Речевая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Специфика лингвистики как области научного знания предопределяется прежде всего свойствами ее объекта – и именно поэтому лингвистика плохо укладывается в принятое разделение научных дисциплин на науки гуманитарного и естественнонаучного цикла. Объект лингвистики – естественный человеческий язык во всех его проявлениях. Язык же, с одной стороны, теснейшим образом связан с психической сферой человека, и прежде всего – с его мыслительной деятельностью и с продуктами этой деятельности, с тем, что называют «духовной сущностью» человека. Язык – неотъемлемая часть человека, одно из основных проявлений его человеческой сути. В этом плане он относится к объектам «идеальной» природы, и поэтому лингвистику правомерно считать гуманитарной наукой. С другой стороны, язык есть естественное образование, возникшее и существующее помимо воли человека, и как таковое он является объектом материальной природы. Это обстоятельство объединяет лингвистику с областями естественнонаучного знания.

Содержание

Содержание
Введение 2
Глава 1. Теория речевой деятельности 3
1.1. Объект и предмет лингвистической науки (языкознания) 3
1.2. Язык и речь 6
1.3. Понятие речевой деятельности 16
Глава 2. Структуры и виды речевой деятельности 22
2.1. Общая (фазная) структура речевой деятельности 22
2.2. Основные виды речевой деятельности 26
2.3. Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности 34
2.4. Специфические особенности речевой деятельности 49
Заключение 56
Список литературы 57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Речевая деятельность.docx

— 339.89 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем «слово» (речь) возникает, по Л.С. Выготскому, в процессе общественной практики, а значит, является фактом объективной действительности, независимым  от индивидуального сознания человека6.

Речевая деятельность определяется ведущим  отечественным специалистом по психолингвистике А. А. Леонтьевым как процесс использования  языка для общения во время  какой-либо другой человеческой деятельности7. По мнению А.А Леонтьева (разделяемому далеко не всеми отечественными психолингвистами), речевая деятельность – это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с «классическими» видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой. Она – в форме отдельных речевых действий – обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого8. Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность. Таким образом, речь (РД) определяется как одно из средств осуществления неречевой деятельности, речевой (языковой) процесс, процесс порождения (производства) и восприятия (понимания) речи, обеспечивающий все другие виды деятельности человека. Это относится ко всем формам речи: (1) устной (звуковой), (2) письменной (чтение и письмо) и (3) кинетической (т. е. мимико-жестикуляторной) речи.

Отличительными признаками речевой  деятельности (РД), по А. А. Леонтьеву, являются следующие.

• Предметность деятельности. Она  определяется тем, что РД, по образному  выражению АН. Леонтьева, протекает  «с глазу на глаз с окружающим миром»9. Иначе говоря, «в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних психических процессов навстречу объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг, который, вовсе не замыкается».

• Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется  конечной, а любое действие –  промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом  заранее.

• Мотивированность РД. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается  одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое.

• Иерархическая («вертикальная») организация  речевой деятельности, включая иерархическую  организацию ее единиц. В работах  психологов школы Л.С. Выготского понятие  об иерархической организации РД трактуется по-разному. Так, В.П. Зинченко ввел в нее понятие функционального  блока10; А.А. Леонтьев разграничил понятия макроопераций и микроопераций и ввел понятие о трех видах системности деятельностей11; А.С. Асмолов ввел понятие об уровнях установок в деятельности и совместно с В.А. Петровским разработал идею «динамической парадигмы деятельности»12.

• Фазная («горизонтальная») организация  деятельности.

Наиболее полное и удачное в  методическом плане определение  речевой деятельности было предложено известным отечественным ученым-психолингвистом, проф. И.А. Зимней. «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного  языком и обусловливаемого ситуацией  общения взаимодействия людей между  собой (друг с другом). Речевая деятельность может входить в другую, более  широкую деятельность, например общественно-производственную (трудовую), познавательную. Однако она  может быть и самостоятельной  деятельностью;…каждый вид РД имеет  свое «профессиональное воплощение», например РД говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо – писателя…»13.

Характеризуя речевую деятельность, И. А. Зимняя указывает, что РД представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения14.

