Введение в инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций

Краткое описание

Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент - Лекции + Словарь терминов.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

Патентная монополия создателей изобретений и ноу-хау является платой общества за развитие НТП. Если рассматривать патент только как средство блокирования действий конкурентов, то и в этом случае в перспективе выигрывает все общество, так как патент, сама информация об изобретении чрезвычайно полезны и для общества, и для отдельных потребителей. И если какая-либо фирма получит от государства право управления одним из секторов товарного рынка, то она уверенно выходит на режим получения сверхприбыли. Используя пакет патентов, фирмы высоко- развитых стран с его помощью защищают тот сектор рынка, где они работают. Благодаря обладанию этим пакетом они могут получить прибыль на 40% больше прибыли других участников этого сектора рынка.

Для монополизации определенного сектора рынка требуются десятки патентов. Это минимум, который позволяет удерживать самые скромные позиции в конкурентной борьбе. Но если сектор рынка имеет емкость равную миллиардам долларов, то такой пакет вырастает до 100 и 1000 патентов, то есть чем больше емкость рынка, тем больше должен быть пакет патентов.

Использование объектов ИС при формировании уставного капитала

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, юридические лица могут вносить в качестве вклада в уставный капитал стоимость прав на объекты ИС. Использование ИС, имеющей денежную оценку в качестве вклада в имущество Акционерного Общества осуществляется в соответствии с лицензионным договором. Внесение в уставный капитал вкладов в виде ИС позволяет правообладателю (учредителю):

• не вносить денежных средств при формировании уставного капитала;

• получить дополнительное число акций в обмен на внесение ИС в уставный капитал и, таким образом, увеличить свою долю участия в управлении АО;

• повысить долю прибыли учредителя, получаемой им в виде дивидендов на акции.

ИС - гарант инвестиций

Патентообладатель может получить финансовые средства, необходимые ему для доведения изобретения до стадии рыночной продукции, двумя путями:

    • Оформить лицензионный договор;
    • Заключить кредитный договор под залог стоимости патентных прав должника.

В этих случаях отношения между предприятием-правообладателем на объект ИС и инвестором оформляется под залог нематериальных активов:

    • право на патент на изобретение,
    • право на товарный знак,
    • право на ноу-хау.

В соответствии с Гражданским Кодексом в договоре о залоге должны 
быть указаны:

    • предмет залога,
    • право на патент и его стоимостная оценка;
    • существо патента;
    • организация, обеспечивающая исполнение обязательств, обеспечиваемых залогом.

При невыполнении должником своих обязательств предмет залога должен быть продан на публичных торгах, а из полученных таким образом средств предприятие оставляет себе средства, причитающиеся ему по кредитному договору и на расходы по организации продаж. Остальные средства предприятие возвращает должнику. Таким образом, залоговая стоимость должна быть меньше предполагаемой стоимости.

Начало кредитования под залог патентных прав в РФ относится к 1993 году, но этот процесс идет еле заметно.

Контроль инновационных проектов

Каждую инновацию на предприятии можно рассматривать как отдельный проект. Эти проекты связаны с большой неопределенностью результата. Инновационным процессам присуща слабая структурированность, а также многочисленные риски. Инновации всегда имеют четкую цель и ограниченный бюджет на реализацию инновационного проекта. В самом простом случае функции интеграторов проектов выполняют руководители предприятия, но чаще всего этими проектами руководят специальные помощники первого руководителя предприятия, которые назначаются управляющими инновационных проектов.

Возможны различные схемы встраивания целевых творческих групп в организационные структуры управления предприятия. В организациях с функциональной структурой руководитель проекта играет вспомогательную роль. Он налаживает связь между функциональными подразделениями и в основном только координирует работу. Основой власти руководителя проекта является власть эксперта, то есть его профессиональные знания и личные качества.

 

Лекция № 8

При такой схеме управления никто, кроме высшего руководства, не несет ответственности за издержки и размер будущей прибыли от реализации проекта.

