Введение в инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций

Краткое описание

Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент - Лекции + Словарь терминов.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

После анализа результатов предварительной экспертизы инвестор производит отбор предложений, после чего наступает стадия финансово- коммерческой экспертизы.

 

Лекция № 10

На этой стадии выполняются следующие операции:

1.  Финансовый анализ с составлением отчета о прибыли.

Этот отчет характеризует эффективность проекта на основе соотношения доходов и расходов в ходе его реализации. Кроме того, составляется отчет о движении денежных средств с указанием источников поступления и направления движения финансовых ресурсов. При финансовом анализе изучается ликвидность проекта, то есть способность его руководства в полном объеме отвечать по финансовым обязательствам. Нехватка денежных средств для покрытия обязательств означает банкротство проекта и ставит под сомнение его дальнейшую реализацию. Ликвидность тем выше, чем больше положительное сальдо баланса поступлений и платежей. В качестве поступлений можно назвать привлеченные денежные средства, в том числе на безвозмездной основе, кредиты, займы, субсидии, поступления от реализации продукции, средства от дополнительной эмиссии акций.

Под платежами понимают инвестиционные издержки, которые включают затраты на проект, платежи в бюджет, обслуживание внешней задолженности, дивиденды. Показателем ликвидности является коэффициент быстрой ликвидности. Этот коэффициент отражает способность предприятия, ведущего проект, проводить выплаты в короткие сроки. Коэффициент маневренности капитала определяется соотношением оборотных средств, то есть текущих активов, к собственному капиталу, и характеризует степень финансовой независимости. Этот показатель также характеризует способность предприятия к реализации капиталоемких и долгосрочных инновационных проектов. Инвестору известно, что чем выше, при прочих равных условиях, значение этого коэффициента, тем привлекательнее участие в проекте такого предприятия.

При финансовом анализе рассматривается и показатель платежеспособности — отношение собственного капитала к общим финансовым обязательствам. Высокое значение этого показателя говорит о минимальном финансовом риске.

Финансовая устойчивость проекта оценивается с помощью коэффициента автономного финансирования, который является отношением финансирования за счет собственного капитала к финансированию за счет заемных средств. Чем он выше, тем ниже зависимость от внешних источников финансирования.

Важным показателем ликвидности проекта является коэффициент, представляющий собой отношение суммы долгосрочных и среднесрочных кредитов и собственного капитала, вложенных в проект, к стоимости основного капитала фирмы. Если он больше 1, то это показатель того, что такой проект очень трудно осуществить.

2. Анализ экономической эффективности проекта.

Он основан на исследовании значений коэффициентов рентабельности, главным из которых является коэффициент рентабельности собственного капитала (Р):

 где Пч - чистая прибыль;

К- среднегодовая стоимость собственного капитала.

Этот коэффициент определяет срок окупаемости собственного капитала фирмы. Величина К включает величину денежных средств, стоимость готовой продукции, дебиторскую и кредиторскую задолженности, основные средства и материальные активы.

Имеется также показатель рентабельности продаж (Рп):

 где  Пn - прибыль от реализации продукции;

В - выручка от реализации продукции.

Если ускоряется оборачиваемость инвестиционного капитала, то уменьшается потребность в заемных средствах и увеличивается прибыльность капитала.

В мировой практике имеется ряд критериев экономической эффективности, совместное рассмотрение которых позволяет отобрать проекты для дальнейшего рассмотрения:

    • внутренняя норма прибыли (IRR);
    • срок окупаемости (РР);
    • чистая текущая стоимость (NPV);

Если IRR меньше банковской учетной ставки, то инвестор положит деньги в банк. РР соответствует числу лет до достижения момента, когда запланированный дисконтированный поток финансовых выгод от проекта сравняется с суммарным дисконтированным потоком затрат. Если инновационный проект имеет значение NPV меньше 1, то он попадает в круг дальнейшего анализа. Расчеты этих трех показателей являются неотъемлемой частью экономической оценки проекта.

По данным консалтинговых компаний, подготовка и обработка исходных данных для комплексной оценки ИИП составляет от 50 до 90 % общих затрат на предынвестиционные исследования. Для снижения трудозатрат и повышения качества таких исследований применяют типовые методики (пакеты прикладных программ). Степень обоснованности принимаемого решения во многом зависит от качества исходной информации. Основными характеристиками экономической информации являются ее точность и назначение.

Для оценки инвестиционных проектов Государственная Инвестиционная Корпорация (ГОСИНКО) разработала собственный программный продукт PROJECT EXPERT.

3. Анализ рисков.

При анализе рисков используются качественные и количественные подходы. При описательном анализе проекта перечисляются возможные риски, учитываются их возможные последствия и пути минимизации, оценивается и стоимость проводимых в связи с этим мероприятий. При количественном анализе оцениваются возможные изменения эффективности проекта под воздействием факторов, имеющих тот или иной знак, то есть исключающих или способствующих появлению риска.

Виды риска многообразны: финансовые, технические, маркетинговые, политические, юридические, строительные, экологические, специфические риски участников проекта, форс-мажорные риски.

К финансовым рискам относят:

    • рост инфляции;
    • бюджетный дефицит;
    • рост стоимости кредитных ресурсов;
    • риски колебания валютных курсов и учетной ставки.

Мероприятия по снижению финансовых рисков:

    • привлечение к разработке и реализации проектов специалистов в области управления финансами;
    • страхование инвестиций;
    • использование налоговых льгот.

