Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать особенности инновационного менеджмента предприятия, рассмотреть цели и задачи.
Задачи работы:
- рассмотреть нововведение, как объект инновационного управления;
- изучить историю, сущность и основные черты инновационного менеджмента;
- рассмотреть цели и задачи;

Вложенные файлы: 1 файл

КР_инновац менедж.docx

— 162.18 Кб (Скачать файл)

Новая методологическая и научная ориентация инновационного менеджмента основана на качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в богатстве общества. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов прочно занимают главенствующее место. С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.[2,c.31]

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок  и ценностных ориентации, регулирующих различные сферы инновационной  деятельности. В рамках постиндустриального  общества это означает:

  1. социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества:
  2. социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;
  3. научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

 

 

1.3 Цели и задачи  инновационного менеджмента

 

Перечень  задач, решаемых в рамках инновационного менеджмента, чрезвычайно широк. Применительно  к продуктовым инновациям он включает:

  • исследование рынка для нового продукта или услуги;
  • прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;
  • определение способов продажи нового продукта;
  • исследование конъюнктуры рынков ресурсов;
  • нахождение субподрядчиков (контрагентов) по проекту создания нового продукта;
  • анализ патентной чистоты нового продукта, способов ее обеспечения, планирование методов защиты нового продукта;
  • выбор вариантов кооперации с возможными конкурентами по поводу осуществления нововведений;
  • комплексный анализ затрат, цены, объема производства и сбыта нового продукта с целью планирования оптимального объема выпуска;
  • оценку эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, разработку механизма привлечения инвестиций;
  • анализ связанных с проектом рисков, выбор методов их минимизации и страхования;
  • определение эффективной маркетинговой стратегии;
  • анализ целесообразности и выбор формы передачи новой технологии, используемой при производстве продукта;
  • отбор и оценку идей по созданию новых продуктов;
  • мотивацию и управление персоналом, занятым в разработке и производстве новых продуктов;
  • обеспечение благоприятного климата и предпринимательской культуры на предприятии.[1,c.29]

Решение перечисленных задач выполняется  инновационным менеджментом в процессе осуществления присущих ему функций.

Можно выделить две группы функций инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие. Основные (предметные) функции являются наиболее общими для всех видов и любых условий осуществления инноваций. Они отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельности и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. К ним относятся: формирование целей, планирование, организация и контроль.

Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают Управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных предметных функций управления на предприятии. К ним можно отнести социально-психологические и технологические функции. Социально-психологические функции менеджмента связаны с характером производственных отношений в коллективе. Это делегирование и мотивация.

Конкретно к функциям инновационного менеджмента  на предприятии могут относиться:

1. Разработка инновационной стратегии предприятия. Эта стратегия позволяет определить перспективное развитие предприятия на основе новых продуктов, технологий, а также организационных и прочих нововведений. В процессе реализации данной функции формируется система целей инновационной деятельности и основные ее направления на долгосрочный период, а также приоритетные задачи на ближайшую перспективу.

  1. Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов предприятия. Поскольку инновационная деятельность неразрывно связана с инвестициями и требует значительных вложений капитала, в процессе реализации данной функции необходимо определить общую потребность предприятия в ресурсах для осуществления разработанной инновационной стратегии; проанализировать возможные источники формирования ресурсов и обеспечить их оптимальную структуру.
  2. Поиск идей, отбор и оценка инновационных проектов для реализации. Для осуществления этой функции организуется и стимулируется выдвижение и поиск перспективных идей; отбираются проекты, в наибольшей степени отвечающие инновационной стратегии предприятия; проводится экспертиза проектов: оценивается экономическая эффективность, привлекательность и рискованность проектов.
  3. Формирование и оптимизация портфеля инновационных проектов. Производится отбор инновационных проектов с учетом общего объема инвестиционных ресурсов по критериям экономической эффективности, риска, ликвидности, научно-технического и рыночного лидерства.
  4. Текущее планирование и оперативное управление реализацией инновационных программ и отдельных проектов. Включает разработку и корректировку календарных планов и бюджетов проектов и их взаимную увязку.
  5. Организация мониторинга и обеспечение качества реализации инновационных программ и отдельных проектов. В процессе осуществления этой функции определяются показатели, используемые для мониторинга проектов; устанавливается периодичность сбора и анализа информации; выявляются отклонения реализуемых проектов от установленных показателей; анализируются и устраняются причины этих отклонений; определяется перечень мероприятий по обеспечению качества реализации проектов и проектируется структура, в рамках которой эти мероприятия будут реализовываться.
  6. Обеспечение защиты интеллектуальной собственности и научно-технической кооперации. В рамках этой функции осуществляется анализ Целесообразности  и   выбор   методов   защиты  создаваемых  в   ходе реализации проекта объектов интеллектуальной собственности, способов приобретения и передачи технологий, вариантов научно-технической кооперации с заинтересованными контрагентами.

Цели  и задачи изучения курса «инновационный менеджмент» перечислены ниже.

Цель курса — изучение закономерностей и методов управления инновациями для комплексного обоснования решений в области НТП и использование полученных знаний на практике, в конкретных компаниях и организациях. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Основы предпринимательства», «Менеджмент», «Экономика предприятия». Основные задачи курса:

  • получение знаний в области создания и функционирования фирм инновационного типа;
  • изучение методов управления инновациями и изменениями в организациях;
  • ознакомление с практикой формирования и реализации конкурентной инновационной политики и стратегии компаний;
  • приобретение навыков разработки и оценки инновационных инвестиционных проектов;
  • изучение методов планирования и стимулирования инновационной деятельности.

