие, память, мыслительные операции. В свою очередь, уровень развития этих психических процессов оказывает определяющее влияние на содержательную сторону речи и во многом определяет степень связности речевого высказывания. Л.С.Выготский определяет речь как основное средство общения. В книге " Мышление и речь" он отмечает, что "...общение, не опосредованное речью или другой какой - либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах."

Таким образом, выше изложенное, позволило сделать вывод, что  речевая деятельность носит и  индивидуальный и социальный характер.

      

Литература:      

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М.: 1956.
  2. Леонтьев А.А. Психолингвистика.  Л., 1997.
  3. Мечковская Н. Б.Социальная лингвистика. 2 изд. - М., 2000.
  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
  5. Солганик Г.Я.  Стилистика текста: Учеб. пособие. - М.: Флинта, Наука, 1997
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 

 

 

Вопрос №2

 

Кто такие Кирилл и Мефодий? Тезисно изложите ход их деятельности по созданию алфавитов.

 

Кирилл (в миру Константин) и Мефодий - братья, славянские просветители. Заслуги их в истории культуры огромны. 

Кирилл разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и  положил начало широкому развитию славянской письменности.  Кроме того, они  перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского литературного языка  и славянского книжного дела. Проводили  среди западных и южных славян большую просветительскую работу и  способствовали распространению грамотности  у этих народов. Основоположники  славянского и старославянского литературно- письменного языка, который  в свою очередь явился своеобразным катализатором для создания древнерусского, древнеболгарского и литературных языков других славянских народов. 

Младший брат писал, старший  переводил его работы. Младший создал славянскую азбуку, славянскую письменность и книжное дело; старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым ученым, философом, блестящим диалектиком и тонким филологом; старший - способным организатором и практическим деятелем.

Важнейшими источниками, освещающими этот вопрос, являются мораво-паннонские жития Кирилла и Мефодия (конец IX в.) и сказание о письменах Черноризца Храбра (конец IX — начало X вв.). Это сочинение древнеболгарского книжника написано на церковнославянском языке и рассказывает об особенностях славянской азбуки, об условиях ее возникновения. Сказание было посвящено доказательству того, что славянское письмо, созданное Константином-Кириллом, ничем не уступает греческому и, более того, способно передать все особенности славянского языка. Согласно этим, а также иным источникам, создание или усовершенствование Константином одной из славянских азбук рисуется следующим образом.

Кирилл (826-869 гг.) и его  старший брат Мефодий (820-885гг.) родились и провели детство в македонском городе Солуни (сейчас Салоники). Одним из учителей Кирилла, преподававшим ему философию, был знаменитый Фотий. Дружба Кирилла и Фотия во многом предопределила дальнейшую судьбу Кирилла. Отказавшись от выгодной женитьбы и блестящей карьеры принял сан священника, а после тайного ухода в монастырь, стал преподавать философию (отсюда прозвище Кирилл- «Философ»). Старший брат Мефодий рано поступил на военную службу и вскоре был назначен управителем одной из подвластных Византии славяно-болгарских областей. Около десяти лет Мефодий провел в этой должности. Затем он оставил службу и удалился в монастырь.

Около  855г.  Кирилл принял участие в дипломатической  миссии к арабам .

В 859-861 годах Кирилл и Мефодий, по указанию императора и патриарха, предприняли миссию в Хазарию, чтобы в диспутах победить иудеев, сильно хуливших христианскую веру. Там Кирилл пополняет свои знания еврейского языка, применявшегося образованной верхушкой хазар после принятия ими иудейства, по мнению некоторых ученых, во время этой поездки он начинает свою работу над созданием славянской азбуки. Первоначально Кирилл, задумывая единую азбуку для всех славянских государств, хотел «одеть» её в одежду греческого алфавита. Но первоначальный замысел изменился, во время остановки в Херсонесе (Корсунь), он изучал Евангелие и Псалтирь, написанные «рушьскими письменами», то есть русскими. А так же  Кирилл открыл останки Климента, папы римского (I-II века) и часть их увез в Византию.

В 863 г. по приглашению великоморавского князя Ростислава братья отправились в Моравию для проповеди христианства на славянском языке, которым оба владели в совершенстве. Согласно единодушному свидетельству всех дошедших от того времени источников, Кирилл перед отъездом в Моравию разработал какую-то славянскую азбуку, а затем, пользуясь этой азбукой, перевел на славянский язык основные христианско-богослужебные книги. Например в мораво-паннонском житии Кирилла мы читаем, что Кирилл перед поездкой в Моравию «и тогда сложи писмена и нача беседу писати евангельскую».

Информация о работе Контрольная работа по «Основам речевой деятельности»