Введение в инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций

Краткое описание

Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент - Лекции + Словарь терминов.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Лекция №4

Условия реализации инновационной политики

Под условиями реализации инновационной политики понимают те требования, которые предъявляются органами государственной власти к инновационной деятельности и реализации ее результатов на внутреннем рынке. Одним из таких условий является расширение сети технопарков, технологических инкубаторов, инновационных центров в тех регионах, где имеется инфраструктура, обеспечивающая проведение инновационного процесса.

Технопарк - это группа инновационных предприятий, соответствующих территорий и сопутствующих учреждений (финансовых, информационных, юридических). Технопарки занимаются разработкой высоких технологий. Они имеются в ряде крупных городов России и некоторых городах Подмосковья.

Технологические инкубаторы - это либо самостоятельные организации, либо самостоятельные подразделения организаций, которые занимаются высокими технологиями, апробацией новых форм бизнеса.

Реализация инновационной политики требует отмены всех правовых актов, препятствующих инновационной деятельности. В частности, политика государственного инвестирования должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов на инновационную деятельность, уровень которых не должен быть меньше определенного процента ВВП. Для развития системы конкурсного отбора инновационных проектов через венчурные фонды необходимо организовать страхование финансовых рисков в инновационной сфере.

Инновационная политика организаций (предприятий)

Инновационная политика хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность методов воздействия хозяйственного механизма на производство новейших видов продукции и технологий. Конечная цель инновационной политики предприятия - это создание и реализация инновационных проектов, причем понятие «проект» понимается очень широко: от замысла инновации до её диффузии в общественную практику. Для того чтобы эта политика была реализована, необходимы соответствующие условия. Важнейшим из таких условий является наличие достаточных инвестиций. Здесь под инвестициями понимаются не только финансовые средства, но и ценные бумаги, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или другого полезного эффекта.

В бизнес-планах инновационных проектов большое место занимает раздел о капитальных вложениях. Имеются в виду инвестиции в основные фонды, то есть затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, технологическое перевооружение предприятий, приобретение оборудования, в том числе технологического, а также приборов и компьютерной техники. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений, проводится в соответствии с законом РФ от 25.02.99 г.

При разработке инновационных проектов необходимо предусмотреть:

    • соответствие предполагаемых мероприятий законодательным актам государства;
    • достижение экономической, научно-технической, экологической и социальной эффективности инвестиций в инновации; получение хозяйствующим субъектом прибыли по инновационному объекту;
    • эффективное распределение средств на осуществление бесприбыльных инновационных проектов, если таковые планируются;
    • использование хозяйствующими субъектами государственной поддержки с целью повышения эффективности инвестиций;
    • привлечение субсидий, фантов, льготных кредитов международных организаций, фондов и банков.

При создании инновационных проектов учитываются:

    • состояние рынка (в том числе и финансового);
    • место данной организации на рынке;
    • объем реализации товаров, их цена и действия конкурентов;
    • экономическое и финансовое положения субъектов;
    • льготы, которые получены или могут быть получены от государства;
    • условия страхования от некоммерческих рисков и получение гарантий.

При завязке инновационного проекта сначала производится выбор основного технического направления проекта, далее осуществляется стратегическое и оперативное планирование. С точки зрения управления проектом, выбор - это ограничение разнообразия. Стратегическое планирование - это формирование плана путем достижения ограниченного числа избранных целей с применением процедур систематического сравнения и оценки, причем сравнение необходимо выполнить в количественной форме. Цель стратегического планирования - разработка, утверждение и реализация стратегии осуществления инноваций.

Существуют также специальные стратегии, которые предприятия могут применять при осуществлении своей инновационной политики:

    • ресурсные,
    • функциональные,
    • продуктные,
    • организационно-управленческие,
    • базовые.

Базовыми называются универсальные стратегии, получившие широкую известность благодаря своей эффективности. К базовым стратегиям относятся:

    • стратегия интенсивного развития,
    • стратегия интеграционного развития,
    • стратегия диверсификации,
    • стратегия сокращения.

В качестве инновационных стратегий могут рассматриваться:

    • получение результатов инновационной деятельности в виде новых технологий, продуктов и услуг;
    • применение новых методов в производстве, НИОКР, маркетинге и управлении;
    • переход на новые организационные структуры;
    • применение новых видов и новых подходов к использованию старых ресурсов.

К продуктным стратегиям относятся:

    • предпринимательские стратегии,
    • портфельные стратегии.
    • стратегии, направленные на создание и реализацию новы продуктов или изделий.

К функциональным стратегиям относятся:

    • производственные стратегии,
    • научно-технические стратегии,
    • маркетинговые стратегии,
    • сервисные стратегии.

К ресурсным стратегиям относятся:

    • финансовые стратегии,
    • трудовые стратегии,
    • информационные стратегии.

К организационно-управленческим относятся:

    • материально-технические стратегии,
    • технологические стратегии,
    • структурные стратегии,
    • методические стратегий,
    • стратегии осуществления каких-то новейших систем управления.

Базовые стратегии принимаются в качестве эталона при формировании собственных стратегий предприятий, а также как объект сравнения для оценки эффективности собственных стратегий.

