Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как период, который начинается с выполнения теоретических и прикладных исследований, включает в себя последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой продукции, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта продукция подлежит замене качественно новой, более эффективной продукцией.

Вложенные файлы: 1 файл

главный текст.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)


19

 

Глава 1 Сущность и особенности жизненного цикла инноваций

 

1.1 Жизненный цикл инноваций и его стадии

 

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как период, который начинается с выполнения теоретических и прикладных исследований, включает в себя последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой продукции, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта продукция подлежит замене качественно новой, более эффективной продукцией. [4, с. 15]

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

1) зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

2) рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

3) зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж).

Жизненный цикл инноваций заканчивается на стадии зрелости. После инновация становится продуктом.

С.позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.

Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.

Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности. [1; 7]

Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества. Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологий проводится в следующей последовательности, включающей:

1) определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем, чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;

2) определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;

3) выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;

4) распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;

5) тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;

6) формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.

Методика анализа продолжительности жизненных циклов инновации позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства. Во- первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технологии. [2, с. 73]

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

1) проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

2) подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

3) разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

4) проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

5) исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

6) подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

7) проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

8) организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т. д. [3, с. 8]

Качество технологического процесса реализуется в его способности создать новшество. Оно оценивается как с позиций технико-технологических характеристик, так и системой экономических показателей. Широко применяемые технико-экономические и функционально-стоимостные методы анализа позволяют установить зависимость между техническими и экономическими показателями процессов и найти алгоритм оптимального функционирования производственных систем.

Как следует из вышеизложенного, весьма важным этапом инновационной деятельности является поиск кардинальных взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями технического уровня, качества применяемых новшеств с условиями их производства и эксплуатации и с экономической эффективностью. Дело в том, что в отдельности решить проблему качества и экономической эффективности новой техники и технологии невозможно. Наиболее целесообразно применить обобщенную технико-экономическую модель (или в простейшем варианте блок-схему), которая выявляет воздействие показателей технического уровня на обобщающие технико-экономические показатели: себестоимость, производительность, приведенные затраты и т. д. Для этого необходимо на самом начальном этапе проектирования новшества избрать альтернативный вариант:

1) оптимальные свойства новшества при максимальной экономической эффективности;

2) максимально совершенный уровень новшества при удовлетворительной экономической эффективности.

Полезный эффект новшества как в производстве, так и в эксплуатации не всегда можно оценить с помощью стоимостных оценок. Поэтому применяют два критерия: критерий минимума приведенных затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшества. Если невозможно установить количественную функциональную зависимость между частными показателями качества и приведенными затратами, то используют экспертные или статистические методы по определению средневзвешенного обобщенного показателя новшества, рассчитанного как средневзвешенное арифметическое либо как средневзвешенное геометрическое. Следующим этапом может служить установление зависимости между значением приведенных затрат и обобщающим показателем технического уровня изделия или процесса. Инструментом такого подхода является корреляционное и регрессионное моделирование.

Предлагаемая методика использует как традиционные нормативные подходы, так и метод «затраты – эффективность». С изменением хозяйственной ситуации при переходе к рыночной экономике для предприятия произошла переориентация критериев технического и технологического уровня и экономической эффективности нововведений. В краткосрочном плане внедрение нововведений ухудшает экономические показатели, увеличивает издержки производства, требует дополнительных капиталовложений в развитие НИОКР. Помимо того, интенсивные инновационные процессы, в том числе внедрение новой техники и технологии, нарушают стабильность, увеличивают неопределенность и повышают риск производственной деятельности. Более того, инновации не позволяют полностью использовать производственные ресурсы, снижают загрузку производственных мощностей, могут привести к неполному использованию персонала, к массовым увольнениям.

С одной стороны, инновационная деятельность предприятия является системой последовательно проводимых производственных и коммерческих мероприятий, где качество инноваций всецело зависит от состояния и технико-организационного уровня производственной среды.

