Введение в инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций

Краткое описание

Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент - Лекции + Словарь терминов.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

На поисковом этапе объект рассматривается как динамическая система, обладающая некоторой инерционностью. На этом этапе изучаются уже сложившиеся закономерности, и оценивается возможность распространения этих закономерностей на будущее; каждый вариант прогноза формирует одну из тенденций развития определенного научно- технического направления.

Нормативный этап начинается с формирования какой-либо генеральной цели, как правило, уже наметившейся на поисковом этапе, а затем, в соответствии с генеральной целью, последовательно намечаются подцели, достижение которых должно перевести объект из настоящего состояния к намеченной цели в будущем. Этот процесс называется декомпозицией генеральной цели. При этом должны быть определены все организационные, материально-технические и другие мероприятия, необходимые для обеспечения достижения целей.

Взаимодействие поискового и нормативного этапов прогнозирования состоит в том, что поисковый этап, использующий, прежде всего, метод экстраполяции и экспертные методы, является базой для нормативного этапа, потому что эксперты могут предсказать потребности в новых видах техники, даже если метод экстраполяции ничего не говорит о том, что назрел кризис в использовании старых технологий. Поисковый этап прогнозирования дает перспективную оценку различных вариантов развития для удовлетворения социально-экономических потребностей. Нормативный этап отражает перспективные возможности общественного производства, а его направленность иллюстрирует процесс декомпозиции от генеральной цели в будущем до конкретного мероприятия сегодня.

Только на основе прогноза, включающего оба этапа, возможна стыковка научно-технических возможностей и социально-экономических потребностей общества. Если возможности и потребности не совпадают, результатом прогнозных исследований может явиться обоснование необходимости разработки комплексных программ научно-технического развития, осуществление которых и может привести в соответствие возможности и потребности.

Наиболее известной является классификация прогнозов в соответствии с тем или иным периодом упреждения. Выбор периода упреждения влияет на выбор метода прогнозирования и на возможность получения точных результатов. Различают краткосрочные прогнозы (до 3лет), среднесрочные прогнозы (от 3-5 до 8 лет) и долгосрочные прогнозы (от 8 до 12-15 лет), а также дальнеперспективные (более 15 лет). Период упреждения прогноза может быть назначенным или расчетным. Если период расчетный, то значение Tупр получается как один из результатов поискового этапа прогнозирования, при этом обычно получают какой-то вероятностный интервал времени осуществления прогноза и считают, что прогнозируемое событие попадает в одну из точек этого интервала.

Простейшая оценка расчетного периода упреждения может быть получена и экспертным путем, когда с помощью экспертов определяется срок вероятного наступления событий.

Существует эмпирическая формула для расчета периода упреждения:

Тп - период упреждения, назначенный экспертом-пессимистом ; 
То -   период упреждения, назначенный экспертом-оптимистом.

Прогнозы в машиностроении могут быть посвящены либо развитию определенного класса технических систем, либо развитию подсистем тех же систем. Например, прогнозы развития в области самолетостроения могут быть основаны на прогнозах развития таких подсистем, как двигатели, радиооборудование, вооружение и т.д.

При прогнозировании, которое осуществляется расчетным методом, возникает ряд ошибок. Суммарная ошибка решения прогнозной задачи является суммой следующих ошибок:

• ошибка, обусловленная неадекватностью описания объекта и возникающими при этом погрешностями получения и обработки информации;

• ошибки вычислительных процедур (например, при округлении чисел);

• ошибки, допущенные самим расчетчиком и обусловленные субъективными факторами (например, малоопытностью, низкой квалификацией);

• ошибки нерегулярные, обусловленные возможностью появления в будущем непредсказуемых изменений в развитии объекта.

Последние - самые большие из ошибок.

При прогнозировании потребностей в новой технике могут встретиться следующие случаи:

    • потребность в новой технике, имеющей аналог;
    • потребность в принципиально новой, ранее  не существовавшей технике.

Экспертные методы применяются при дефиците времени, при особой важности ожидаемых результатов прогнозирования, и в целом – это проблема уникального выбора.

Самый существенный недостаток экспертных методов — принципиальная невозможность полного исключения субъективизма оценок.

Многие из тех закономерностей, которые отражают развитие технических систем, хорошо аппроксимируются зависимостью, график которой называется логистической кривой. Её характерной особенностью является существование предела, к которому стремятся значения характеристик объекта, при Т→ ∞. Графическое изображение представлено на рисунке 2.

 

 

 


 

логистическая кривая

 

 

Рис.2. Графическое изображение логистической кривой

Имеется три основных группы методов прогнозирования:

    • экстраполяция тенденций (применяется только на поисковом этапе);
    • метод экспертных оценок, при котором используют способности человека отражать действительность с некоторым опережением;
    • метод логического моделирования, предполагающий построение логико-математических моделей , в которых устанавливаются связи между различными по своей природе явлениями, а также обобщаются данные по научно-техническому и экономическому развитию.

Такие модели позволяют предсказывать появление нестандартных ситуаций в той или иной области практической деятельности и находить приемлемые решения с учетом перспектив совершенствования технических и социально-экономических систем. Согласно теории Э. Тоффлера (книга «Третья волна»), с индустриальной эпохой покончено, мир перешел в постиндустриальную, или информационную эпоху.

