Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

Новация: (лат. novation — изменение, обновление) какое-то новшество, которого не было раньше.
Инновации в российских условиях - главное средство выживания фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:

Содержание

Предыстория развития науки инноватики. Предмет, объект
науки о нововведениях. Определение термина «новация» как явления и процесса.
Модели внутренней структуры инновационного процесса
Задача
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

иновационный менеджмент.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

(г. Омск)

                                       Кафедра  экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачетная работа

 

                           Дисциплина :    Инновационный менеджмент

Билет:       № 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Выполнил(а) :           Титаренко Лариса Алексеевна 

(Ф.И.О.)

                             Группа:                      ЭСШ 19 

                             Адрес:                       628412

                                                                                                     Тюменская область г.Сургут

                                                                                                      ул.Республики д.74 кв.83                                                                                                                                               Проверил(а)  

                                      (подпись)            Ф.И.О. преподавателя

                             Оценка                                Дата   

 

                                    

 

2009

План:

 

  1. Предыстория развития науки инноватики. Предмет, объект

 науки о нововведениях. Определение  термина «новация» как явления и процесса.

  1. Модели внутренней структуры инновационного процесса
  2. Задача

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.     Предыстория развития науки инноватики. Предмет, объект науки о нововведениях. Определение термина «новация» как явления и процесса

 

 

Новация: (лат. novation — изменение, обновление) какое-то новшество, которого не было раньше.

Инновации в российских условиях - главное средство выживания фирмы  на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель  обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:

-выявление тех видов товаров  и услуг, которые обеспечат  желаемую долю рынка;

-определение товаров и услуг,  заменяющих устаревающие; внедрение  инноваций во всех других сферах деятельности фирмы (делопроизводство, реклама и т.д.);

-сбалансирование кратко- и долгосрочных  программ инноваций (как увеличить  прибыть, каким образом эффективнее  использовать имеющиеся средства  и т.д.).

Необходимы постоянные инновации  и в организационной структуре фирмы, которая обязана соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содержать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами.

В современных условиях рынка постоянные преобразования работы фирмы и ее сотрудников на новой, более совершенной  основе приобретают все более  важное значение, поэтому остановимся на ней подробнее, и прежде всего на роли научно-технического прогресса.

В эпоху научно-технической революции  рост научных достижений, расширяя технический и производственный потенциал промышленности и увеличивая производительную силу труда, оказывает немаловажное воздействие на экономическую деятельность предприятий. Интенсификация исследований и разработок является свидетельством стремления компании максимально использовать имеющиеся научно-технические возможности для расширения масштабов производства и увеличения прибыли. Подобно всякой другой форме приложения капитала, научные исследования имеют целью способствовать увеличению получаемой данной фирмой прибыли. При этом конечная цель, объем и характер исследований определяются главным образом непосредственными потребностями обслуживаемых фирмой рынков сбыта и остротой конкуренции, а также возможностями соответствующих подразделений фирмы. Расширение исследований по разработке новых видов технологий, товаров и услуг привело к развитию особой сферы внутрифирменной деятельности по созданию нововведений. Общеизвестно, что под нововведениями понимают сложный комплекс различных видов деятельности, начиная с возникновения идеи и последующих стадий исследований, разработок, проектирования, изготовления нового образца, и анализ рынка сбыта до поступления новой продукции в сферу сбыта. С чисто экономической точки зрения нововведение - прибыльное использование научно-технических и других достижений посредством производства новой потребительской стоимости. Нововведения ныне стали одним из главных резервов обеспечения экономического роста фирмы, сохранения и усиления ее конкурентных позиций на рынках сбыта. Ускорение процесса создания и сбыта новых видов товаров рассматривается как важнейший составной элемент всей рыночной стратегии. Совершенно очевидно, что в настоящее время сохранение конкретного объема продаж фирмой возможно лишь при непрерывном вводе на рынок новых товаров и услуг.

Самое широкое понятие - новое - как до сих пор несуществовавшее, впервые созданное, сделанное, открытое. Новое существует в двух формах как новые идеи и как новая практика (к ней, как правило, и применяют термин новшество). Новшество имеет по крайней мере три облика: новшество как практическая идея; новшество как нечто, реализованное в особых, «лабораторных» условиях и новшество из обычной социальной практики, в конкретных учреждениях, отраслях, сферах социальной жизни. Именно в последнем случае разумно использовать термин новация. В новации всегда есть два аспекта - что нового (это и есть собственно новшество) и как оно становится, вводится. Аспект «как» - это процессуальная сторона нового, новация как процесс. Тиражирование, повторение, освоение новшества по новации-образцу есть нововведение. В нововведении как и в новации есть своё «что» (предмет нововведения) и «как» (нововведенческий процесс). 

Наконец, понятие инновации. Разумно его рассматривать как обобщающее все феномены нового в практике и новшество, и новацию, и нововведение. Кстати, ключевое слово, описывающее новое в англоязычной литературе - innovation в своём значении имеет все эти аспекты.

Понятие инновационные процессы охватывает динамику всех изменений в сфере  нового (от нового к новшеству, изменения  самого новшества, новацию как процесс, нововведение как процесс, превращение нововведенческого процесса в функционирование организации и человека, изменение под влиянием этих явлений в социальной и предметной среде и т.д.). 