С другой стороны, именно рынок выступает решающим арбитром отбора инноваций. Он отвергает самые приоритетные новшества, если они не отвечают коммерческой выгоде и сохранению конкурентных позиций предприятия. Вот почему технологические новшества подразделяются на приоритетные, важные для экономической и технологической безопасности страны, и на коммерческие инновации, необходимые предприятию в условиях перехода к рынку. Критерии технического уровня и эффективности новых технологий должны быть адекватны к требованиям научно-технической государственной политики, и коммерческой целесообразности, и соответствующим источникам финансирования. Так, для показателей рентабельности и финансовой устойчивости предприятия новая технология в более чем половине случаев является нежелательной. Более того, изменчивость технологии в отраслях, характеризующихся длительным жизненным циклом, капиталоемких и фондоемких производствах может нанести непоправимый ущерб при неправильном прогнозировании, внедрении и эксплуатации.

В наукоемких, прогрессивных отраслях дело обстоит наоборот: именно технологические «сдвиги и прорывы» и внедрение новых технологий резко повышают конкурентоспособность предприятия и ведут к максимизации прибыли в долгосрочном периоде. Более того, с начала 90-х годов конкурентный статус крупных компаний в значительной мере связывается не только с новыми товарами, но и в большей степени с наличием новейших технологий у фирмы. Так обстоит дело у флагманов мировой экономики «Сони», «Панасоник», «Ай-Би-Эм», «Дженерал Электрик», «Джонсон и Джонсон», а также у российских «Газпрома», «Росвооружения» и др.

Приведенные стратегические технологические факторы выявляют зависимость рыночной стратегии фирмы от характеристики НИОКР и применяемой технологии. Для успеха необходимы такие качества новой технологии, как адаптивность, гибкость, способность к «встроенности» в старое производство, возможности синергизма, четкая стратегия НИОКР и наличие патентов и лицензий на технологию, высококвалифицированный персонал, адекватные организационно-управленческие структуры. Все эти понятия свести к каким-либо единым показателям невозможно, поэтому в рыночной экономике арбитром и экспертом качества технологии выступает рынок, а критерием всего многообразия свойств может быть только экономическая эффективность. [10]

 

1.2 Основные этапы жизненного цикла инноваций

 

Можно насчитать 5 укрупнённых стадий жизненного цикла инноваций:

1) исследовательская – создание идей (открытий, изобретений, патентов, вложений), их аккумуляция, конкурсный отбор и формирование предложений для коммерческого использования и продвижения;

 2) техническая – это фильтрация предлагаемых идей и предложений, превращение идей в действующие прототипы и добавление к прототипам технологии производства, предложение инновационных проектов предпринимателям;

 3) производственная – это отбор инновационных проектов, выпуск новой наукоёмкой продукции в мелкосерийном и массовом стандартном производстве;

4) диффузия инноваций в инновационной среде потребителей – государственное, хозрасчётное, корпоративное и рыночное распространение нововведений;

5) рутинизация – растворение и перенос новизны нововведения.

На  исследовательской  стадии многочисленными академическими и отраслевыми ВУЗами, НПО, отдельными учёными и группами учёных делаются открытия, изобретения, выдвигаются патенты.

Этот  массив новых идей должен постоянно  находиться под вниманием лиц, заинтересованных в их реализации. Прежде всего, это  государство и его институты.

На  технической стадии идеи превращаются в конструкторские прототипы (конструкторская документация, опытные образцы, испытания и эксперименты).

Далее к прототипам добавляются разработки технологии производства.

Оба этапа выполняются на конкурсной и коммерческой основе.

Производственная  стадия – 2 этапа:

1) выпуск новой наукоёмкой продукции в малых тиражах – мелкосерийное производство;

2) выпуск в массовых тиражах. К двум этапам добавляется производство дифференцированной продукции и организация выпуска имитации продукции (упрощённая конструкция, упрощённый дизайн, тот же продукт со снижением количества основных функций, со сниженным качеством и прочее).

Информация о работе Инновационный менеджмент