Виды речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы и виды этого процесса.
Задачи:
- приобретение знаний по видам речевой деятельности;
- формирование знаний о сущности речевой деятельности;
- освоение основных форм и видов речевой деятельности;
- развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………… 5
1.1 Основные этапы речевой коммуникация…………………………… 5
1.2 Компоненты и ступени речевого акта………………………………. 7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….. 11
2.1 Внешняя речь…………………………………………………………. 11
2.2 Внутренняя речь………………………………………………………. 14
2.3 Восприятие чужой речи ……………………………………………... 27
2.4 Создание собственного высказывания ……………………………... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Барушева.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования Ставропольского края

ФИЛИАЛ

Государственного бюджетного образовательного учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки

 

Гуманитарно-технический факультет

(форма заочного обучения)

 

Кафедра русского языка и литературы

 

 

 

Курсовая  работа

Тема: «Виды речевой деятельности»

 

Студентки 2 курса

Группы Есс202НИнф

Барушевой Анны Сергеевны

Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профили «Начальное образование» и «Информатика»

 

 

Научный руководитель:

к.ф.н., доц., Цой Людмила Петровна


 

 

Работа допущена к защите                                      Дата защиты «    » _________2013 г.

«______»___________2013 г.

 

Зав.кафедрой_____________                                   Оценка «______________________»

 

 

 

 

Ессентуки,2013г

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………

5

1.1 Основные этапы речевой коммуникация……………………………

5

1.2 Компоненты и ступени речевого  акта……………………………….

7

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ РЕЧЕВОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………..

 

11

2.1 Внешняя речь………………………………………………………….

11

2.2 Внутренняя речь……………………………………………………….

14

2.3 Восприятие чужой речи ……………………………………………...

27

2.4 Создание собственного высказывания ……………………………...

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

   32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л.С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т.е. превращения ее в слово.

Каждое речевое высказывание, каждый акт порождения или восприятия речи многосторонне обусловлен. С одной стороны, имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании (говоря о содержании, мы имеем в виду не только семантику, но и такие особенности высказывания, как его модальность и т. д.). Это факторы, прежде всего психологические. С другой стороны, есть множество факторов, обусловливающих то, как определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы собственно лингвистические, стилистические, социологические и др.). Характер всех этих факторов и способ, которым они обусловливают порождение конкретного речевого высказывания, можно описать при помощи различных теорий или моделей. Термин "речевая деятельность" понимается неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это - "языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания" (Щерба. 1974)

 В психологии речевая деятельность  трактуется как вид деятельности, наряду с трудовой, познавательной  и др. Такое понимание принято  в психологической концепции (Выготский. 1960; Леонтьев А.Н. 1965), согласно которой, речевая деятельность психологически ориентирована, т.е. характеризуется мотивацией, целенаправленностью и реализуется в "речевых действиях", представляющих собой множество речевых операции (ориентировку, планирование, контроль и др.)- Начиная с 70-х годов речевая деятельность получает более узкую интерпретацию в психолингвистике (Леонтьев АЛ. 1968). Это - вид деятельности (скорее даже система речевых действий), основной мотив которой связан с производством самой речи. Далее мы будем опираться в данной главе на то понимание этой обусловленности, которое свойственно советской психологической школе Л. С. Выготского.

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели [1].

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы и виды этого процесса.

Задачи:

-  приобретение знаний по  видам речевой деятельности;

-  формирование знаний  о сущности  речевой деятельности;

-  освоение основных форм  и видов речевой деятельности;

- развитие и совершенствование  способностей учащихся к речевому  взаимодействию и социальной  адаптации 

Объект – Виды речевой деятельности.

Предмет -  механизмы взаимодействия речевой коммуникации.

Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

Методы исследования: поисковоисследовательские, методы анализа и синтеза, сравнительный, эмпирический.

Теоретическая и практическая значимость: знать сущность речевой деятельности и владеть основными видами и формами речевой деятельности

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение, списков источников и литературы, изложена на 40 страниц.

 

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Основные этапы речевой коммуникации

 

Коммуникация – необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений.

Речевая коммуникация, под которой будем понимать общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. — все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.

Таким образом, выделяют вербальную и невербальную формы коммуникации. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

 Существуют различные модели коммуникации (модель Лассуэлла, модель Шеннона – Уивера, модель М. де Флера, циркулярная модель коммуникации У. Шрамма и Ч. Осгуда, двухканальная модель В.П. Морозова, модель двухступенчатой коммуникации П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и Г. Годэ). В основе этих моделей тем не менее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

  1. Адресант (отправитель, субъект) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и т.д..
  2. Референция (сообщение) – закодированная информация (текст в устной или письменной форме).
  3. Адресат (получатель, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть.
  4. Кодирование и декодирование. Кодирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью  системы кодов — символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами. Декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.
  5. Контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение.

 Каждому человеку знакома ситуация, когда слова, которые он произносит, «не доходят» до его собеседника или «доходят», но неправильно им воспринимаются. Может даже сложиться впечатление, что собеседник намеренно защищается от чужих слов, мыслей, переживаний, ставя преграды на пути общения.

Данная ситуация наглядно демонстрирует одну из ключевых проблем коммуникативистики – проблему коммуникативных барьеров. Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Эта проблема очень важна, поскольку неудачная коммуникация может быть чревата серьезными неприятностями для ее участников по той простой причине, что переданная информация была принята не полностью, в искаженном виде или не принята вовсе.

 Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации.

 Учесть всю совокупность зашумляющих сообщение факторов практически невозможно – они слишком разнообразны. В каждом виде человеческой деятельности — в политике, экономике, культуре и т.д. – присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная — невербальная, устная — письменная — электронная, межличностная — групповая — массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры.      Поэтому имеют место разные попытки систематизации  коммуникативных барьеров.

 Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:

– дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

– инерция включенности, т.е.  озабоченность слушателя иными проблемами;

– антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

– языковый барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

– профессиональное   неприятие   –   некомпетентное   вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

–неприятие имиджа коммуникатора (см.: Шепель В. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М., 1992. С. 118-119).

 В  литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров:

– фонетический – невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;

–  семантический – различие в системах значений слов;

–  стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

– логический – сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

 Данные классификации довольно точно, хотя и недостаточно полно, представляют различные группы факторов, препятствующих эффективной коммуникации. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Информация о работе Виды речевой деятельности