Прошлые и современные исследователи  подчёркивают особенности, темп, качество всех инновационных процессов определяются той средой, в которой рождается и живёт инновация, а также характером активности людей и организаций, осуществляющих инновацию.

Эти явления называют инновационность среды и инновационная деятельность.

Предпосылка инновационной  активности то, что настраивает людей, организацию, общество на инновационные действия - новые потребности и новые проблемы.

Инновационная активность людей и организаций как сознательное, целенаправленное действо разворачивается  как деятельность по преобразованию, изменению, существующих, сложившихся деятельностей.

Эта деятельность над деятельностью (как говорят  философы от инноватики - метадеятельность) и называется инновационной.  

Понятие инновационная  деятельность - ключевое для анализа  инновационных процессов. Отвечая на вопросы: кто, по каким причинам, с каким потенциалом, какими возможностями включается в инновационную работу и как он её делает, мы собственно и прогнозируем судьбу нововведения.

Понятие же инновационность среды соединяет настоящее инновационного процесса с его будущим. Природные, экономические условия, социальные и психологические особенности организаций и людей среды - вот то «питательное пространство», в котором расцветает или вязнет инновация. Судьба осваиваемого новшества зависит от его способности «вписаться» в среду. Эта адаптируемость, приспособляемость к среде имеет два слоя: социокультурный - соотношение новшества с нормами и ценностями людей среды и организационный - вписывание новшества в устройство и функционирование организации.

Процесс адаптации, а точнее взаимоадаптации  нового и организации имеет этапы: восприятие новшества - собственно взаимная адаптация - рутинизация или отвержение.

 

 

 

 

 

2. Модели внутренней структуры инновационного процесса

 

 

В отечественной литературе инновационный процесс представлен, в основном, в узком смысле, через выделение отдельных его стадий, как линейная модель, в то время как в зарубежной литературе линейная модель инновационного процесса относится к 1950-1960-м гг. С тех пор в зарубежной литературе появилось еще пять поколений моделей инновационного процесса.

В работе выделяется пять поколений моделей инновационного процесса. Первое поколение моделей инновационного процесса – это так называемые «подталкиваемые технологиями» (technologypush) модели. Другое название данных моделей – «линейные», или «неоклассические». Они превалировали с середины 1950-х до конца 1960-х гг.

В данных моделях инновационный  процесс рассматривался как «процесс открытий, в котором новые знания трансформируются в новые продукты, проходя определенные этапы» (рис. 1). Таким образом, для получения результатов в виде новых продуктов или услуг необходимо было концентрировать усилия на первых стадиях инновационного процесса, а именно на НИОКР. Процесс преобразования результатов НИОКР в новые продукты, услуги или процессы, по мнению неоклассиков, был автоматическим и они не уделяли ему должного внимания. Rosenberg назвал данный процесс «черным ящиком» (blackbox) .

Результатом этого подхода к  инновационному процессу стало повышенное внимание к созданию научных лабораторий.

В середине 1960-х – начале 1970-х  гг. появилось второе поколение моделей, называемых «подтягиваемые спросом» (thedemandpull). Инновации стали результатом  сигналов, поступающих с рынка; в  отличие от предыдущей модели инновации больше не были результатом новых идей НИОКР, они стали удовлетворять спрос, поступающий от потребителей (рис. 1).


 

В некотором смысле вторую модель инноваций можно назвать «реагирующей» (reactive) на рынок, в то время как неоклассическую модель можно назвать «воздействующей (pro-active)» на рынок.

В дальнейшем усиление конкуренции  и сокращение жизненного цикла товаров  привели к необходимости более тесной взаимосвязи НИОКР с другими стадиями инновационного процесса. Это привело после публикации работ Nelson и Winter «Эволюционная теория экономического изменения» и «Интерактивной модели» Rosenberg и Kline к появлению новой модели инновационного процесса. В ней инновационный процесс начинают рассматривать как комбинацию двух предыдущих моделей. В данном виде моделей, получивших название «интерактивные модели», новые знания комбинировались со старыми (рис. 2). 

 


Рис. 2. Интерактивная  модель инновационного процесса 

Инновационный процесс начинался  с осознания новой рыночной возможности  и создания инновации или с  изобретения и далее создания инновации, затем следовало создание продукта и его производство.

Модель состояла из двух типов взаимодействий: внутренние – между подразделениями фирмы и внешние – с другими компаниями, клиентами и пр.

В данных моделях подчеркивалась необходимость  усиления связей между различными подразделениями  предприятия. Считалось, что новые идеи могли появиться в любом подразделении, и, следовательно, взаимодействие между различными подразделениями было неотъемлемой частью инновационного процесса.

Сторонники данной модели утверждали, что при поиске новых технологических  решений предприятия сначала должны обратиться к существующим знаниям. Только когда существующий уровень знаний не сможет разрешить их технологические запросы (требования), начинается создание нового знания (посредством НИОКР).

Интерактивная модель, так или иначе, оставалась линейной. В середине 1980-х новая организация производства на японских предприятиях привела к появлению нового поколения моделей инновационного процесса – интегрированных.

В данных моделях акцент делался  на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Различные подразделения предприятий интегрировались для создания нового продукта, позволяя предприятию уменьшать срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. В то же время значительно увеличилось горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов).

Информация о работе Инновационный менеджмент