При проектном управлении формируется одна или несколько управленческих групп, в которых сосредотачиваются материальные, финансовые и людские ресурсы, создается автономная линейно- функциональная организация, подразделения которой решают только конкретные проектные задачи.

В матричных организационных структурах руководители проекта взаимодействуют с руководителями функциональных подразделений. Руководитель проекта определяет содержание и сроки выполнения работ, координирует финансирование проекта. Функциональный руководитель отвечает за методы достижения цели. Чем дороже инновационный проект, тем строже требования к срокам его реализации, тем выше претензии к системе управления проектом. В случае сложных проектов возникает система контроллинга.

Первоочередная задача системы контроллинга — надзор за реализацией этапов проекта, контроль и информационная поддержка руководителя проекта. Планируются все мероприятия по реализации, срокам, требуемые мощности и издержки, а также промежуточный результат. Подразделение контроллинга само не разрабатывает ни планов, ни бюджетов, но отвечает за координацию этапов проекта. В функции контроллинга входит анализ и интерпретация данных, регулярно предоставляемых высшему руководству. Отклонения от плановых показателей анализируются, и отчет о результатах анализа предоставляется руководителю проекта и целевой творческой группе. В отчете могут содержаться предложения и по корректировке отклонений. Для проектов, длящихся 1,5-2 года, устанавливаются следующая периодичность:

    • текущий контроль - 1 раз в месяц,
    • отчеты перед руководством предприятия - 1 раз в квартал,
    • сообщения для целевой творческой группы - 1 раз в 2 месяца.

Цель контроллинга - не поиск провинившихся, а выявление причин отставания и нахождение способов устранения нежелательных отклонений. В процессе контроллинга возможна корректировка плановых показателей как текущих, так и стратегических.

Управление ИС на предприятии

1.  Стратегия управления v задачи, подлежащие решению

В каждом отдельном случае стратегия управления определяется, исходя из принадлежности к отрасли, целей и организационной структуры, а также размеров предприятия, емкости рынка сбыта, числа конкурентов. На малых предприятиях объем работ по управлению ИС незначительный, и здесь можно обойтись наймом патентного поверенного. На средних и крупных предприятиях необходимы постоянные группы специалистов, управляющих ИС.

Система управления ИС должна быть направлена на выполнение следующих задач:

    • формулировать систему правовых и экономических отношений по поводу ИС внутри предприятия;
    • способствовать сохранению и коммерциализации объектов ИС, создаваемых работниками предприятия;
    • фиксировать внимание персонала на том, что ИС принадлежит предприятию как единому производственному комплексу, а не его отдельным подразделениям или работникам;
    • создавать благоприятные условия для правовой охраны ИС;
    • обеспечивать интересы предприятия в отношении объектов ИС в договорах с третьими лицами;
    • создавать условия для обеспечения патентной частоты проектов и изделий предприятия;
    • обеспечить необходимые условия для предотвращения неправомерного использования ИС третьими лицами;
    • обеспечить эффективную систему сохранения коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации;
    • обеспечить пресечение недобросовестной конкуренции со стороны третьих лиц;
    • поддерживать баланс интересов предприятия и его сотрудников, определив эффективные меры поощрения за создание, реализацию и правовую охрану ИС.

2. Организация и регламентация  процессов создания, правовой охраны и использования ИС на предприятии ( в организации).

Для решения этой группы задач целесообразно выполнить следующие мероприятия.

1. Формирование группы управления ИС.

2. Создание структурного подразделения (патентной службы) для проведения экспертизы изобретений, патентно-лицензионных работ и решения сопутствующих задач.

Разработка и утверждение нормативных документов и доведение их содержания до всех заинтересованных лиц. Имеются в виду необходимые положения, инструкции, стандарты предприятия.

Инвентаризация объектов ИС.