В этих случаях РД рассматривается как собственно коммуникативная, так и как профессиональная деятельность людей. Она выступает в качестве самостоятельной, социально «зафиксированной» деятельности человека. Исходя из этого положения, И.А. Зимняя делает очень важный методический вывод, который имеет самое непосредственное отношение к методике развития речи (а соответственно и к теории и практике логопедической работы): обучение речевой деятельности должно осуществляться с позиции формирования ее как самостоятельной, обладающей всей полнотой своих характеристик деятельности.

Любой вид деятельности направлен  на достижение определенной цели, которая  и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия. Любая деятельность (как правило) проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в  процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат  с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.

Любая деятельность включает этап (или фазу), на котором происходит осознание цели и выработка плана ее достижения. «Весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата… и требует поэтому планирования и контроля исполнения15.

Особой проблемой психологии человека и психолингвистики является соотношение  речевой деятельности и деятельности общения16. Общение определяется в психологии как деятельность по решению задач социальной связи. Деятельность общения выступает как общий тип специфически человеческой деятельности, частными проявлениями которой являются все виды взаимодействия человека с другими людьми и предметами окружающей действительности.

Главным и универсальным видом  взаимодействия между людьми в человеческом обществе является речь, речевая деятельность. Таким образом, деятельность общения  и речевая деятельность рассматриваются  в общей психологии как общее  и частное, как целое и часть. Речь в этом случае может рассматриваться  как форма и одновременно способ деятельности общения. «Речевая деятельность, – считает АА. Леонтьев, – есть специализированное употребление речи для общения и в этом смысле – частный случай деятельности общения»17.

Речевая деятельность не ограничивается рамками общения, коммуникации в человеческом обществе. Она играет огромную роль в жизни человека; становление и развитие РД теснейшим образом связано со становлением и развитием всей личности человека в целом. А.А. Леонтьев подчеркивает, что «речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность» (там же, с. 64). Как справедливо указывает И.А. Зимняя (95), речь, речевая деятельность является неотъемлемой составной частью личности человека, она теснейшим образом связана с его сознанием. Таким образом, РД является одним из важнейших условий осуществления интеллектуальной деятельности (познание, осознание, аналитико-синтетическая деятельность, творчество).

Важно отметить, что язык, выступающий  как основное средство речевой деятельности и являющийся ее неотъемлемой составной  частью, по определению Л.С. Выготского, есть единство общения и обобщения (как продукта интеллектуальной деятельности) – в этом и состоит его сущность. Соотношение и взаимосвязь РД и деятельности общения может  быть отражено в виде следующей достаточно простой схемы:

   

 

Из сказанного со всей очевидностью следует, что речевая деятельность имеет два основных варианта своего осуществления (иначе, реализации, воплощения). Первый – процесс речевой коммуникации (речевого общения), на который приходится примерно две трети всего «пласта» речевой деятельности; второй –  индивидуальная речемыслительная деятельность, реализуемая посредством внутренней речи.

 

Глава 2. Структуры и виды речевой деятельности

2.1. Общая (фазная) структура речевой деятельности

психолингвистический речевой  деятельность произвольный

Как и  всякая другая деятельность человека, РД определяется уровневым или фазным строением. Сама идея «фазного» строения деятельности принадлежит видному  отечественному психологу XX столетия С.Л. Рубинштейну.

С.Л. Рубинштейн18 ввел понятие «фазного строения» акта деятельности (в психолингвистических исследованиях встречается определение «горизонтальная структура» деятельности, которое противопоставляется «вертикальной», иерархической структуре РД). Первой фазой или первым этапом деятельности является ее мотивация, продуктом которой выступает интенция (намерение) и соответствующая установка. Вторая фаза акта деятельности – ориентировочные действия. Третья фаза – планирование деятельности. Четвертая фаза – исполнительная, это реализация плана. Наконец, последняя, пятая фаза – это фаза контроля.

Характеризуя  фазное строение РД, авторы выделяют в  своих трудах разное количество фаз  речевой деятельности. (Так, А.А. Леонтьев выделяет пять самостоятельных фаз  РД, известный отечественный специалист в области практической лингвистики, автор методики развития речи учащихся общеобразовательной школы Т.А  Ладыженская – четыре, И.А Зимняя – три фазы). На наш взгляд, модель фазного строения речевой деятельности, предложенная И.А. Зимней, является весьма удачной и наиболее приемлемой с  точки зрения методики «речевой работы». По И.А. Зимней, в структуру речевой  деятельности входят побудителъно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская  и исполнительная фазы.

