Введение в инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций

Краткое описание

Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент - Лекции + Словарь терминов.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

Риск снижения доходности возникает в результате уменьшения дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам. Инновационные риски связаны с добровольным вложением капитала в создание и реализацию продукции и технологий в надежде на сверхприбыль.

Особенности инновационного риска

1. Он зависит от продуктивности  периода времени между моментом производства затрат и моментом подсчёта убытков от неправильного инвестирования.

2. Является сверхспекулятивным, т. к. инвестиции происходят в условиях неопределённости и почти полного отсутствия надёжной информации, необходимой для принятия правильного инвестиционного решения.

Он связан с надёжным инструментом уменьшения степени риска - венчурными фондами и компаниями.

Затрудняет финансовое планирование в большей степени, чем другие риски, т. к. требует при разработке инновационного проекта использования серьёзного маркетингового исследования, ценовой политики, бренд- стратегии, поиска надёжного метода налогового планирования.

Это метод выбора хозяйствующим субъектом организации и управления хозяйственным процессом и организационно-правовой формы хозяйствования, который способствует минимизации налоговых платежей на длительный период без нарушения действующих законодательных актов. Налоговое планирование действует на уровне одного хозяйствующего. субъекта. Успех основывается на том, что за каждым налогоплательщиком признаётся право использования всех дополнительных законных средств и приёмов для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование предполагает максимально полное и правильное использование всех разрешённых льгот, оценки позиций налоговой инспекции, основных направлений налоговой политики государства.

Формула для расчёта коэффициента инновационного риска (Балабанов И.Т.):

где у - возможные убытки риска вложения средств в не оправдавшую себя инновацию,

t - период времени, потраченного на инновацию (производство, реализация, ожидание дохода), месяцев,

с - капитал, вложенный в инновацию.

при  к < 0.3 вариант вложения считается оптимальным;

при0,31< к <0.69 - напряжённым;

при к > 0,7 - критическим. Этот вариант чаще всего ведёт к полной потере накопленных вложений.

Интеллектуальная собственность (ИС). Виды и правовая охрана.

Согласно общепринятым представлениям инноватики, выделяют 3 группы ИС:

    • объекты промышленной собственности,
    • объекты авторского права и приравненные к ним,
    • ноу-хау.

Под промышленной собственностью понимают исключительное право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и т. п.

Авторское право - исключительное право на научное, литературное, музыкальное, художественное произведение, право на постановку, использование, передачу по радио и телевидению и т. д., а также права на программные продукты и топологии интегральных микросхем.

Ноу-хау - исключительное право на коммерчески ценную, закрытую (конфиденциальную) и охраняемую информацию.

Основное различие между объектами промышленной собственности и авторского права: промышленная собственность охраняет содержание сущности созданных технических решений и средств индивидуализации производителей товаров и услуг, авторское право охраняет форму произведения.

Ввиду этих различий механизмы предоставления правовой защиты также различны.

Для объектов промышленной собственности необходимо предварительное изложение сущности технических решений в установленной законом форме, проведение экспертизы на соответствие определённым требованиям, государственная регистрация, выдача охранных документов.

Для объектов авторского права этого не требуется. Правовая охрана объектов авторского права возникает с момента первичной публикации произведения или его исполнения.

Правовая охрана изобретений

Изобретение - это главная часть промышленной собственности. В России это понятие было введено в 1812 году. В РФ охрана изобретений осуществляется в соответствии с законом 1992 года. На изобретение выдаётся патент, действующий в течении 20 лет. Объектами изобретений могут быть устройства, способы, вещества, культура клеток растений и животных; применение устройства, способа, вещества по новому назначению и т. д. Не признаются изобретениями: научные теории, математические методы, методы организации и управления хозяйством, методы выполнения умственных операций и т. п.

Патент может быть выдан, если экспертиза выяснит, что предполагаемое изобретение обладает новизной, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Патентообладателю - физическому или юридическому лицу - принадлежит право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Нарушениями исключительного права являются: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, продажа продукта, содержащего признаки запатентованного изобретения или способа, или введение в хозяйственный оборот, или хранение с этой целью продукта, изготовленного способом, охраняемым патентом на изобретение.

Законом также установлены действия, не признающиеся нарушением исключительного права.

За право подачи заявки на изобретение взыскивается пошлина. В течение 4 месяцев производится формальная экспертиза, далее – экспертиза по существу.

В случае признания предложения изобретением Роспатентом выдаётся патент и взыскивается пошлина. Далее взимается ежегодная пошлина за поддержание патента в силе.

Процедура зарубежного патентования изобретений

Зарубежное патентование изобретений производится через три месяца после патентования в РФ отдельно в каждой стране в соответствии с её законами, либо подаётся международная заявка на изобретение в страны- участницы какого-либо международного договора.

 

Лекция № 6

Правовая охрана полезных моделей

Полезной моделью может быть признано только устройство. Изобретением же, как говорилось ранее, признаются устройства, способы, вещества.

К полезным моделям относятся конструкторские решения средств производства и предметов потребления и их составных частей. К полезным моделям не предъявляются требования изобретательского уровня, но сохраняется требование новизны и промышленной применимости. Срок действия охранных документов на полезные модели - 5 лет с правом продления на 3 года.

Правовая охрана промышленных образцов

Промышленный образец - дизайн какого-либо изделия, он должен быть новым, оригинальным, промышленно применимым. Патент на промышленный образец выдаётся Роспатентом. Среди промышленных образцов могут быть решения по дизайну машин, приборов, вычислительной техники, одежды, обуви, трикотажа и т. д.

