Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 06:03, контрольная работа

Краткое описание

Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности.
Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Содержание

Введение 3
1.Что такое «инновация»? 4
1.1 классификация инноваций 4
1.2 функции инноваций. 8
2. инновационный процесс. 9
2.1 структура инновационного процесса 9
3.«жизненный» цикл инновации 12
3.1 стадии инновационной деятельности как вида предпринимательства. 15
4. инновационный менеджмент 16
4.1 Современные практические приемы инновационного менеджмента. 18
5. организационные формы инновационной деятельности. 29
5.1 Формы малого инновационного предпринимательства. 30
5.2 Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах 32
6.Оценка эффективности инновационных проектов. 35
Заключение. 39
Источники информации 40

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 173.69 Кб (Скачать файл)

Оглавление


Введение 3

1.Что такое «инновация»? 4

1.1 классификация инноваций 4

1.2 функции инноваций. 8

2. инновационный процесс. 9

2.1 структура инновационного процесса 9

3.«жизненный» цикл инновации 12

3.1 стадии инновационной деятельности как вида предпринимательства. 15

4. инновационный менеджмент 16

4.1 Современные практические приемы инновационного менеджмента. 18

5. организационные формы инновационной деятельности. 29

5.1 Формы малого инновационного предпринимательства. 30

5.2 Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах 32

6.Оценка эффективности инновационных проектов. 35

Заключение. 39

Источники информации 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


 

Современный научно-технический  прогресс немыслим без интеллектуального  продукта, получаемого в результате инновационной деятельности.

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

«Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Что такое «инновация»?


 Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Результат инновационной  деятельности можно назвать также  инновационным продуктом.

С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.

Под открытием подразумевают  процесс получения ранее неизвестных  данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

1.1 классификация инноваций


 

Подразделение инноваций  на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По стимулу появления (источнику) можно выделить:

  • инновации, вызванные развитием науки и техники;
  • инновации, вызванные потребностями производства;
  • инновации, вызванные потребностями рынка.

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
  • улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

 

Приведенная выше классификация свидетельствует  о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым(см. таб. №1), В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой(см. таб.№2), Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой(см. таб. №3), А. И. Пригожиным (см. таб. № 4) и др.

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Таблица № 1.Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву.

Классификационный признак 

Классификационные группировки инноваций 

1. Область применения.

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом  которых стала инновация. 

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

3. Степень интенсивности. 

«Бум», равномерная, слабая, массовая.

4. Темпы осуществления  инноваций. 

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

5. Масштабы инноваций. 

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

6. Результативность.

Высокая, низкая, средняя.

7. Эффективность инноваций. 

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.


 

 

Таблица № 2.Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой.

Классификационный признак 

Вид инновации 

Содержание инновации 

1. Структурная характеристика  инновации. 

1.1. Инновации на «входе» в предприятие.  
1.2. Инновации на «выходе» из предприятия.  
1.3. Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов.

1.1. Целевое качественное  или количественное изменение  в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов.  
1.2. Целевые качественные или количественные изменения.  
1.3. Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения.

2. Целевые изменения. 

2.1. Технологические.  
2.2. Производственные.  
2.3. Экономические.  
2.4. Торговые.  
2.5. Социальные.  
2.6. Инновации в области управления.

2.1. Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды.  
2.2. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц.  
2.3. Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат.  
2.4. Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.  
2.5. Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями.  
2.6. Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.


Таблица № 3.Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой.

Классификационный признак 

Вид инновации 

Содержание инновации 

1. Причина возникновения. 

1.1. Реактивные.  
1.2. Стратегические.

1.1. Обеспечивают выживание  фирмы или банка, как реакция  на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.  
1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.

2. Предмет и сфера приложения.

2.1. Продуктовые.  
2.2. Рыночные.  
2.3. Инновации-процессы.

2.1. Новые продукты и услуги.  
2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках.  
2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы.

3. Характер удовлетворяемых  потребностей.

3.1. Ориентирование на существующие потребности.  
3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей.

3.1. Действующие сегодня  потребности, которые не удовлетворены полностью или частично.  
3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.


Таблица № 4.Классификация инноваций по А.И. Пригожину.

Классификационный признак 

Вид инновации 

1. По распространенности.

Единичные и диффузные.

2. По месту в производственном цикле.

Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые.

3. По преемственности.

Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка.

Локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны.

Радикальные, комбинаторные, совершенствующие.


 

Непременным свойством инновации  является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации  от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

1.2 функции инноваций.


Можно сказать, что инновация  выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную;
  2. инвестиционную;
  3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция  означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл  воспроизводственной функции состоит  в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Информация о работе Инновационный менеджмент