Первая  фаза реализуется сложным взаимодействием  потребностей, мотивов и целей  деятельности как будущего ее результата. При этом основным источником деятельности является потребность. Источником речевой  деятельности (РД) во всех ее видах является коммуникативно-познавательная потребность  и соответствующий ей коммуникативно-познавательный мотив. Эта потребность, находя себя в предмете РД – мысли, становится мотивом данной деятельности. Важным для понимания природы психологических процессов, составляющих эту фазу РД, является разграничение понятий потребность и мотив.

В общей  психологии потребность традиционно  определяется как личностное желание, стремление к осуществлению деятельности (образно говоря, «хочу сказать» или «не могу молчать» – применительно  к речевой деятельности). В первоначальный момент своего существования потребность  имеет неосознанный (или недостаточно осознанный) характер. Когда же потребность  «осознается», т. е. связывается с предметом речи (отображаемым фрагментом окружающей действительности) и целями РД (в первую очередь целями речевой коммуникации), она трансформируется, превращается в мотив. Исходя из этого, мотив можно определить как «осознанную» или «опредмеченную» потребность. Важной составляющей первой фазы РД, играющей определяющую роль в преобразовании потребности в устойчивый мотив речи, является «речевая интенция». По И.А. Зимней, речевая интенция – это направленность сознания, воли и чувства (эмоций) субъекта РД на осуществление этой деятельности.

Мотивационно-побудительная  фаза РД, ее мотив входят во внутреннюю структуру деятельности, определяя  и направляя ее. Не случайно Л.С. Выготский  определял мотив, с одной стороны, как «источник», «движущую силу»  речи человека, а с другой – как  своеобразный «механизм запуска» речи. «Всякому разговору, всякому речевому общению обязательно предшествует мотив речи» .

Как подчеркивал  А.Р. Лурия, «от мотива, стоящего у  истоков высказывания, зависит выбор  из всех возможных связей, стоящих  за словом, только тех, которые соответствуют  данному мотиву и придают этому  высказыванию совершенно определенный субъективный смысл» . Большинство  отечественных психолингвистов  выделяют как составляющий компонент  первой фазы РД коммуникативное намерение. Коммуникативное намерение (КН) определяет роль говорящего как участника общения  и обозначает конкретную цель его  высказывания. Выражением КН, наряду с  лексико-грамматическими средствами языка, в основном является интонация.

Вторую  фазу РД составляет ее ориентировочно-исследовательская (или аналитическая) часть, направленная на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение  предмета деятельности, раскрытие его  свойств и др. Одновременно это  фаза планирования, программирования и внутренней – смысловой –  и языковой организации РД. Первый (ориентировочно-исследовательский) компонент  этой фазы предполагает разноплановую  ориентировку субъекта РД в условиях осуществления этой деятельности (прежде всего в условиях речевой коммуникации). Он предполагает ориентацию субъекта РД по следующим «вопросам»: «с кем», «где», «когда», «в течение какого промежутка времени» будет осуществляться (или  уже происходит) речевая деятельность. Он же предусматривает четкое определение  целей речевого общения (или собственной  индивидуальной речемыслительной деятельности), а также осознание (уточнение  и «расшифровку») предмета РД (того, что будет предметом обсуждения или анализа, того, что будет отображено в РД). Схематически данный компонент  второй фазы РД может быть представлен  следующим образом:

 

 

Второй  компонент этой фазы основан на реализации важнейших умственных действий планирования и программирования речевых высказываний – осознанных речевых действий в  рамках РД. Для его характеристики важно четкое разграничение основных интеллектуальных операций, обеспечивающих речевой процесс. В психологии планирование понимается как умственное действие, направленное на выделение основных этапов деятельности (применительно  к РД – речевых действий, ее составляющих) и определение последовательности их реализации. «План – это всякий иерархически построенный процесс в организме, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций». Создание плана включает наметку пути и способа действия, т. е. составление обобщенной программы предстоящих действий. Следует особо подчеркнуть, что «внутренние, умственные действия… (в системе деятельности) происходят из внешних, они являются результатом процесса интериоризации последних». В свою очередь, программирование деятельности означает преобразование, развертывание составленного плана в программу деятельности, на основе его детализации и конкретизации, в процессе чего основные действия (этапы деятельности) соотносятся со способом и средствами, а также условиями осуществления деятельности. В качестве первого выступают различные виды и формы речи (формы реализации РД), а в качестве второго – знаки языка.

Информация о работе Речевая деятельность