Правовая охрана товарных знаков

Товарный знак для производителя является инструментом завоевания рынка, а для покупателя - средством выделения определённого товара из ряда однородных товаров. Зачастую товарный знак является гарантией качества продукции. Став известным, товарный знак может выполнять рекламную функцию.

В РФ правовая охрана товарных знаков (ТЗ) может возникнуть только после их регистрации. На зарегистрированный ТЗ Роспатент выдаёт охранный документ - свидетельство. Владелец товарного знака рядом с изображением своего ТЗ может поставить предупредительную маркировку ®, ©. У некоторых изделий такую маркировку можно встретить 2-3 раза.

После регистрации владельцу товарного знака выдаётся свидетельство на 10 лет с правом продления ещё на 10 лет.

В качестве места происхождения товаров может быть использовано название местности, реки, горы. Эти названия используются для обозначения такого товара, свойства которого определяются исключительно или главным образом природными условиями или географическим фактором, характерными для данного географического объекта

Правовая охрана фирменных наименований

В отличие от товарных знаков и знаков обслуживания, фирменные наименования призваны индивидуализировать самого производителя товаров (услуг), чтобы можно было отличить одного производителя от другого.

Став известным, фирменное наименование, так же, как и товарный знак, выполняет рекламную функцию и защищает обладателя прав на него от их нарушения на рынке.

Закон не ограничивает срок действия прав на фирменное наименование. При изменении правого положения правообладателя изменения должны быть внесены и в фирменное наименование. Право на фирменное наименование не нужно регистрировать в Роспатенте. Право на фирменное наименование действует с 1883 года для всех стран, присоединившихся к Парижской конвенции. В отличие от права на товарный знак, право на фирменное наименование является неотчуждаемым. Уступка права на фирменное наименование может произойти только одновременно с передачей (продажей) самого предприятия.

Правовая охрана программ и баз данных

Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных действует в России с 1992 года. В этом законе описана процедура регистрации прав на эти объекты, но данная норма не является обязательной. Считается, что программы для ЭВМ и базы данных защищаются законом в силу самого факта их создания и существования в объективной форме. Но регистрация таких объектов даёт ряд преимуществ автору и способствует защите его прав при возникновении спорных ситуаций. Имущественные права на программу заключаются в праве на следующие действия:

    • опубликование,
    • воспроизведение любыми способами,
    • распространение,
    • модификация и иное использование.

Передача прав на программы и базы данных осуществляется на основе договора. Имущественные права на объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Заявка на выдачу охранного свидетельства на программы и базы данных рассматривается в течение двух месяцев.

Правовая охрана топологий интегральных микросхем

Созданная топология интегральной микросхемы не требует регистрации. В качестве единственного критерия охраноспособности топологии выступает её оригинальность.

Топология - зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральных микросхем и связей между ними.

Исключительные права на использование топологий интегральных микросхем действуют 10 лет с даты первого коммерческого использования топологии или регистрации её в Роспатенте. Чтобы оповестить мир о своих правах, автор может указывать на изделиях уведомление, в виде прописной буквы Т.

Правовое положение ноу-хау

Ноу-хау - конфиденциальные, коммерчески важные знания технического, экономического, организационного и иного характера, обеспечивающие, в случае сохранения их в тайне, определённые преимущества их владельцу. Как объект интеллектуальной собственности, ноу-хау не имеет чётких границ и не требует государственной регистрации.

Правовая охрана ноу-хау была введена в нашей стране в 1991 году. Ноу-хау имеет право на защиту в случае, если:

    • эта информация имеет коммерческую ценность, т. е. её реализация может приносить доход;
    • к информации нет свободного доступа;
    • обладатель этой информации принимает надлежащие меры к охране её конфиденциальности.

Среди различных видов ноу-хау самыми ценными являются технические и технологические. Передача прав на ноу-хау осуществляется по договору лицензии. Лицензия должна относиться к конкретному объекту, т.е. в договоре надо указать конкретное содержание, описание режима воспроизведения и исполнения, цену.

Коммерческая информация о содержании ноу-хау может передаваться и при других видах сделок (лизинг, франшиза).

Брендинг

Под брендом понимают товарный знак и всё то положительное, что думают и знают о том или ином товаре потребители.

Бренд - это образ, который возникает в сознании потребителя как реакция на товарный знак, обещание производителя посредством своего товара постоянно предоставлять специальный набор качеств, ценностей и услуг. Силу бренда определяет не только качество товарного знака, но и действия владельца товарного знака по его продвижению. Поэтому владельцы стремятся сделать бренд охраноспособным. Существуют бренды следующих видов:

    • международные,
    • общегосударственные (национальные),
    • местные.

Основные элементы бренда 
Бренд является:

    • одним из видов интеллектуальной собственности;
    • частью патентной политики фирмы-производителя;
    • продуктом маркетинговой стратегии и рекламной политики, которая 
      включает фирменный стиль, сервисное обслуживание и PR.

Планирование бренд-стратегии

1. Создание бренда:

    • выбор объекта стратегии. Объектом может быть сама фирма, продукт, услуга, технология;
    • выбор привлекательного фирменного наименования товаров, услуг;
    • планирование рекламной кампании и позиционирование товара на рынке.

Информация о работе Введение в инновационный менеджмент