Особенности реализации инновационных стратегий:

    • Повышенный уровень неопределенности будущих результатов.
    • Существенный рост инвестиционных рисков.
    • Возрастание потока различных изменений в организации, усиление противоречий в доминирующей коалиции («верхушке» руководства организации).

Стратегия интенсивного развития реализуется следующим образом: организация постоянно наращивает свой потенциал путем улучшения использования как своих внутренних возможностей, так и всех позитивных возможностей, предоставляемых внешней средой. Из этой стратегии выделяют инновационную составляющую - мероприятия, направленные на осуществление более глубокого проникновения на освоенный рынок с уже известным продуктом.

Разработка инновационного проекта

При разработке инновационной стратегии предприятия многие факторы не удается оценить количественно, но это не означает, что разработчики становятся в тупик - они применяют знания экспертов. При разработке проектов очень важно правильно выбрать критерии оценки будущей эффективности проекта (это основные требования к оценке правильности решения поставленной задачи).

Методическое обеспечение теоретически обоснованного выбора стратегии инновационного проекта базируется на следующих методах:

    • имитационное моделирование,
    • метод сценариев.
    • инновационные игры,
    • метод Дельфи,
    • метод Монте-Карло (статистических испытаний).

Для воспроизводства реальных явлений и определения возможных результатов по различным действиям используется метод имитационного моделирования.

Метод сценариев. Подбирается группа людей, которые должны составить сценарий будущего развития инновационных процессов в области интересов данной компании, с оценкой потенциальных последствий для организации. В результате написания сценария получается документ с освещением гипотетической будущей ситуации, причем наиболее важную его часть составляет таблица, которая наглядно и количественно излагает возможные будущие результаты.

Любой сценарий в инновационной деятельности не является прогнозом. Это всего-навсего, логически построенная правдоподобная совокупность событий, которые могут происходить одновременно или последовательно. Разработчики сценария по возможности должны выявить наличие связи между этими событиями и указать примерные даты наступления событий. Процесс развития будущих событий не является одномерным, то есть не располагается на одной линии основного времени, а имеет места ветвления, которые представляют собой локальные, критические точки. Эти точки характерны тем, что малые воздействия, которые могут быть осуществлены с целью усиления или ослабления влияния будущих событий, имеют огромное влияние на конечный результат инновационного процесса.

Достоинства метода сценариев 
      1. Наиболее эффективный метод ослабления негативных последствий традиционного мышления.

2.Метод вынуждает  специалиста заниматься конкретными разработками, погружаться в совершенно незнакомый мир будущего, а не ограничиваться простыми проекциями настоящего на будущие периоды.

3.Сценарий вынуждает  заниматься деталями технологических процессов, которые при отсутствии сценария вообще не попали бы в поле зрения специалистов.

4. Метод сценариев  является важным приемом изучения  будущих ситуаций, в том числе финансовых, получаемых в ходе проведения какой- либо игры.

Лекция № 5

Несмотря на все многообразие инновационных стратегий, их можно свести к трем результирующим:

    • пионерная стратегия - это стратегия, при которой предприятие выбирает пионерные направления инновационной деятельности. Такая стратегия обычно реализуется наиболее крупными корпорациями - виолентами и малыми инновационными предприятиями - эксплерентами.
    • догоняющая стратегия - это стратегия, при которой предприятие выбирает направление инновационной деятельности, состоящее в том, что не разрабатываются новшества, а приобретаются лицензии на право производства новшеств, уже ранее разработанных другими инноваторами.
    • смешанная стратегия.

Инновационные риски

Интеллектуальный продукт может иметь денежную оценку. Риски при его реализации могут быть чистыми или спекулятивными. Риски появляются, если в результате инновационной деятельности можно получить убыток или нулевой результат.

К чистым рискам относятся природные и часть коммерческих рисков.

Спекулятивные риски - возможность получения любого результата. Спекуляция - краткосрочная финансовая операция с целью получения прибыли. К спекулятивным рискам относятся финансовые риски, связанные с возможностью потери денег.

Существует два вида финансовых рисков:

    • Риски, связанные со стоимостью денег.
    • Инвестиционные риски.

Первый вид связан с изменением покупательной способности денег, а второй - с вложением капитала (риск упущенной выгоды, прямых финансовых потерь и т. п.).

Риск упущенной выгоды - риск побочного финансового ущерба в результате неосуществления какого-либо мероприятия. По отношению к инновациям риск упущенной выгоды проявляет себя при отказе вложения средств в инновацию, которая впоследствии оказывается прибыльной.

Риск прямых финансовых потерь означает риск прямой потери денег и включает:

    • селективный риск,
    • риск банкротства.

Селективный риск - риск неправильного вложения капитала или ценных бумаг по сравнению с другими вариантами вложения капитала. Инновационные риски имеют отношение к селективным: вложение капитала в производство инновации, которое оказывается невыгодным, означает прямые потери финансовых средств. Поэтому до начала производства инновации нужно провести ряд расчётов по обоснованию инвестиций, а при покупке - произвести инновационный маркетинг.

Информация о работе Введение в инновационный менеджмент