Введение в инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций

Краткое описание

Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент - Лекции + Словарь терминов.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

В Западной Европе действуют две глобальные правовые системы:

    • островная (англосаксонская);
    • континентальная (франко-германская).

Официально российские термины по инновациям были впервые сформулированы в 1998 году.

Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, интеллектуальные, финансовые, научно-технические, которые необходимы для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности (специальные ВУЗы, факультеты ВУЗов, научно-исследовательские и конструкторские организации, технологические инкубаторы).

XXI век будет веком очень существенных инновационных - интеллектуальных и финансовых - инвестиций в корпоративном менеджменте (информационный и инновационный менеджмент). В настоящее время инновационный менеджмент уже является интегральной наукой, с одной стороны, тесно связанной с инвестиционным, а через него и с финансовым менеджментом, а с другой, - с информационным и отраслевым менеджментом. Предметом инновационного менеджмента является теория и практика инноваций, инновационных процессов, механизмов управления инновациями. Целями этой дисциплины является получение необходимых минимальных знаний об информационных и инновационных процессах, о самом инновационном менеджменте, об экономически правильной оценке инновационного продукта, как интеллектуальной собственности. Этот продукт существует в рамках времени действия охранных документов, выданных на него государством. Таким образом, зная о предмете и целях инновационного менеджмента, можно сказать, что он является самостоятельной экономической дисциплиной.

Происхождение инноватики 
Термин «инновация» в научный оборот впервые ввел Шумпетер в 1910г. Он выделил следующие виды изменений в развитии:

    • Использование новых технологий.
    • Внедрение продукции с новыми свойствами,
    • Использование нового сырья.
    • Изменение в организации производства и его материально- техническом обеспечении.
    • Появление новых рынков сбыта.

Шумпетер считал инновацию главным источником прибыли. Он говорил: «Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития». Исторически впервые специализированные инновационные подразделения появились в трех отраслях: авиастроении, химической промышленности, промышленности средств связи, тогда же возникла потребность в инновационных менеджерах.

Однако понятие "инновационный менеджмент" сформировалось только после Второй мировой войны, когда началась вторая промышленная революция. В это время в авиакосмической отрасли была создана инновационная доктрина, которая включала следующие элементы:

    • -четкое разграничение обязанностей между заказчиком и исполнителем;
    • комплексность полного цикла разработки и создания большой технической системы;
    • строгий контроль процесса системного проектирования со стороны заказчика;
    • жесткие натурные испытания для демонстрации работоспособности конструкции и подтверждения того, что изделия удовлетворяют заданным требованиям;
    • осуществление непрерывной обратной связи.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новейшей продукции, создания конкурентоспособных технологий, а также расширения на этой основе рынка сбыта отечественной продукции. Эта политика может быть как текущей, так и долговременной. Текущая политика направлена на оперативное регулирование инновационной деятельности, а долговременная – направлена на решение стратегических задач, требующих больших инвестиций, затрат времени и ресурсов. Эта политика может быть различной для разных регионов страны.

Все отрасли народнохозяйственного комплекса нашей страны можно разделить на 3 категории:

    • Отрасли, имеющие мировую конкурентоспособность (космическая, нефтяная, газовая, алюминиевая отрасли и производство химических удобрений).
    • Потенциально-конкурентоспособные отрасли (отрасли ВПК, отдельные подотрасли машиностроения и приборостроения).
    • Отрасли, неконкурентоспособные на мировом рынке (легкая 
      промышленность, подотрасли пищевой промышленности).

 

Лекция№3

Основные направления инновационной политики государства

1.    Разработка нормативно-правовых актов для обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и введении её в хозяйственный оборот.

2. Создание системы поддержки инновационной деятельности, развитие производства, увеличение конкурентоспособности и экспорта в наукоемких отраслях промышленности.

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая информационное обеспечение, экспертизу, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации, продвижение разработок и подготовку кадров.

4. Развитие малых предприятий инновационного направления.