Что касается применения прогнозов на предприятии, то все зависит от того, какое это предприятие: если инновационное, то вопросов о необходимости прогнозирования там не возникает; если традиционное – то там не разрабатывают своих, но иногда используют чужие прогнозы (доверяют обычно только краткосрочным прогнозам).

Существует еще один вид прогноза - организационный прогноз. Он основан на знании потребителем общих направлений и тенденций развития науки, техники и производства, в том числе полученных с помощью исследовательских и нормативных прогнозов. Организационный прогноз исходит из представлений о наличии определенных ресурсов и научного потенциала. Задача такого типа прогноза - сформулировать обоснованную гипотезу об экономических и организационных аспектах НТП. а также дать оценку и сформулировать требования к перспективе роста научного потенциала, необходимого для выполнения в прогнозный период программы НИОКР для страны, региона, крупной компании.

При наличии у создателя новой техники всех трёх типов прогнозов по интересующей его области интересов он является достаточно вооружённым для принятия наименее плохого решения.

Методы инженерного прогнозирования

Когда нужно предсказать изменение в развитии какого-то вида техники, то одним из самых надёжных и давно признанных методов является метод, основанный на анализе динамики патентования в этой области. Этот метод также является одним из главных легальных методов конкурентной разведки, которой обладают все крупные корпорации.

При инженерном прогнозировании предпочтительнее делать прогнозы с периодом упреждения 15-20 лет. Этот период связан со сроками действия патентов в развитых странах. Для выполнения прогноза привлекаются наиболее квалифицированные кадры.

В своё время в СССР создавались отраслевые системы научно- технического прогнозирования. Эти системы регламентировались соответствующими директивными документами за подписью министра. Системы имели свои банки методов прогнозирования, банки экспертов, разветвлённую сеть низовых органов прогнозирования.

Все прогнозисты делятся на две категории:

    • профессиональные прогнозисты (предикторы) - люди, которые, как правило, имеют несколько специальностей или работают на стыках различных наук;
    • люди, постоянно занимающиеся творческой инновационной деятельностью (инновационные менеджеры низового и среднего звеньев).

Если предикторы занимаются прогнозированием постоянно, то инновационные менеджеры - от проекта к проекту.

Закон Кларка

Если компетентный учёный с большим стажем работы говорит о каком-либо явлении «это возможно», он почти наверняка прав. Если же он говорит, что это невозможно, то весьма вероятно, что он ошибается.

Точность прогноза - оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления.

Достоверность прогноза — оценка вероятности осуществления прогноза для заданного доверительного интервала.

Прямая верификация прогноза — верификация путём разработки 
прогноза методом, отличным от первоначального.

 

Лекция № 12

Право на пресечение недобросовестной конкуренции

Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах. А именно:

Все действия, способные вызвать смешение понятий в отношении предприятия, изделий или промышленной деятельности конкурентов.

Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать конкурента.

Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности, применяемости или качества товара.

К фактам недобросовестной конкуренции можно отнести:

    • подкуп покупателей и конкурентов;
    • выяснение производственной и коммерческой тайны конкурента; 3. неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
    • побуждение служащих конкурента к нарушению их обязательств по контракту;
    • бойкотирование торговли конкурентов;
    • демпинг в отношении конкурентов - политика продаж по заниженным ценам, ведущая к снижению спроса на товары конкурента;
    • создание у покупателя иллюзии или неверных представлений о возможности выгодных покупок;
    • намеренное копирование чужих товаров, услуг, рекламы;
    • выпуск товаров и рекламы, содержащих сравнение с конкретным товаром конкурента;
    • другие действия, которые позволяют добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

В РФ с 1991 года действует закон «О конкуренции». Контроль за его осуществлением выполняет ведомство по антимонопольной политике. Существует и закон «О рекламе».

В отношении недобросовестных конкурентов могут быть предприняты следующие меры:

    • вынесение предписания, обязательного к исполнению;
    • требование осуществления контррекламы;
    • наложение штрафа на нарушителя, если он не выполнил предписание, выданное в связи с нарушением им законодательства в этой сфере.

Если же предписание не выполнено, а штраф не оплачен, то нарушитель могут подпасть под действия правоохранительных органов (цель этих действий - возбуждение уголовного дела).

Объекты авторского права

Объекты авторского права защищаются в РФ по «Закону об объектах авторского права» 1993 года. Срок действия авторского права составляет всю продолжительность жизни автора и ещё 75 лет после его смерти. Для оповещении о существовании авторских прав их обладатель запрашивает знак охраны авторского права (COPYWRIGHT). Знак помещается на каждом экземпляре произведения и включает три элемента, а именно: 
© Иванов Н.Н., 2005.

ИС и нематериальные активы

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая права на обозначения, индивидуализирующие это предприятие, его работы и услуги:

    • фирменное наименование,
    • товарный знак,
    • знаки обслуживания и другие исключительные права, которые составляют его нематериальные активы (ст. 132 ч. 1 ГК РФ).

К нематериальным активам, используемым более одного года в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся:

    • права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, программы для ЭВМ, базы данных;
    • права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;
    • права, возникающие из свидетельств на полезные модели, торговые знаки и знаки обслуживания, из договоров на их использование, из прав на ноу-хау;
    • деловая репутация фирмы и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с юридическими документами вкладом в уставной капитал, результаты законченных НИОКР и проектно- изыскательных работ.

Информация о работе Введение в инновационный менеджмент