Оснащение патентной службы факсимильной связью, компьютерной техникой, внедрение информационных технологий, обеспечение возможности проведения патентного поиска с использованием международных баз данных.

Крупные зарубежные компании имеют очень мощные патентные службы. Например, ТНК «PHILIPS» имеет патентную службу, расположенную в центральном офисе в Голландии, включающую более 220 человек (обычно с двумя высшими образованиями).

В РФ специалистов в области правовой охраны и использования объектов ИС готовят в единственном вузе — Российском Государственном институте ИС.

Для решения своих задач патентная служба должна уметь выполнять следующие функции:

    • выявлять в разработках предприятия охраноспособные объекты ИС, а также ноу-хау;
    • проводить предварительную экспертизу объекта по критерию патентоспособности;
    • проводить отбор объектов для патентования внутри страны и за рубежом;
    • выбирать процедуру патентования;
    • оформлять заявочные документы;
    • подбирать патентного поверенного для зарубежного патентования; вести переписку с экспертами Роспатента и патентными поверенными;
    • разрабатывать корпоративные нормативные документы по ИС;
    • оценивать целесообразность поддержания в силе ранее полученных патентов предприятия;
    • готовить предложения по продаже и приобретению лицензий на объекты ИС, на переуступку прав и т.д.

Все эти функции отражаются в положении о патентной службе. Политика предприятия в отношении ИС формулируется в положении об ИС. В этом положении должен быть раздел о стимулировании работников предприятия за создание ИС. При оформлении трудового договора между работником и предприятием в нем закрепляется исключительное право предприятия на объекты ИС. которые могут быть созданы этим работником в процессе его трудовой деятельности.

Для решения стратегических вопросов управления ИС на предприятии создается экспертная комиссия. В компании «Хьюлет-Паккард» эти вопросы решает совещание представителей различных служб. Когда создается положение об ИС, в него вносится информация об экспертной комиссии и определяется состав прав и обязанностей этой комиссии.

На любом предприятии необходимо иметь следующие стандарты:

    • порядок проведения патентных исследований;
    • порядок оформления заявок на изобретения, промышленные образцы и другие объекты ИС;
    • положение о коммерческой тайне.

3. Управление правовой охраной ИС

Выявление охраноспособных технических решений и оформление заявок на их патентование патентная служба проводит в контакте с разработчиками. Порядок работы с целью выявления охраноспособных технических решений довольно сложен и включает двадцать этапов. Патентная служба вместе с изобретателем составляет обоснование целесообразности правовой охраны объекта. В таких работах участвуют также экономисты и маркетологи. Все заявки на объекты ИС составляются строго в соответствии с образцами, установленными Роспатентом. Это особенно важно учитывать при оформлении международных заявок.

4. Методы стимулирования авторов и лиц, содействующих созданию и использованию ИС

Обязанность по выплате вознаграждения авторам изобретений возлагается на юридическое или физическое лицо, которое это изобретение использовало. Автор имеет право на поощрительное вознаграждение в размере не менее среднемесячной заработной платы, которое выплачивается в месячный срок, считая с даты выдачи патента. За использование служебного изобретения патентообладатель обязан выплачивать автору вознаграждение в размере не менее 15% от прибыли, ежегодно получаемой патентообладателем, а также не менее 20% от выручки при продаже лицензии. Вознаграждение за использование изобретения, полезный эффект от которого не выражается прибылью, автор может получить в размере не менее 2% от себестоимости продукции, приходящейся на данное изобретение. За содействие в создании и внедрении изобретения также положено вознаграждение. Выплата производится в течение первых трех лет с даты приоритета изобретения в размере не менее 30% от прибыли, получаемой от использования изобретения, либо не менее 4% от себестоимости изобретения. Также могут поощряться работники патентной службы, маркетологи и производственники. Для оформления права на получение вознаграждения должен быть подготовлен комплект документов, включающий 8 наименований.

Информация о работе Введение в инновационный менеджмент