5. Создание конкурсной системы отбора инновационных проектов для включения их в общегосударственную программу.

6. Реализация критических технологий, способных преобразовать целые отрасли экономики.

7. Использование технологий двойного назначения, пригодных для выпуска конверсионной продукции.

Реализация инновационной политики происходит в следующих направлениях:

1. Формирование  нормативно-законодательных и организационных (институциональных) условий для положительных изменений в инновационной сфере.

2. Государственная поддержка инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое производство, а также поддержка инновационных предприятий за счет налоговых льгот и кредитов.

3. Совершенствование налоговой системы для создания выгодных условий ведения инвестиционной и инновационной деятельности любыми субъектами хозяйствования.

4. Поддержка инновационных организаций при их выходе на мировой рынок.

5. Обеспечение зарубежных кредитных линий для создания инновационной инфраструктуры, закупки оборудования под гарантию государства и лицензий на высокие технологии для освоения производства новой продукции.

6. Консолидация усилий государственных и частных инвесторов, направленных на взаимодействие со странами ЕС и другими объединениями государств.

7. Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.

8. Участие инновационно активных организаций в международных конкурсах.

9. Выделение прямых инвестиций государства для реализации инвестиционных программ, имеющих общегосударственный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Некоторые теоретические положения инноватики Циклы Кондратьева

Российский ученый Кондратьев в 1925 году на основании тщательного исследования экономико-статистических данных по мировой экономике установил существование больших конъюнктурных циклов или «длинных волн», указывающих на существование чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве.

Как установил Кондратьев, в основе длинных (сверхдлинных) волн (40-60 лет) лежит смена пассивной части основного капитала; в средние волны (7-10 лет) входит замена активной части основного капитала, то есть технологического оборудования, транспортных средств и т. д.; короткие волны (3-3,5 года) отражают рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам промышленной продукции.

Теория Кондратьева позволила в дальнейшем Шумпетеру создать труд «Деловые циклы» (1939г.). В этом труде он излагает понимание теорию Кондратьева как возможность преодоления спадов и кризисов в промышленном производстве за счет инновационного обновления основного капитала через технологические, общеэкономические, организационные и управленческие нововведения. В связи с этим им было введено понятие «деловой цикл».

Шумпетер выделил 3 деловых цикла: первый связан с промышленным переворотом, начало которому положило бурное развитие промышленности в Англии; второй совпал с появлением и развитием железных дорог, пароходного сообщения, подъёмом металлургии, машиностроения и продолжался до 90-х годов XIX века; третий связан с применением в промышленности и на транспорте электрической энергии, двигателей внутреннего сгорания и развитием химической индустрии.

Сейчас эти деловые циклы называются технологическими укладами Понятие «уклад» здесь означает обустройство, установившийся порядок организации какой-либо деятельности, и считается, что жизненный цикл технологического уклада составляет примерно 100 лет. Уклад имеет 3 фазы:

  Зарождение  и становление нового уклада  в экономике предшествующего технологического уклада.

2. Структурная перестройка экономики на базе новой технологии производства и новых отраслей; в эту фазу полностью укладывается период доминирования нового уклада в экономике.

3. Постепенное отмирание устаревающего технологического уклада.

В инноватике различают следующие виды нововведений: продукты, процессы, модификации продуктов и процессов. Появление на рынке продуктов-инноваций означает начало фазы зарождения нового уклада. Его медленное развитие на некотором отрезке времени определяется монопольным положением отдельных фирм, которые первыми применили продукты-инновации. Бурное развитие этих фирм и получение ими сверхвысоких прибылей объясняется тем, что их особое положение в экономике защищают законы об интеллектуальной собственности. Но когда действие охранных документов на объекты интеллектуальной собственности заканчивается, монополия теряется. Появляются новые конкуренты – фирмы с новыми продуктами-инновациями.

