Язык,речь,речевая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по русскому языку..docx

— 23.94 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Алтайская  государственная педагогическая академия»

ФГБОУ ВПО  «АлтГПА»

 

Реферат.

Тема:

ЯЗЫК,РЕЧЬ,РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

 

 

                                                                     Выполнила студентка

                                                                                       Яковлева Юлия Владимировна

                                                                 группа з.733 п.д.А.

                                               проверил

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул-2013

Содержание.

Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство.

 

Тема:

«Язык,речь,речевая деятельность».

 

Введение. 

Речь  и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство.        

Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка; речь подвижна, язык стабилен; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называют языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), называют речью.       

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими  существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия).       

Задача  формирования речевых навыков устного  творчества стала особенно актуальной для системы образования в  последние десятилетия. Это связано  с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. 

 

Понятие о  языке и речи. 

Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним.       

Язык - это система знаков, объективное, исторически сложившееся явление духовной жизни общества. Знаком принято называть «заместителей» других объектов. Кроме языка, естественной знаковой системы, существуют искусственные, например, сигналы светофора, нотное письмо, символические записи, используемые в математике (цифры и символы ; +, -, =) и других науках. В отличие от этих искусственных систем, язык способен передавать сообщения любого, ничем не ограниченного содержания, то есть он универсален. Жестикуляция и мимика - системы невербального общения - придают звучащей речи лишь добавочные эмоциональные и смысловые оттенки.       

Любая система состоит из множества  элементов, которые находятся в  связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка: 

 

Единицы

Уровни

Предложение

синтаксический

Части речи  (словоформы)

морфологический

Лексемы (слова)

лексический

Морфемы (части  слова)

морфемный

Фонемы (звуки)

фонемный


 

       3.Механизмами  восприятия. Устная речь должна  восприниматься сразу, письменная  осмысливается при многократном  чтении.        

4.Грамматическими  и лексическими особенностями.  В письменной речи четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции. В устной наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи: от пяти до девяти.       

5.Видами  норм. Только к устной речи  предъявляются орфоэпические требования, и только к письменной - орфографические,  пунктуационные и каллиграфические.       

6.Выразительными  возможностями. Устная речь обладает  средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.       

7.Характером  адресата. Устная речь зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг  друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.       

Органическую  связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей  основы - внутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру: мысленная подготовка фразы - воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата - графическая фиксация мысли.        

Устная  речь может быть записана, а письменная - произнесена. Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.       

При подготовке и в процессе публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А. М. Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог «подделкой письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победит, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.        

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В. Г. Костомарова, в  наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество - моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. А также ... другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться». Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.       

Устная  речь имеет две формы - монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей  угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.       

Диалог - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики - стимула и реплики - реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь - первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно. 

 

Речевая деятельность. Культура речевой  деятельности. 
  
 У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.       

Речевая деятельность состоит из речевых  действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это  может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)       

В лингвистике наиболее известна схема  речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой  производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).

 

 
 Теория  речевой деятельности учитывает  прежде всего, что коммуникация - это  не передача информации, а обмен  ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» - коммуникатор, «ты» - перципиент), высказываясь об общем предмете разговора. Акт речевого взаимодействия, с этой точки зрения, выглядит следующим образом:       

 

 

       Речемыслительный  механизм необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь. Первая ступень состоит из этапов:       

1)Возникновение  ситуации, побуждающей к выражению  мыслей. Например, менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и другие.       

2)Мотивация.  Потребность высказывания, порождаемая  жизненной ситуацией, постепенно  осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает  руководить действиями автора.       

3)Вероятностное  прогнозирование (интенция). Намерение  произнести фразу как бы подвергается  проверке, решается, к кому будет  обращена речь, с какими интонациями,  громкостью, скоростью она прозвучит.        

4)Внутренний  план, определяющий содержание и  структуру сообщения.       

5)Языковое  структурирование - это три операции  подготовки средств языка на  внутреннем уровне: выбор слов, определение  порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.       

В психолингвистике существует три гипотезы выбора слов: а) по теории Н. И. Жинкина, сначала выбираются слова, обозначающие логические субъекты, затем - предикаты (то, что утверждается или отрицается), затем - предметные признаки; б) по теории словесных ассоциаций, уже употребленное слово вызывает из памяти другое, связанное с первым по прежним сочетаниям; в) по гипотезе проб и ошибок, действующий механизм как бы перелистывает в памяти все слова нужного тематического блока, выбирая подходящее по смыслу.

 
 

Литература:

1.Вендина Т.И. Введение в языкознание.-М.:»Высшая школа»,2002.

2.Гируцкий А.А. Общее языкознание.-Минск:Тетра-Системс,2003.

3.Маслов Ю.С. Введение в языкознание.-М.:»Высшая школа»,1997.

4.Реформатский А.А. Введение  в языкознание.-М.:Аспект Пресс,1997.


Информация о работе Язык,речь,речевая деятельность