Технические риски возникают в основном из-за явного или скрытого брака выпускаемой продукции, отклонений от директивной технологии, недопроизводства продукции.

Причины маркетинговых рисков:

    • неправильный выбор рынков сбыта;
    • неотлаженность каналов сбыта продукции;
    • недоработка рыночной стратегии или ошибочные расчеты будущих объемов производства;
    • задержка выхода продукции на рынок.

Все это может привести к недополучению прибыли.

Специфические риски участников проекта возникают вследствие сознательного или вынужденного невыполнения своих обязательств по проекту вследствие неустойчивого финансового положения.

Форс-мажорные риски возникают в том случае, если причиной невыполнения обязательства являются обстоятельства, никак не зависящие от участников (например: различные природные катаклизмы).

Юридические риски могут возникнуть, если права на ИС принадлежат разным физическим и юридическим лицам, каждое из которых не обладает полным набором прав на ее использование, поэтому реализация проекта должна начинаться с формирования юристами портфеля прав на ИС. Этот портфель должен обеспечить преимущества инициаторам проекта перед конкурентами и контроль над его реализацией.

Учет рисков должен сопровождаться разработкой мероприятий, направленных на минимизацию возможного ущерба при их наступлении.

Продолжим изучение условий, благоприятствующих реализации инноваций.

Инновационный климат - рабочая обстановка, при которой каждый сотрудник не только способен, но и полностью готов к творческой деятельности, имеет психологическую совместимость с другими участниками проекта, имеет достаточную мотивацию и ощущает себя полностью свободным в работе.

Инновационный климат необходим, если инновационная компания намерена разрабатывать продукцию с расчетом на рыночный успех и в особенности на технологический прорыв.

Руководители проекта должны постоянно увеличивать творческую мобильность проекта, одним из средств чего является постоянное обучение инновациям. Содержание обучения включает:

• изучение правовых основ инновационной деятельности, психологии совместного творческого труда, новейших информационных технологий, помогающих не только в разработке, но и в продвижении инновации;

• изучение новейших достижений науки и техники непосредственно в сфере деятельности творческих коллективов.

Основные группы факторов, в которых скрыты резервы повышения эффективности инновационного менеджмента;

    • организационные условия,
    • оперативное управление,
    • технологические ресурсы,
    • кадровые ресурсы.

Организационные условия на каждом предприятии существуют свои, поэтому надо использовать все возможности, которые они предоставляют. По мнению Питера Друкера, на инновационном предприятии должно происходить следующее:

    • инновации должны соответствовать потребностям потребителей и по возможности опережать их. Поэтому одной из задач является изучение потребителей будущих инноваций;
    • эффективные новшества должны начинаться с малого, то есть с немногих сотрудников - инноваторов и незначительного сегмента рынка;

3. эффективные инновации должны ориентироваться только на лидерство в своей области деятельности.

Оперативное управление - это часть контроллинга, и оно не может быть выполнено без использования информационных технологий. Для этого могут быть использованы специализированные программные продукты. Показатели, которые следует тщательно контролировать:

    • сроки выполнения этапов,
    • затраты на выполнение этапов (план-факт),
    • трудовые затраты (план-факт),
    • спецификации к началу и моменту завершения проектов

Наличие достаточного количества технологических ресурсов обеспечивает гибкость и технологическую эффективность производства, и именно они часто являются определяющим фактором в конкурентной борьбе. В понятие «уровень технологий производства» входят не только возможности производственного оборудования, но и состояние материально- технического обеспечения, качество изготовления, сборки и контроля продукции, упаковка, маркировка, возможности хранения, распределения и сбыта.

 

Лекция № 11

Прогнозирование в инновационном менеджменте

Научно-технический прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях исследуемого объекта в будущем, об альтернативных возможностях развития объекта и о сроках их осуществления.

Рис. 1. Взаимодействие движущих сил НТП

Взаимодействие движущих сил научно-технического прогноза представлено на рисунке 1.

При получении менеджером готового прогноза необходимо задать следующие вопросы:

    • Кто составил прогноз?
    • С какой целью и по чьему заказу?
    • Когда был составлен прогноз?
    • На какой исходной информации основываются прогностические 
      утверждения?
    • Какие использовались методы прогнозирования?
    • Какие ещё имеются прогнозы по данной проблеме?

При составлении прогноза придерживаются следующих принципов:

    • системности (требует взаимоувязанности прогноза по системам и подсистемам);
    • согласованности (требует координации различных типов прогнозов);
    • научности;
    • динамичности (привязке к оси времени);
    • преемственности;
    • вариантности;
    • верифицируемости (верификация - проверка правильности результатов прогноза).

Прогнозы делят на виды по следующим основаниям:

    • природа прогнозируемых процессов;
    • период упреждения прогноза (Ту™.);
    • иерархичность в структуре прогнозов

Кроме того, прогнозы также классифицируются по последовательности прогнозных оценок. Полный цикл прогнозирования включает поисковый этап и нормативный этап. Поисковый этап называется еще исследовательским или пассивным. Это такой этап, содержанием которого является определение возможного состояния объекта прогнозирования в будущем или вероятных сроков достижения намеченных целей развития объекта. Содержанием нормативного этапа является определение направлений и научно-технических возможностей, которые необходимо реализовать для достижения возможного состояния объекта, в будущем определяемого в качестве цели. Направленность поискового и нормативного этапов прогнозирования одного и того же объекта встречная, то есть на поисковом этапе как бы стремятся узнать, что осуществиться через определенный период времени при существующих тенденциях развития объекта.

Информация о работе Введение в инновационный менеджмент