Поэтому прежний монополист в период устойчивого производства нового продукта своевременно, не дожидаясь появления сильных конкурентов, продает лицензию на производство своего продукта- инновации, после чего происходит диффузия инноваций-процессов, они быстро проникают в общественную практику, при этом происходит массовое перераспределение капиталов в технологическое русло нового производственного уклада. Доминирование нового уклада приводит ко всё более заметному падению прибыльности производства прежнего уклада. В то же время организация, которая провала лицензии, получает дополнительные средства для проведения поиска и создания новых, ещё более конкурентоспособных изделий. Отсюда начинается следующий деловой цикл, предупреждающий спад в промышленном производстве, то есть очередная средняя волна по Кондратьеву. Копоткие волны вызываются многими, иногда не предсказуемыми, причинами, но наиболее часто они появляются вследствие модернизации выпускаемой продукции отдельными фирмами и компаниями. Эти модернизации вызывают дополнительный спрос на товарном рынке и продлевают жизненный цикл продукции как инновации.

Говоря языком инноватики, современное технологическое производство переходит от 4-го к 5-му технологическому укладу, к которому перешли уже технологически высокоразвитые страны. Они вступили уже на путь децентрализации производства и общества.

В то же время в развитых странах по продукции 4-го уклада производится модификация выпускаемых изделий, чего достаточно для обеспечения платежеспособного спроса как в своих странах (странах- производителях), так и для удержания рыночных позиций в зарубежных странах.

В России же многие производства находятся на стадии перехода от 3- го к 4-му укладу. В то же время создан потенциал (наукоёмкие производства) для пятого технологического уклада.

Некоторые ученые считают, что следует говорить о шести технологических укладах.

Жизненный цикл продукта включает следующие фазы:

1 фаза - фаза исследований и разработок, которая заканчивается передачей конструкторской и технологической документации на продукт- инновацию в производство.

2 фаза - технологическое освоение полномасштабного производства новой продукции. Чем короче эта фаза, тем выгоднее это для производства.

Первые две фазы связаны с огромными инвестициями и большими рисками для инвесторов. После них уже начинается снижение себестоимости продукции, растет масса прибыли, окупаются все инвестиции.

3  фаза - стабилизация объемов производимой продукции.

4 фаза - заметное снижение объемов продаж и соответственно производства продукта.

Инновационный процесс длится только первые две фазы, а 3 и 4 фазы относятся к производственному процессу.

Жизненный цикл развития технологий (т.е. инноваций-процессов) аналогичен. На формирование технологического уклада в течение длительного периода времени оказывает влияние государственная поддержка новых технологий в сочетании с инновационной деятельностью корпораций. Краткое содержание укладов приведено в таблице 1

Таблица 1.

Краткое содержание технологических укладов отечественной экономики

№№ 
уклада

Период домини- рования

Ключевые факторы уклада

Основные

компоненты

доминирования

уклада

Формирующийся новый уклад

Преимущества уклада

 

1880- 
1930

электропривод, 
сталь, ДВС

машиностроение, 
производство 
стали и сплавов, 
неорганическая 
химия, линии 
электропередачи

автомобиле- 
строение,   цветная 
металлургия, 
органическая 
химия, авиация

повышение

эффективности

производства      на

основе

электропривода,

стандартизация

производства

4.

1930-

1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реактивный 
двигатель, радары

автомобильная и

тракторная

промышленность,

самолетостроение,

ракетостроение,

металлургия цветных

металлов и редких

элементов,

нефтеорганический

синтез

сверхзвуковая

авиация,

космическая

техника,

строительство

трубопроводов,

микроэлектроника

массовое и 
серийное 
производство 
высоко- 
технологичных 
продуктов

5.

1980- 
2030

микроэле- 
ктронные 
элементы, 
нанотехнологии

электроника,

компьютеры,

телекоммуникации,

программные

продукты.

роботостроение

биотехнология.

управляемый

термоядерный

синтез, тонкая

химическая

технология

индивидуализация

производства и

потребления;

высокая

мобильность

производства,

включая его

полную автоматизацию,      

новые формы

собственности

Информация о работе Введение в инновационный менеджмент