Язык, общение и речевая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое общение — важнейшая потребность человека, отличающая его от животного.
Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык - это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний.

Вложенные файлы: 1 файл

psih.docx

— 20.86 Кб (Скачать файл)

Язык, общение и речевая деятельность

Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое общение — важнейшая потребность человека, отличающая его от животного.

Люди говорят и пишут  на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык - это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний.

Таким образом язык и речь едины в том, что отражают две  стороны одного и того же явления - общения людей. Однако, испытывая  потребность в обмене мыслями  с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий  его народу. Он всегда — продукт  народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование  людьми языка.

Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения познавательного, трудового, революционного опыта многих поколений.

Речь не существует вне  языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К таким «мертвым» языкам относится латынь, древнегреческий, древнеславянский, древнееврейский и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве.

Речь тесно связана  с мышлением. «Язык есть непосредственная действительность мысли»,— писал  Карл Маркс. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он и думает словами.

Однако, мышление и речь — не одно и то же. Несмотря на органическую связь, сну различны. Одну и ту же мысль можно выразить разными словами родного языка и на разных языках.

Речь выполняет несколько  функций: коммуникативную, или функцию  сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения.

Коммуникативная функция  состоит в том, что с помощью  слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. 

Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение. Называя словом конкретный предмет (эту ель), мы одновременно обозначаем и класс предметов, к которому относится названный объект мысли.

Функция выражения проявляется  в том, что говорящий, сообщая  что-либо другим людям, выражает посредством  интонаций голоса -убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств — свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, радость по быстрому темпу речи, большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде.

Функция побуждения выражается в том, что с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонаций говорящий побуждает людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение — все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей. Речь, кроме этого, воздействует и на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть.

Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия  слов зависят от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни.

Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного  содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Речь сформировалась в  труде. Она возникла из острой потребности  людей согласовывать трудовые действия, а позже — из потребности обмениваться мыслями и хранить познавательный опыт для новых поколений.

 Всякое общение есть, прежде всего, воздействие на собеседника - прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться).

Только в процессе общения  мы можем получать новые для нас  знания о действительности, только в процессе общения возможна передача социально-исторического опыта.  
Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания.

  Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

 Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.

 Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.

 Главным средством общения является речь. Однако, на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты и т.д.)

 Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.  

 В зависимости от того, является ли объектом деятельности общения один человек (или два-три) или много людей - школьный класс, аудитория, целый зал. В первом случае говорят о межличностном общении, во втором - о социальном. Выделяют также групповое общение, которое характерно для небольшого коллектива, объединенного общей деятельностью, и которое обслуживает эту совместную деятельность.  

Наконец, можно выделить разные виды общения в зависимости от используемых в нем средств. Наиболее древним  видом общения является материальное, когда еще нет специальных средств общения и для этой цели служат трудовые действия, приобретающие дополнительную - коммуникативную - функцию. Самым развитым и расчлененным видом общения можно считать знаковое; речевое общение - это частный случай знакового. Но общаться можно и без помощи слов, используя жесты, мимику, позы, направление взгляда, даже расстояние между собеседниками. Такое - смысловое - общение особенно характерно для тех ситуаций, когда передается эмоциональное состояние, чувство, настроение. 
   Деятельность общения необязательно может быть речевой. Однако речевая деятельность занимает в деятельности общения ведущее место. 
    Речевая деятельность - это процесс использования человеком языка для общения. Не всякая деятельность, использующая язык, есть речевая деятельность; так, при помощи языка можно организовывать запоминание или решать сложные мыслительные задачи.

Таким образом, язык - средство или  орудие общения, а речевая деятельность (речевое действие) - сам процесс  общения. 
    Речевая деятельность и лежащая в ее основе система словесных знаков - язык - изучается не только психологией, но и другими науками. Важнейшей из них является лингвистика (языкознание), изучающая язык как абстрактную систему безотносительно к его функциям в речевой деятельности. 

Речевая деятельность организована в  принципе так же, как и другие виды деятельности. В ней есть фаза предварительной ориентировки, фаза планирования, фаза осуществления и  фаза контроля. Речевая деятельность во многом сходна с мыслительной, только характер задачи, решаемой субъектом, здесь иной - она не познавательная, а коммуникативная.

Речевая деятельность связана  с работой больших полушарий  головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа.


Информация о работе Язык, общение и речевая деятельность