Курс  содержит ответы на вопросы по 12 актуальным темам, в которых представлены основные элементы, процедуры и методы управления инновациями.

По  окончании курса студенты должны уметь:

  • определять и учитывать в своей дальнейшей работе тенденции развития НТП в конкретных секторах экономики;
  • разрабатывать инновационные проекты и бизнес-планы и оценивать

их;

  • участвовать в разработке и создании инновационных предприятий различных типов;
  • формировать благоприятный инновационный климат для адаптации фирм к инновациям.[2,c.37]

 

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ АО «НАТ КАЗАХСТАН»

2.1 Аналитическая оценка деятельности  АО «НАТ Казахстан»

 

АО «НАТ Казахстан» - казахстанская компания - разработчик  программного обеспечения. Компания предоставляет услуги консалтинга  и системной интеграции в области  информационных технологий.

АО «НАТ Казахстан» было организовано в 2000 году.

АО «НАТ Казахстан» - оказывает полный комплекс услуг по проектированию и созданию корпоративных и государственных  информационных систем, от разработки и внедрения программного обеспечения, поставки оборудования и до последующего сервисного обслуживания.

АО «НАТ Казахстан» работает с предприятиями  практически всех отраслей и реализует  проекты, направленные на повышение  эффективности деятельности клиента, путем внедрения передовых управленческих и информационных технологий [4].

Юридический адрес АО «НАТ Казахстан» - г.Астана, ул. Куйши Дина, 3

Организационная структура АО «НАТ Казахстан» приведена  в Приложении Б.

За период существования компанией выполнен ряд проектов, имеющих большую  важность для развития государства  и общества, среди которых следует  выделить следующие проекты:

1) Информационные  системы Налогового комитета  Министерства Финансов Республики  Казахстан. Автоматизация заполнения, передачи, приема и обработки  электронных форм налоговой отчетности, мониторинг и анализ форм налоговой  отчетности, передача данных из  представленной налоговой отчетности  в смежные информационные системы  Налогового комитета Министерства  Финансов Республики Казахстан.

2) СГДС  – система гарантированной доставки  сообщений. Гарантированная, защищенная  и авторизированная доставка, и  маршрутизация сообщений, использующая средства криптографической защиты. Предназначена для организации взаимодействия внешних прикладных информационных систем посредством обмена электронными сообщениями, содержащими прикладные данные, по открытым каналам связи поверх протокола TCP/IP.

3) ТАИС-2 Таможенная автоматизированная  информационная система. Повышение  эффективности контроля исполнения  Таможенного Законодательства Республики  Казахстан и совершенствование  системы по защите прав и  интересов граждан, предприятий  и учреждений при осуществлении  внешнеэкономической деятельности.

4) ГБДФЛ  «Государственная база данных  физических лиц». Основным назначением  системы государственной базы  данных «Физические лица» является  информационное обеспечение Участников  Системы сведениями о физических  лицах для актуализации информационных  систем государственных органов  (министерств и ведомств).

5) Информационная  система «ЗАГС». Автоматизация процессов  формирования и учета актов  гражданского состояния населения  Республики Казахстан. Главной  функцией Информационной Системы  ЗАГС является учет, регистрация,  обработка и хранение актов  гражданского состояния, населения  Республики Казахстан органами  ЗАГС, формирование отчетов установленной  формы за выбранный период  и в рамках установленного  регистрационного пункта отделов  ЗАГС, информационное взаимодействие  с сервером Регистрационно-производственной  части ГБД ФЛ.

6) Информационная  система «ГЭС». Основное назначение  информационной системы «ГЭС»  - автоматизация процессов учёта  потребления электрической энергии,  контроль поступления денежных  средств от ее потребителей, мониторинг, анализ и планирование работ  организации на основе накопленной  в системе информации.

7) Система  Мониторинга Санитарно-Эпидемиологической  Ситуации (СМСЭС). Автоматизация мониторинга  санитарно- эпидемиологической ситуации  в Республике, организация сбора  и обработки электронной информации  со всех регионов и предоставление  накопленной информации участникам  системы здравоохранения и заинтересованным  организациям в соответствии  с действующим законодательством,  а также своевременное информирование ответственных подразделений Министерства Здравоохранения Республики Казахстан.

8) Информационно-аналитическая  система Единой Информационной  Система Службы Охраны Президента  Республики Казахстан. Качественное  повышение эффективности выполнения  основных задач Службы Охраны  Президента Республики Казахстан  за счет обеспечения информационно-аналитической  поддержки деятельности структурных  подразделений Службы.

9) Система  Управления Лекарственным Обеспечением, мониторинга лекарственных средств  (СУЛО). Автоматизация процессов  управления лекарственным обеспечением, мониторинг использования лекарственных  средств, организация сбора и  обработки электронной информации  со всех регионов и предоставление  накопленной информации участникам  системы здравоохранения и заинтересованным  организациям в соответствии  с действующим законодательством,  а также своевременное информирование  ответственных подразделений Министерства  здравоохранения Республики Казахстан.

10) Автоматизированная  система «Охотник». Автоматизация  процесса сдачи экзаменов по  охотничьему минимуму методом  тестирования и ведения электронной  базы данных охотников и охотничьих  хозяйств Республики Казахстан  с применением новых перспективных  информационных технологий на  основе современных технических  решений.

11) Е-Акимат. Электронные услуги. Назначением  подсистемы е-услуг является возможность  оказания социально-значимых Услуг  населению акиматом города Астаны  в рамках его полномочий и  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

Информация о работе Инновационный менеджмент